Список публикаций по ключевому слову: «Тургенев»
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Роль природных стихий в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»»
В статье предпринимается попытка исследования роли природных стихий в повести «Вешние воды» для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, определения особенностей тургеневской концепции любви, выраженной в повести. Выявляется, что мотивы и сравнения, связанные со стихиями солнца, солнечного света, света звезд, теплого вихря способствуют созданию образа возвышенной, чистой, идеальной, одухотворенной любви, обладающей преобразующим началом (любовь Санина и Джеммы). Порывы ветра, гул грозы символизируют стихию страсти, лишающую человека воли и превращающую его в раба (страсть Санина к Полозовой). В повести показана амбивалентность любовного чувства.
Филология
МОКУ «С(К)ООШ №22 (VII вида)» , Саха /Якутия/ Респ
«Типология женских образов в романах И.С. Тургенева»
В статье предпринимается попытка уточнения типологии женских образов в романах И.С. Тургенева. Выявляются три основных вариации: «тургеневская девушка», обладающая высокой духовностью, чистотой, силой характера; «инфернальная женщина», заключающая в себе что-то колдовское, соотносящаяся в произведениях писателя с мотивом любви-власти; женщина-мать, в которой, с одной стороны, акцентированы черты барыни-хозяйки дворянской усадьбы, жаждущей обожания, преклонения, несущей в себе оттенок фальши, а с другой, – матери семейства, отдающей своим родным тепло и любовь. Однако все женские образы описаны с психологической правдой и глубиной.
Филологические науки
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Анализ образов Якова Аратова и Клары Милич из повести И.С. Тургенева «После смерти»»
Статья посвящена анализу образов Якова Аратова и Клары Милич, героев повести И.С. Тургенева «После смерти». Автор выявляет прием противопоставления, использованный автором для создания образов, и приходит к выводу, что у Аратова преобладает иррациональное восприятие мира, которое передано герою наследственно от родителей, а Клара изображается существом прекрасным, возвышенным и одновременно несущим печать демонизма, существом, способным заставить поверить в продолжение существование своей власти и после смерти.
Филология
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Образ демонической женщины в повестях И.С. Тургенева»
В статье предпринимается попытка уточнения типологии женских образов в повестях Тургенева, выявляется, что кроме образа «тургеневской девушки», характерного, прежде всего, для романов писателя, выделяется образ «демонической женщины», наиболее частотный в повестях. По мнению автора, образ «демонической женщины» соотносится с философскими взглядами писателя на природу, с его концепцией любви, данный образ обнаруживается в повестях, изображающих любовь как роковую власть, подчиняющую волю. Характерными чертами героинь, принадлежащих к данному типу, становятся властность и сила характера. Автор считает, что образ «демонической женщины» создается Тургеневым как в реалистической манере, так и с привлечением ирреальных мотивов.
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Культурно-исторический аспект при изучении романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»»
В данной статье рассматривается такой феномен русской действительности, как дворянская усадьба, на материале романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» в аспекте ознакомления иностранных студентов с русской национальной культурой посредством изучения литературного произведения. В поле зрения оказывается история возникновения дворянской усадьбы, ее значение в развитии отечественной культуры. Исследуется символическое наполнение понятий «дом», «сад», «дворянское гнездо» в романе Тургенева. Дворянская усадьба представляется олицетворением рода, семьи и, шире, России.
Филологические науки
Дедюхина Ольга Владимировна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Образ нигилиста в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)»
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результате исследования авторы приходят к выводу, что сходство героев выражается в том, что они оба скептики, бунтари, стремящиеся переделать мир. Оба оказываются создателями теорий, которые не выдерживают испытания жизнью. Однако Достоевский делает акцент на возможности духовного возрождения героя через покаяние, искупление вины страданием и обращение к Богу. Тургенев же подчеркивает хрупкость, ничтожество человека перед вечными законами Природы, трагизм его бытия.
Дедюхина Ольга Владимировна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Мотив смерти в «Записках охотника» И.С. Тургенева»
Статья посвящена одному из наиболее частотных мотивов в произведениях И.С. Тургенева в целом и в «Записках охотника», в частности, – мотиву смерти. Авторами проводится исследование функциональных особенностей мотива смерти в его связи с особенностями поэтики Тургенева в 1850-е гг. В результате текстуального анализа исследователи приходят к выводу, что в рассказах из «Записок охотника», относящихся к 1850-м годам, мотив смерти направлен на то, чтобы акцентировать социальную проблематику: поднять проблему разрушения дворянских усадеб, подчеркнуть трагичность существования крепостного мужика, выявить национальные особенности характера и мировосприятия русского человека. В ряде рассказов данного периода появляется мотив «любовь-смерть», призванный подчеркнуть трагичность любви.
Филология и лингвистика
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» , Татарстан Респ