List of publications on a keyword: «языковое сознание»
Исследования в образовании и образовательные практики
Tsziansuskii pedagogicheskii universitet , The People's Republic of China
Galina M. Vasil'eva , doctor of philological sciences
Herzen State Pedagogical University of Russia , Санкт-Петербург г
«Lingvokul'turnyi tipazh uchitelia v iazykovom soznanii rossiiskikh i kitaiskikh studentov (po dannym psikholingvisticheskikh eksperimentov)»
По мнению специалистов в области лингвокультурологии, любая национальная культура строится на основе важнейших лингвокультурных типажей, которые в самом широком обобщении определяются исследователями как узнаваемые образы представителей определенной культуры, совокупность которых и составляет культуру того или иного общества. В связи с этим соизучение языка и культуры, в том числе в учебных целях, должно учитывать национальную специфику важнейших лингвокультурных тиражей. К таким феноменам относится лингвокультурный типаж учитель, занимающий особое место в ценностной иерархии китайской и русской культур. Ввиду этого в данной статье поставлена цель описать и сопоставить основные характеристики ценностно маркированного лингвокультурного типажа учитель, существующие в языковом сознании российских и китайских студентов. Поставленная цель предполагает опору на метод психолингвистического эксперимента. В статье используются данные «Русского ассоциативного словаря» под. ред. Ю.Н. Караулова, а также направленного ассоциативного эксперимента, проведенного среди российских студентов в 2025 году, что позволяет выявить динамику представлений о данном лингвокультурном типаже в сознании студентов разных поколений. С использованием приема сегментирования ассоциативных полей осуществляется сопоставление основных характеристик лингвокультурного типажа учитель в языковом сознании российских и китайских студентов. Выделяются как общие направления ассоциирования, связанные с универсальностью национальных ценностей и значимостью личности учителя в обеих культурах, а также те, которые отражают самобытность национальных языковых картин мира.
Филологические науки
FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
«Этнокультурные особенности восприятия понятий «огонь» и «вода» в языковом сознании студентов»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Leisan A. Akhmetova
Elabuga Institute FAEI of HE "Kazan (Volga) Federal University" , Татарстан Респ
«Глагольная репрезентация концепта «движение» носителями русского и немецкого языков»
В данной статье представлены результаты одного из этапов когнитивно-дискурсивного исследования глаголов движения и перемещения в пространстве. Исследование посвящено сопоставительному рассмотрению средств выражения категории движения в немецком и русском языках и отражению в семантике глаголов движения национально-культурных особенностей.
FSBEI of HE “Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation” , Башкортостан Респ
«Современный гастрономический дискурс: его состав и языковые особенности»
Статья посвящена проблеме изучения гастрономического дискурса, в частности, его составных единиц – номинаций продуктов питания (прагматонимов). Данный вид онимов способствует формированию когнитивной модели мира современного человека, а также, активно функционируя в полиэтничном городе, расширяет языковое сознание горожан.
Филологические науки
FGBOU VO "Khakasskii gosudarstvennyi universitet im. N.F. Katanova" , Хакасия Респ
«Бинарная оппозиция жизнь/смерть в языковом сознании носителей русского и английского языков: аксиологический аспект»
В статье представлены результаты анализа психолингвистических значений компонентов бинарной оппозиции жизнь/смерть в составе соответствующих ассоциативных полей. Автором выявлена более высокая доля нейтральных оценок и противоположных реакций в ассоциативных полях носителей английского языка. Особенность аксиологической концептуализации компонентов анализируемой оппозиции русскими респондентами связана с более заметным маркированием позитивной или негативной оценки.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
FSSFEI of HE "South Ural State University" (NRU) , Челябинская обл
«Экспериментальное исследование языкового сознания носителей английской культуры»
На рубеже тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Расширение подобного взаимодействия делает актуальным вопрос о национальной самобытности, культурных различиях и анализа происходящих изменений. В связи с этим в настоящее время большое количество ученых занимаются вопросами, связанными с изучением этнического образа мира, особенно отдельных образов, на основе анализа которых можно проследить динамику изменения общества и культурно-исторического фона. В рамках данной статьи автор решил остановиться на исследовании динамики образа child / ребенок, поскольку считает, что образы семьи являются основным индикатором всех изменений, происходящих в современном модернизированном обществе
Marina I. Kysylbaikova
Institute of Foreign Philology and Regional Studies of FSAEI of HPE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
«Сравнительно-сопоставительный анализ концепта «Искусство/Art» в языковом сознании носителей русского и английского языков»
В данной статье представлены результаты проведенного эксперимента с целью выявления ядерных и периферийных признаков концепта «Искусство/Art» в языковом сознании носителей русского и английского языков. В работе используются следующие методы исследования: свободный ассоциативный эксперимент, эксперимент на субъективные дефиниции, направленный ассоциативный эксперимент.

