Список публикаций по ключевому слову: «природные территории»
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица» , Санкт-Петербург г
«Средовой подход в дизайн-организации природного ландшафта (на примере особо охраняемых природных территорий)»
В статье рассматриваются общие вопросы дизайн-организации природного ландшафта на примере особо охраняемых природных территорий; различные факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования. Анализируется функциональное зонирование природного ландшафта ООПТ (набор функциональных зон в связи со статусом, видом особо охраняемой природной территории). Естественные природные факторы (характер ландшафта) приобретают особое значение при средовом, системном подходе к проектированию на ООПТ.
Географические науки
ГБОУ «СОШ с. Пестравка» , Самарская обл
«ООПТ Пестравского района Самарской области»
Науки о Земле (геодезия, геофизика, страноведение и др.)
Рулькова Олеся Анатольевна , магистрант
Вергасова Яна Александровна , магистрант
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» , Ростовская обл
«Создание структуры ГИС-проекта «Рекреационный каркас Ростовской области»»
В данной статье предлагается совершенствование теоретико-методологических подходов к комплексной экологической оценке ландшафтов. При этом разрабатываемые подходы должны быть формализованы и реализованы в среде ГИС и представлять результаты обработки в виде набора аналитических и электронных оценочных карт. А также предлагается использование материалов в разработке программ землепользования и рекреационного природопользования, для составления туристического паспорта территории, а также при разработке конкретных туристических маршрутов и проектировании рекреационных зон.
Экология
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» , Нижегородская обл
«Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия позвоночных животных»
В данной статье рассматривается проблема сохранения позвоночных животных. В настоящее время серьезные опасения вызывает стремительное сокращение числа видов живых организмов, особенно в последние годы. Потеря биологического разнообразия – это и потеря ценного генофонда, и потеря устойчивости экосистем. Сохранение биологического разнообразия – это не только сохранение экосистемы, но и, самое главное, сохранение тех условий природной среды, в которой возможна нормальная жизнь и деятельность человека. Важную роль в сохранении разнообразия видов живых организмов и экосистем играют особо охраняемых природные объекты. В статье анализируются данные об ООПТ Нижегородской области, распределении видов позвоночных животных по охраняемым территориям различного типа, степень охраны краснокнижных видов в зависимости от их распределения в пределах того или иного типа естественных экосистем. В результате исследований было выявлено, что, в целом, сеть ООПТ обеспечивает охрану 88% всех видов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. Большая часть из которых охраняется в заповеднике, заказниках и природном парке.
Педагогика
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» , Москва г
«Природа мегаполиса как образовательная среда»
Экология
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» , Челябинская обл
«Эколого-хозяйственный баланс территории Аулиекольского района Республики Казахстан и ее естественная защищенность»
Актуальность работы обусловлена необходимостью оценки территории Аулиекольского района для выявления земель с низким коэффициентом естественной защищенности территории. Целью работы является оценка эколого-хозяйственный баланс Аулиекольского района Республики Казахстан. Автор применил метод оценки эколого-хозяйственного баланса с учетом антропогенной нагрузки. Для исследования состояния объекта регионального масштаба выбор в качестве основы анализа структуры земель представляется наиболее адекватным, поскольку именно устройство землепользования объективно отражает современное состояние промышленного, сельскохозяйственного и рекреационного воздействия.
Географические науки (география, история географии, страноведение, краеведение, геодезия и др.)
ФГБУН «Институт степи УрО РАН» , Оренбургская обл
«Геологические памятники природы Оренбургской области как объекты научно-познавательного туризма и экскурсий»
В статье охарактеризованы природные ресурсы Оренбургской области, обладающие большим потенциалом для развития геологического туризма. Дано определение понятию «геологический туризм». Рассмотрены основные особенности геологических памятников. Выделена гора Полковник как одно из известных месторождений яшмы. Отмечены особый интерес туристов к стратотипам. Геологический туризм рассматривается как альтернатива традиционным подходам массового туризма, оказывая положительное влияние на процесс развития и организации туризма на ООПТ.
Сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, лесное хозяйство, экономика в АПК и др.)
Мизгирева Ирина Дмитриевна , аспирант, инженер-программист
Институт леса и природопользования ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» , Свердловская обл
«Экологическая характеристика памятника ландшафтной архитектуры «Парк имени 50-летия Советской власти»»
Инновационные принципы и подходы организации учебной деятельности
Черезова Ирина Александровна , преподаватель
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» , Кировская обл
«Геоинформационные системы на уроках географии»
Статья посвящена проблеме применения геоинформационных технологий в процессе изучения географии, являющихся одним из интересных и перспективных направлений обучения, так как в настоящее время образовательные учреждения нашей страны переходят на образовательные стандарты второго поколения, а изучение нового содержания требует новых технологий обучения. В работе раскрыты особенности геоинформационных си-стем (ГИС) и их реализация в практике работы учителя географа‐исследователя. Оснащение учебных заведений компьютерной и электронной аудио‐ и видеотехникой создаёт новые возможности для приобщения учащихся к использованию особых ГИС. В статье приведены примеры работы по созданию проектов «Виртуальное путешествие по экватору» и «Особо охраняемые территории г. Кирова» с использованием ГИС-технологий. Авторы приходят к выводу о том, что использование геоинформационных систем в процессе обучения географии формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, позволяет их подготовить к работе с информацией во всех формах в различных сферах жизнедеятельности.