List of publications on a keyword: «инструментальная музыка»
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
MAOU SOSh 48 g. Tiumeni im. Geroia Sovetskogo Soiuza D.M. Karbysheva , Тюменская обл
«Razvitie instrumental'noi muzyki vo Frantsii poslednei chetverti XIX veka. K probleme vagnerizma»
В статье говорится, что одним из каналов проникновения вагнеровской музыки во французский социум были концерты инструментальной музыки, сформированные на музыке из опер Р. Вагнера. Как отмечает автор, такое знакомство с немецким симфоническим и оперным мышлением самым положительным образом повлияло на развитие инструментальной музыки во Франции.
Культурология и искусствоведение
GBOU VO Respubliki Krym "Krymskii universitet kul'tury, iskusstv i turizma" , Крым Респ
«Теоретические аспекты изучения жанра фортепианного ноктюрна»
Цель статьи – систематизировать основные аспекты теории жанра ноктюрна в музыкальном искусстве. Применены: метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, метод музыковедческого целостного анализа. Ноктюрн относится к фортепианным жанрам, которые в истории европейской музыкальной культуры отмечены долгой и богатой эволюцией. Развитие жанра обусловлено становлением клавишных инструментов, обогащением жанровой палитры, сменой музыкальных стилей. Жанровые характеристики ноктюрна сложились в эпоху романтизма, в основном благодаря фортепианному творчеству Дж. Фильда и Ф. Шопена. Как камерный, преимущественно фортепианный, жанр инструментальной миниатюры ноктюрн характеризуется краткостью, моноóбразностью, лиризмом, романтическим настроем, включением виртуозного начала, а также сочетанием мелодии типа инструментальной кантилены с фигурированным аккомпанементом.
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
Elena P. Martynenko , postgraduate student
GBOU VO Respubliki Krym "Krymskii universitet kul'tury, iskusstv i turizma" , Крым Респ
«Эволюция жанра фортепианной фантазии в творчестве Ф. Шуберта (на примере фантазии «Скиталец»)»
Актуальность темы обусловлена тем, что в музыковедческих исследованиях Фантазия «Скиталец» практически не представлена и в целом в литературе о Ф. Шуберте крайне мало внимания уделено эволюции крупных фортепианных жанров в его творчестве. Цель статьи – исследовать на примере Фантазии «Скиталец» новаторские черты трактовки фантазии в контексте эволюции жанра в творчестве Ф. Шуберта. Методы исследования включают анализ и обобщение научных источников, сравнительный и целостный анализ музыкальных произведений. Виртуозная, многофактурная Фантазия Ф. Шуберта «Скиталец» стала оригинальной трактовкой характерных черт жанра, среди которых – песенность, интонационно-тематическое единство, тяготение к монотематизму, многоплановость драматургии формы, сложность содержания.
Культурология и искусствоведение
Aleksandra G. Ivanova
ГОУ ВО «Государственный социально-гуманитарный университет» , Московская обл
««Времена года»: литературная программность сквозь столетия»
В статье рассматривается проблема связи музыки и литературы на примере двух разножанровых циклов с одноименным названием – «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского. Литературная программность в инструментальной музыке играет далеко не последнюю роль и является ее непосредственным участником, раскрывая образное содержание музыки.
Культурология
Elena P. Martynenko , postgraduate student
GBOU VO Respubliki Krym "Krymskii universitet kul'tury, iskusstv i turizma" , Крым Респ
«Fortepiannye noktiurny F. Pulenka v kontekste razvitiia zhanra»
Большинство музыковедческих работ, посвященных Ф. Пуленку, раскрывают вопросы его творческой биографии, деятельности «Французской шестерки», особенностей музыкального театра Ф. Пуленка (оперы, балеты). Фортепианным произведениям, и в частности ноктюрнам, до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому изучение его фортепианной музыки является достаточно востребованным направлением развития научной мысли и обусловливает актуальность выбранной темы. Кроме того, исследование ноктюрнов Ф. Пуленка способствует привлечению исполнительского внимания к этим произведениям, незаслуженно забытым современными пианистами. В процессе работы был задействован метод анализа и обобщения научной литературы, исторический метод, а также метод музыковедческого целостного анализа. Иследуя фортепианное наследие Ф. Пуленка, можно заключить, что его отличает масштабность и богатое разнообразие жанров – от миниатюр до крупных фортепианно-симфонических полотен. В ряду новаторских фортепианных сочинений композитора его ноктюрны предстают как более традиционный, проникнутый особым лиризмом жанр. Новаторство проявляется в том, что он усиливает в ноктюрнах программное, звукоизобразительное, мистическое начало, свободно обращается с фактурой и гармонией, обновляет средства выразительности за счет современного музыкального языка.