Список публикаций по ключевому слову: «расстройства аутистического спектра (РАС)»
Психология
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» , Москва г
«Психолого-педагогические условия социализации подростков с расстройствами аутистического спектра»
В статье рассматривается комплекс психолого-педагогических условий, способствующих успешной социализации подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). Актуальность темы обусловлена возрастающей распространенностью РАС и специфическими трудностями, возникающими в подростковый период, который является критическим для формирования социальной компетентности и личностной идентичности. На основе анализа современной литературы и обобщения эмпирического опыта выявлены и охарактеризованы ключевые условия: создание инклюзивной образовательной среды, реализация программ формирования социально-бытовых навыков, применение технологий структурированного обучения и визуальной поддержки, организация психолого-педагогического сопровождения семьи, а также целенаправленное развитие коммуникативных навыков. В статье представлены таблицы и рисунки, обобщающие материалы исследований. Результаты работы могут быть использованы в практике специалистов психолого-педагогического профиля, работающих с подростками с РАС.
Педагогика
Катляревская Евгения Александровна , педагог-психолог
Мелашенко Екатерина Дмитриевна , тьютор
МБОУ «СОШ №43» , Белгородская обл
«Междисциплинарный подход к формированию коммуникативной компетенции у школьников с РАС в условиях инклюзивного класса»
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции у школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивного образования. Обосновывается необходимость междисциплинарного взаимодействия специалистов (логопеда, психолога, тьютора) для создания единой коррекционно-развивающей среды. Представлена модель комплексного сопровождения, описывающая зоны ответственности каждого специалиста и их синергетический эффект. Особое внимание уделяется роли тьютора как связующего звена между ребенком, педагогами и сверстниками. Приводятся конкретные приемы и методы работы, направленные на преодоление коммуникативных и поведенческих барьеров, развитие инициативной речи и социального взаимодействия. Делается вывод о том, что скоординированная работа команды специалистов позволяет не только сформировать у ребенка с РАС базовые коммуникативные навыки, но и успешно интегрировать его в коллектив нормативно развивающихся сверстников.
Психологические аспекты педагогической деятельности
Пермякова Надежда Владимировна , педагог-психолог
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» , Челябинская обл
«Консультирование семей, воспитывающих детей с РАС»
Коррекционная педагогика, дефектология
Пермякова Надежда Владимировна , педагог-психолог
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» , Челябинская обл
«Проблемы поведения у детей с РАС»
Психология
Санкович Ольга Евгеньевна , учитель-логопед
Филатова Людмила Николаевна , учитель-дефектолог
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» , Челябинская обл

