Список публикаций по ключевому слову: «поэтика»
Филология и лингвистика
МБОУ «Гурзуфская СШ им. А.С. Пушкина» , Крым Респ
««Дар» Владимира Набокова: реализация концепта «творчество» в романе»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ
«Поэтика пасхального рассказа Ф.М. Достоевского «Мужик Марей»»
В статье говорится о поэтике малоизвестного произведения малой прозы из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Раскрываются жанрообразующие признаки пасхального рассказа: мотив преображения души героя, приуроченность действия к светлому празднику Пасхи, описание чудесных событий, счастливая развязка. Сделан вывод о жанровой принадлежности произведения, выявлен главный мотив рассказа.
Филология и лингвистика
Тарасенко Олеся Сергеевна , канд. филол. наук , доцент
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ
««Маленькие картинки» в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского»
Чемезова Екатерина Рудольфовна , старший преподаватель
Институт филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» , Крым Респ
«Поэтика отсутствия в «Повести о господине Зоммере» П. Зюскинда»
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Воплощение героического в творчестве В.П. Астафьева (на материале повести «Пастух и пастушка»)»
Статья посвящена исследованию проблемы героического в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка». Раскрывается поэтика текста повести и особенности творческой индивидуальности писателя. По результатам обзора и анализа материалов по теме стало создание мультимедийного буктрейлер-проекта по повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», который предназначен для реинтерпертации и популяризации военной прозы XX в.
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ
«Особенности поэтики малой прозы из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: «Похороны «Общечеловека» и «Единичный случай»»
На примере дилогии «Похороны «Общечеловека» и «Единичный случай» автор статьи рассматривает особенности поэтики малой прозы из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Для поэтики текстов малой прозы из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского характерны: сопряжение реального факта и художественного вымысла, злободневность и реалистичность сюжета, эмблематичность, переход от прозаической к стихотворной форме повествования, наличие сквозного мотива, оригинально-авторская жанровая характеристика произведений.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» , Татарстан Респ
«Неологизмы В. Маяковского и их переводы на татарский язык»
Культурология и искусствоведение
ГОБУ ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» , Волгоградская обл
«Музыкальная поэтика камерно-вокальных сочинений на стихи Марины Цветаевой»
Филология
Институт стран Азии и Африки ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Москва г
«Ван Чун (I в. н. э.) о происхождении знания и его выражении в литературе»
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Образ демонической женщины в повестях И.С. Тургенева»
В статье предпринимается попытка уточнения типологии женских образов в повестях Тургенева, выявляется, что кроме образа «тургеневской девушки», характерного, прежде всего, для романов писателя, выделяется образ «демонической женщины», наиболее частотный в повестях. По мнению автора, образ «демонической женщины» соотносится с философскими взглядами писателя на природу, с его концепцией любви, данный образ обнаруживается в повестях, изображающих любовь как роковую власть, подчиняющую волю. Характерными чертами героинь, принадлежащих к данному типу, становятся властность и сила характера. Автор считает, что образ «демонической женщины» создается Тургеневым как в реалистической манере, так и с привлечением ирреальных мотивов.
Филология и лингвистика
РО – ДООВО «Калужская духовная семинария Калужской Епархии Русской Православной Церкви» , Калужская обл
«Поэтика смерти и воскресения в церковнославянской гимнографии»
Статья посвящена осмыслению смерти и посмертной участи человека в гимнографических текстах на церковнославянском языке. Гимнография рассматривается как опыт интерпретации не только библейских сюжетов, но и христианских догматов и представлений. Рассмотрение ряда песнопений позволяет сделать вывод о существовании особых средств выразительности, формирующих поэтику смерти и воскресения в церковнославянской гимнографии.
Филологические науки
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» , Кабардино-Балкарская Респ
«Философские аспекты творчества Иосифа Бродского»
В данной работе на основе анализа стихотворений И. Бродского предпринимается попытка выявления основных философских взглядов поэта; понимание им таких философских категорий, как пространство и время, сквозь призму которых поэт анализирует взаимоотношения «лирического я» с внешним миром. Многоплановость восприятия действительности находит отражение в поэтике его стиха, порождает игру слов, бесконечные переносы, пестроту языка, интонационную интенсивность и языковую «вычурность».
Филология и лингвистика
Желобцова Светлана Федотовна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Эпистолярное начало в поэтике рассказа Виктора Астафьева «Письмо фронтовика»»
Основное содержание исследования составляет анализ военной прозы Виктора Астафьева, а также выявление эпистолярного начала в поэтике рассказа «Письмо фронтовика». Новое в литературоведческом исследовании эпистолярного начала в поэтике произведения связано с авторским эссе. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» , Ставропольский край
«К вопросу о «молчании» в драме»
По мнению автора данной статьи, «произносительное слово» является той определяющей первоосновой драматургического действия, в котором аккумулируются все событийные и структурно-сюжетные компоненты драмы. Если для обыденного разговорного языка молчание всегда являлось непреложным фактом, то в драме молчание как равноправный языковой элемент текста начинает упрочиваться с начала XIX века. Задача исследования определить основы лингвистического и метапоэтического понимания молчания в драме
Филологические науки
Дедюхина Ольга Владимировна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Образ нигилиста в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)»
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результате исследования авторы приходят к выводу, что сходство героев выражается в том, что они оба скептики, бунтари, стремящиеся переделать мир. Оба оказываются создателями теорий, которые не выдерживают испытания жизнью. Однако Достоевский делает акцент на возможности духовного возрождения героя через покаяние, искупление вины страданием и обращение к Богу. Тургенев же подчеркивает хрупкость, ничтожество человека перед вечными законами Природы, трагизм его бытия.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Радь Эльза Анисовна , д-р филол. наук , доцент, профессор
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» , Башкортостан Респ
«Мифопоэтика повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»»
В данной статье рассматривается романтическая повесть Гоголя, в которой актуализирован мифопоэтический аспект изучения, чему способствовал структурно-семантический подход анализа художественного текста, результатом которого стали собственные читательские наблюдения, представившие архетипический образ мира.
Филология и литература
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» , Татарстан Респ