Введение
Актуальность исследования
Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.
Объект исследования – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице».
Предмет исследования – русская и зарубежная литература и фольклор.
Цель – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.
Проблемные вопросы
Что такое бродячий сказочный сюжет? Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»? Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей? Чем отличаются произведения с данным сюжетом?
Гипотеза
Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.
Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца.
В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.
Задачи
1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете.
2. Проанализировать материал, выбрать главное.
3. Составить анкету, провести опрос.
4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное.
5. Проанализировать творческие работы учащихся.
6. Систематизировать результаты работы.
7. Подвести итоги, сделать выводы.
Методы
Анализ научной литературы по выбранной теме, диагностика (анкетирование), изучение творческих работ учащихся и их анализ.
I глава. Научная основа изучения бродячего сказочного сюжета о «спящей красавице».
«Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил» [7].
Существует множество сказок со схожими, почти одинаковыми сюжетами. Такие сюжеты называют «бродячими».
В исследовательской литературе существует множество определений бродячих сюжетов.
Бродячие сюжеты – устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования [4].
«Бродячий сюжет» – термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление «бродячего сюжета» связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей.
«Бродячие сюжеты очень устойчивы и остаются по сути неизменными на протяжении своего путешествия между разными народами. В процессе перехода сюжетов появляются все новые и новые их варианты, но структура их остается неизменной. В каждой стране сюжет видоизменяется в зависимости от национальных особенностей культуры, экономики, политики, социального строя. Основа остается прежней, и соотнести бродячие сюжеты достаточно легко. Особенно яркие примеры бродячих сюжетов дают сказки» [4].
Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие [4].
Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице».
В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак.
С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.).
Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г.
Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников.
«Волшебное зеркальце» – русская народная сказка [4].
Бр. Гримм, Ш. Перро, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин – все они записали сказку о Спящей красавице, по-своему преобразив ее. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [2]. А М.К. Азадовский указывает на западноевропейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.
Один из крупнейших фольклористов ХХ века В.Я. Пропп написал книгу «Исторические корни волшебной сказки», в которой выяснил источники волшебной сказки в исторической действительности и, в том числе, рассказал о происхождении бродячего сюжета о «спящей красавице» в главе «Большой дом». Часть главы, в которой описывается этот сюжет, называется «Красавица в гробу». Возникновение сюжета исследователь связывает с обрядом посвящения: «В сказке девушка, живущая у богатырей в лесу, иногда внезапно умирает; затем, пробыв некоторое время мёртвой, вновь оживает, после чего вступает в брак с царевичем. Временная смерть […] есть один из характерных и постоянных признаков обряда посвящения» [1].
В.Я. Пропп рассказывает, что девушка «неожиданно умирает и столь же неожиданно оживает и вступает в брак» [1], и выделяет три группы предметов, от которых она умирает. «Одна группа составляет предметы, вводимые под кожу: иголки, шипы, занозы. Сюда же можно отнести шпильки и гребёнки, вводимые в волосы. Вторая группа – это средства, вводимые внутрь: отравленные яблоки, груши, виноградинки или, реже, напитки. Третью группу составляют предметы, которые надеваются. Здесь фигурирует одежда: рубашки, платья, чулки, туфельки, пояса и предметы украшения: бусы, кольца, серьги. Наконец есть случаи, когда девушка превращается в животное или птицу и вновь превращается в человека. Средства оживления очень просты: нужно вынуть иглу или шпильку из-под кожи, нужно потрясти труп, чтобы отрава выскочила наружу, нужно снять рубашку, колечко и т. д.» [1].
Также В.Я. Пропп объясняет, почему гроб именно стеклянный. «Почему гроб часто бывает стеклянным – на этот вопрос можно дать ответ только в связи с изучением «хрустальной горы», «стеклянной горы», «стеклянного дома» и всей той роли, которую в религиозных представлениях играли хрусталь и кварц, а позже – стекло, вплоть до магических кристаллов средневековья и более поздних времен. Хрусталю приписываются особые магические свойства, он играл некоторую роль в обрядах посвящения, и хрустальный гроб есть только частный случай более общего явления» [1].
Выводы по I главе
Как показали работы исследователей, бродячие сказочные сюжеты уходят корнями в глубокую древность и связаны с взаимодействием народных культур и миграцией народов. Они делятся на тематические группы, в одну из которых входят сказки с сюжетом о «спящей красавице». Учёные определили источники данного сюжета в исторической действительности, выделили ряд отличительных особенностей, характерных для данного бродячего сюжета: группы предметов, от которых умирает красавица, средства её оживления, особенности гроба и др.
Таким образом, обзор исследовательской литературы по теме позволяет нам сказать, что данный сюжет давно привлёк внимание учёных, которые проанализировали его основные особенности.
II глава. Представления современных читателей о бродячем сказочном сюжете о «спящей красавице».
Результаты анкетирования.
Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х и 11 классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 3% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет.
На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26% (см. рисунок 1).
Рис. 1
На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет».
- При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40% (см. рисунок 2).
Рис. 2
Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46% (см. рисунок 3).
Рис. 3
Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет (см. рисунок 4).
Рис. 4
При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.
Таблица 1
Сравнительный анализ сказок с сюжетом о «спящей красавице»
Братья Гримм «Шиповничек» |
Ш. Перро «Спящая красавица» |
В.А. Жуковский «Спящая царевна» |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
Братья Гримм «Снегурочка» |
|
У царя долго нет детей. |
|||||
Волшебное существо предсказывает царевне рождение ребенка. |
Царица должна родить ребёнка. |
Королева мечтала о ребёнке. |
|||
Предсказание сбывается, рождается дочь. Мать остаётся жива. |
Ребёнок рождается, мать умирает. |
||||
Царь собирает пир, приглашает колдуний, которые одаривают девочку подарками. |
Сюжетная линия отсутствует. |
||||
Отец забывает пригласить одну колдунью, которая обижается на это и предсказывает новорожденной смерть. |
Сюжетная линия отсутствует. |
||||
Младшая колдунья заменяет смерть на долгий сон, который должен прервать царевич. |
Сюжетная линия отсутствует. |
||||
Царь остается со своей женой, матерью царевны. |
Царь женится на другой. |
||||
Сюжетная линия отсутствует. |
У мачехи есть волшебное говорящее зеркальце. |
||||
Сюжетная линия отсутствует. |
Мачеха пытается избавится от падчерицы, приказывает убить ее. |
||||
Сюжетная линия отсутствует. |
3 раза пытается убить ее с помощью волшебных предметов. |
||||
Сюжетная линия отсутствует. |
Царевна находит приют у карликов/богатырей. |
||||
Сюжетная линия отсутствует. |
Царевна умирает, ее хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. |
||||
Царевич будит спящую красавицу поцелуем. |
Царевич разбивает гроб и тем самым будит царевну. |
Царевна просыпается от того, что слуги, несущие гроб, спотыкаются и кусок отравленного яблока выпадает из горла. |
|||
Для анализа мы взяли сказки братьев Гримм «Шиповничек» и «Снегурочка», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Во всех сказках начало похоже: у некоего царя / короля нет детей. А дальше начинаются незначительные расхождения в сюжете: в «Шиповничке» братьев Гримм, у Ш. Перро и у В.А. Жуковского рождение ребёнка предсказывает некое волшебное существо, в остальных ребёнок рождается без предсказания. В дальнейшем сходство и различия сказок позволяют нам разделить их на две группы, выделенные выше. В первую мы относим «Шиповничек» братьев Гримм и сказки Ш. Перро и В.А. Жуковского, у которых много совпадений в сюжетах, а во вторую – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Снегурочку» братьев Гримм.
Далее в сказках 1 группы рождается дочь и мать остаётся жива, а в сказках 2 группы мать умирает после рождения дочери.
Далее в сказках 1 группы развивается сюжетная линия, которая отсутствует во 2 группе: царь / король собирает пир, на который приглашает колдуний / ведуний/фей, которые одаривают девочку подарками, но забывает по разным причинам пригласить одну из колдуний, на что та обижается и предсказывает новорождённой смерть. Далее вмешивается последняя колдунья, которая ещё не успела одарить девочку, и смягчает проклятье, заменив смерть на долгий сон, который должен прервать поцелуй влюблённого царевича / королевича / принца.
Иное развитие сюжета мы находим в сказках 2 группы. Начинается всё с того, что царь женится на другой после смерти царицы-матери. У мачехи есть волшебное зеркальце, которое говорит ей о том, что она самая красивая. Мачеха пытается избавиться от падчерицы, которая стала слишком красива, и трижды пытается её убить.
Анализ творческих работ учащихся
Анализ творческих работ учащихся (26 сочинений) позволил нам сделать вывод о том, что практически все ученики знают сюжет о «спящей красавице» после изучения этой темы в классе. Все необходимые элементы сюжета (см. сравнительную таблицу) сохраняются в творческих работах.
Однако учащиеся придумывают новые сюжетные линии, вводят дополнительных героев, придумывают новые имена действующим лицам, переносят действие сказки в современный мир, наделяют персонажей новыми чертами характера, своеобразной речевой характеристикой и мировосприятием современного человека. Всё это говорит о том, что данная работа привела к развитию творческих способностей учеников.
Выводы
1. Cюжет о «спящей красавице» получил широкое распространение в фольклоре и литературе разных народов: итальянцев, французов, немцев, русских, народов Восточной Африки и др.
2. В сюжете о спящей красавице у разных народов много совпадений, также совпадения наблюдаются и в деталях некоторых сказок (см. таблицу).
3. Отличия в сюжете связаны с включением дополнительных сюжетных линий у некоторых писателей, а также в деталях сюжета и в национальных особенностях героев (см. таблицу).
4. Работа по изучению особенностей сюжета о «спящей красавице» привела к полному усвоению особенностей данного сюжета и развитию творческих способностей учеников 5 классов.
Приложение
Примеры творческих работ учащихся 5 классов
Б. Варвара, 5А класс.
Условие феи
Много веков назад в маленьком королевстве жили король с королевой. Правили они мудро и были добры и справедливы. Но было у них одно горе: у них не было детей. Король с королевой очень грустили и обращались ко всем знахарям и волшебникам, но никто не мог им помочь.
Однажды в ворота замка постучалась старая фея. Она сказала, что даст им ребёнка, прекрасную девочку с золотыми волосами и голубыми, как небо, глазами, но с одним условием. Как только кожи малышки коснётся солнечный свет, та упадёт замертво. Король с королевой согласились, и через год у них родилась дочь. Они назвали её Элайн, что на шотландском значит «мерцающий свет». На радостях они забыли об условии старой феи.
Настал день крестин. Множество гостей собралось во дворце, чтобы поздравить короля и королеву. Среди них была и старая фея. Увидев её, король с королевой помрачнели, вспомнив условие договора, и быстро приказали слугам отнести дочь подальше в тень. Заметив грусть на их лицах, к королю с королевой подошла другая, более молодая и неопытная фея. Узнав, что так печалит короля с королевой, она сказала: «Я не могу отменить заклятие старой феи, я могу смягчить его. Ваша дочь не умрёт от прикосновения солнечного света, а заснёт долгим сном и будет спать, молода и прекрасна, пока не разбудит её поцелуй любви».
Король и королева поблагодарили фею и немного утешились, но твёрдо решили не дать своей дочери заснуть и днём держали её в замке, и лишь по ночам давали ей выходить наружу.
Шли годы, Элайн росла и хорошела за стенами замка, лишь ночью выходя на воздух. Но вот в день своего шестнадцатилетия Элайн решила посмотреть на рассвет. Она ведь не знала, что случится, как только солнечный свет коснётся её.
В ту же ночь Элайн отделилась от группы гуляющих с ней служанок и убежала в лес. Было темно и страшно, ветки деревьев хлестали её по лицу и рвали изысканную одежду, но она не останавливалась и бежала всё дальше и дальше в лес. Наконец, она выбежала из леса и остановилась, достигнув своей цели: прямо перед ней стоял высокий холм. Падая от усталости, Элайн взобралась на холм и упала в изнеможении. И вот уже из-за горизонта показались первые лучики солнца, и как только один из них дотронулся до нежной кожи девушки, она заснула вечным сном. Долго оплакивали король с королевой свою дочь, но было слишком поздно. Её тело отнесли в замок и уложили на кровать в высокой башне.
Прошли века, король с королевой умерли, а замок стоял в руинах. И только Элайн, всё так же прекрасна и мила, лежала в башне.
Но однажды один принц во время охоты заметил старый замок вдали и направился к нему. Пройдя сквозь огромные ворота, принц понял, что замок давно заброшен. Он шёл сквозь бесконечные залы и коридоры, пока наконец не увидел лестницу, ведущую в башню. Он взошёл наверх и ахнул от удивления. Перед ним на кровати лежала, без сомнения, самая красивая девушка в мире. И он, не сдержавшись, подбежал и поцеловал е алые губы.
Но что это? Лицо принцессы стало стремительно меняться, словно она проживала целые годы за секунды. Её белоснежная кожа потемнела и покрылась морщинами, глаза ввалились, а её прекрасные золотые волосы превратились в седую паклю. Нежные руки стали руками древней старухи: безобразные синие вены проступили сквозь пергаментную кожу. Принц в ужасе отпрянул от кровати: вместо принцессы там лежала отвратительная старуха. Ещё секунда – и старуха рассыпалась, превратившись в горстку праха.
Смертельный ужас обуял принца. С диким воплем он бросился прочь из замка, но страшное видение не отпускало его. Рассудок его помутился, ему казалось, что ужасная старуха тянет к нему свои костлявые руки, пытаясь поцеловать. Бедный принц так и остался в этом лесу. Иногда охотники, случайно оказавшиеся в окрестностях замка, встречали странное существо: оно передвигалось на двух ногах, но только этим и напоминало человека. С диким воем оно бросалось прочь, завидев людей, и никому не удавалось приблизиться к нему, чтобы рассмотреть.
Вы, конечно, догадались, почему принцесса постарела: ведь никому ещё не удавалось изменить условие договора с феей, они всегда выполняются, рано или поздно.
Г. Алина, 5А класс.
Сказка о спящей принцессе
Давным-давно было два королевства. В одном королевстве жили добрые феи. Однако среди них была злая колдунья, у которой не было ни души, ни сердца, и любой цветок при виде неё увядал.
Ну, в другом королевстве жили такие же обычные люди, как и мы, и правил ими король, у которого была красивая любящая жена, но детей у них долгое время не было.
Однажды королева гуляла по своему саду, и вдруг увидела птицу. У не был прекрасный голос. Королева никогда не слышала столь бесподобного пения. И эта птичка предсказала ей, что ровно через год у неё родится замечательная дочь. И вправду, ровно через год у королевы родилась красивая девочка с роскошными волосами.
Король устроил роскошный пир в соседнем королевстве, где жили феи. На пир были приглашены все магические существа, но король не пригласил злую колдунью, от которой увядали все цветы, так как он знал, что доброго слова от неё не получишь. Однако она пришла сама, когда феи одаривали принцессу лучшими дарами. Месть злой колдуньи была ужасна. Она заморозила всех магических существ и погрузила оба королевства в вечный холод и стужу. Злая колдунья тоже решила преподнести маленькой принцессе подарок. Королева и король пришли в ужас от такого подарка, ведь колдунья пожелала девочке, что в её шестнадцатилетие она будет гулять по холодному снежному саду. Холод и лёд заморозят её сердце, и она уснёт вечным сном.
Долго король был неутешен и приказал запереть принцессу в самой высокой башне, которая была в их замке, чтобы уберечь свою единственную дочку от беды.
Шли годы, а бедная принцесса росла в своей башне. Много раз она пыталась выбраться оттуда, но всё было безуспешно. Дверь была заперта, и за ней стояли стражники. Родители только раз в полгода навещали дочку. По предсказанию фей девочка выросла очень красивой и доброй. У неё был ангельский голосок. Пение и другие её таланты спасали девочку от скуки.
Вот и исполнилось принцессе 16 лет. Девочка смотрела в окно, и словно волшебная сила поманил её на улицу. Дверь сама открылась, стражники уснули, и девочка стала потихоньку спускаться вниз по лестнице. Она спустилась, открыла дверь и вышла на улицу. Принцесса долго ходила по заледенелым дорожкам. Вдруг она увидела дверь. Девочка с трудом её открыла. За дверью был заледенелый сад. Вдруг принцесса упала. Это сбылось предсказанье злой колдуньи. Лёд заморозил сердце девочки, и она уснула вечным сном, а вместе с ней и всё королевство, и все люди, которые жили в нём.
Шли годы. Про это королевство все забыли. Туда нельзя было пройти из-за льда.
Однажды по лесу гулял принц, который жаждал подвигов и славы. Он смог пробраться между льдами, ведь он был ловок и силён. Принцу удалось найти дверь, которая вела в заледенелый сад. В нём он увидел девушку великолепной красоты. Принц долго смотрел на неё, не сдержался и поцеловал.
Принцесса проснулась, а вместе с ней и всё королевство освободилось от вечной стужи. Принцесса с принцем сыграли свадьбу, и жили они долго и счастливо.