Список публикаций по ключевому слову: «Достоевский»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Губанова Полина , учащаяся
МБОУ «Лицей с. Долгоруково» , Липецкая обл
«Развитие навыков читательской грамотности на уроках родной литературы (на примере рассказов Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)»
Понятие «читательская грамотность» в последнее время особенно актуально, так как умение работать с информацией становится обязательным условием успешности и востребованности. Наиболее способствуют повышению уровня читательской грамотности в школе уроки литературы, в процессе которых различные способы работы с текстом позволяют выявить не только смыслообразующие принципы текста, но и расширить кругозор обучающихся. В процессе сравнительного анализа рассказов Х. Андерсена «Девочка со спичками» и Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», которые ранее в литературоведении никогда не сравнивались, путем применения навыков читательской грамотности были обнаружены точки пересечения в творчестве писателей.
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ
«Поэтика пасхального рассказа Ф.М. Достоевского «Мужик Марей»»
В статье говорится о поэтике малоизвестного произведения малой прозы из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Раскрываются жанрообразующие признаки пасхального рассказа: мотив преображения души героя, приуроченность действия к светлому празднику Пасхи, описание чудесных событий, счастливая развязка. Сделан вывод о жанровой принадлежности произведения, выявлен главный мотив рассказа.
Актуальные направления преподавания в современной школе
МОУ «Гимназия №7» , Московская обл
«Теория двойничества в мировой литературе»
Сегодня общепризнано, что феномен множественной личности в литературе всегда был актуальной проблемой. Множество различных шедевров, созданных русскими и зарубежными писателями, основаны на конфликте рассказчика и его двойника. Наша цель состоит в детальном сравнительном анализе нескольких стихотворений и романов, сюжеты которых построены на вышеуказанных принципах. Методы: исследование осуществляется через сравнительный стилистический анализ конкретных произведений Достоевского, Есенина и Роулинг. Выводы: в довершение всего мы можем с высокой степенью уверенности сказать, что авторы, чьи работы мы проанализировали, использовали в основном одни и те же принципы. Мы всегда видим главного героя и его двойника. И этот двойник обычно является лишь худшей персонификацией темной стороны персонажа. Подводя итог, мы должны сказать, что было бы несправедливо с нашей стороны не упомянуть тот факт, что этот стилистический анализ не дает исчерпывающих указаний в отношении рассматриваемой нами проблемы. Но мы старались быть честными и последовательными.
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Типология образов в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского»
Статья посвящена исследованию типологии образов в «Записках из Мертвого дома». Выявляется, что в данном переходном для творчества писателя произведении формируется типология героев Достоевского, в дальнейшем характерная для его романов. На основе анализа текста произведения выделяются следующие основные типологические группы образов: кроткие (Настасья Ивановна, Сироткин, Алей), демоническая личность (Газин, Жеребятников), сверхчеловек (Орлов, Нурра, Петров).
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ
«Имена собственные в произведениях малой прозы из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского»
Филологические науки
Дедюхина Ольга Владимировна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Образ нигилиста в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)»
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результате исследования авторы приходят к выводу, что сходство героев выражается в том, что они оба скептики, бунтари, стремящиеся переделать мир. Оба оказываются создателями теорий, которые не выдерживают испытания жизнью. Однако Достоевский делает акцент на возможности духовного возрождения героя через покаяние, искупление вины страданием и обращение к Богу. Тургенев же подчеркивает хрупкость, ничтожество человека перед вечными законами Природы, трагизм его бытия.