Список публикаций по ключевому слову: «ментальность»
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица» , Санкт-Петербург г
«Дизайн-моделирование городской среды как объекта восприятия»
В статье рассматривается необходимости поиска новых современных подходов к формированию городской общественной среды, обладающих необходимыми качествами для накопления, развития и совершенствования интеллектуального и психоэмоционального потенциала социума. Описываются искажения и деструктивные явления в социосреде города, приводящие к негативным реакциям общества. Высказывается мнение о совершающейся потере идентичности социума, вырождении эстетического и творческого контекста в менталитете общества. Предлагаются пути решения задач по созданию устойчивых позитивных условий для преобразования городской среды.
Филология и лингвистика
Халгаева Долорес Дорджиевна , канд. филол. наук , старший преподаватель
Безрукова Ольга Георгиевна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» , Калмыкия Респ
«Симметрия в ментальности русского и калмыцкого народов в пословицах и поговорках»
В статье путем сопоставления была проведена попытка выявить симметрии и асимметрии ментальности русского и калмыцкого народов в пословицах и поговорках. С этой целью авторами было проанализировано около 200 пословиц на русском и калмыцком языках, извлеченных из одноязычных и двуязычных словарей, сборников пословиц и поговорок на русском и калмыцком языках.
Психология
Дулина Галина Сергеевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Категория «региональное полиментальное образовательное пространство» как объект научного исследования»
В статье анализируются исследования ученых, посвященных конструктам «образовательное пространство», «региональное образовательное пространство», «поликультурное образовательное пространство». Авторским коллективом предлагается использовать термин «региональное полиментальное образовательное пространство» в качестве научной категории, позволяющей раскрыть различные проявления российского менталитета, которые необходимо учитывать в образовании для обеспечения трансляции национальных, региональных ценностей и традиций в условиях поликультурного, многонационального, поликонфессионального российского общества.
Этнография и историческая антропология
Северо-Западный институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» , Санкт-Петербург г
«Реконструкция психологического портрета древних греков классического периода»
В статье обсуждается зависимость психологического склада людей от условий жизни в соответствующую эпоху. Рассматривается доминирование конкретных черт характера и ценностных ориентаций у древних греков классического периода. Описывается мировоззрение и ментальность греков в указанный период. Представление о коллективной ответственности. Парис как собирательный образ древнего грека. Трудолюбие. Культ красоты обнаженного тела. Постепенный отказ от жертвоприношений. Терпимость к гомосексуализму. Гуманное отношение к рабам. Интеллектуальная соревновательность.
Философия
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» , Ростовская обл
«К вопросу о презентации гендерной идентичности поколения «Y» (на примере российской культуры)»
В статье анализируется презентация гендерной идентичности в российском медийном пространстве, оказывающая влияние на ментальные аспекты сознания российской молодежи. Анализируется контент СМК и СМИ, пользующихся популярностью среди представителей поколения «Y». На примере российских информационных продуктов автор рассматривает формирование образов обоих полов.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» , Дагестан Респ
«Приемы передачи национальных особенностей в художественном произведении»
Миллер Виктория Александровна , старший преподаватель
Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева» Минобороны России , Омская обл
«Концепт родства в русской ментальности (на примере политического дискурса)»
Педагогика высшей профессиональной школы
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Формирование культуроведческой компетенции у бакалавров в процессе изучения лингвистических дисциплин»
Компетентностный подход – первостепенная задача, реализация которой является обязательной в условиях функционирования новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, определяющий цели обучения в виде компетенций, необходимых современному педагогу в профессиональной деятельности и осваиваемых в ходе обучения в вузе. Данная статья посвящена вопросу формирования культуроведческой компетенции у студентов бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки – начальное образование при изучении дисциплин учебного плана лингвистического характера. В работе определяются пути формирования культуроведческой компетенции на примере курсов «Теоретические основы и технологии начального языкового образования», «Теоретические основы начального литературного образования», «Практикум по выразительному чтению и детской литературе».
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» , Башкортостан Респ
«Изучение повседневной жизни российского общества сквозь призму религиозной антропологии: проблемы и перспективы»
В данной статье проанализирован опыт теоретико‐методологического осмысления зарубежными и отечественными учеными содержания и перспектив исследований в области исторической антропологии. Автором изучены перспективы использования данного подхода в области изучения повседневной жизни различных социальных слоев, их культурно‐религиозной практики на материалах отечественной российской истории.
Педагогика
Родиошкина Юлия Григорьевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» , Мордовия Респ
Родиошкин Михаил Юрьевич , преподаватель
Рузаевский институт машиностроения (филиал) ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» , Мордовия Респ
«Особенности создания профессионально-ориентированной среды в техническом вузе»
Парадигмы современной науки (различные направления)
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Экономический менталитет в структуре российской полиментальности: теоретико-методологические основы исследования»
В статье проведен анализ состояния проблемы исследования научной категории «менталитет». Обосновывается авторский подход к феномену «экономический менталитет в структуре российской полиментальности» как тесной взаимосвязи различных менталитетов с экономическим поведением населения Российской Федерации, как комплекса психологических характеристик проявлений менталитета в сфере экономической жизнедеятельности человека в общей системной целостности.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» , Алтайский край
«Современное образование: тенденции, проблемы, базовые принципы»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Чеснокова Анастасия Алексеевна , соискатель, воспитатель
Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» , Ивановская обл
«Язык мой - русский»
Общее направление
Егизарьянц Марина Николаевна , канд. пед. наук, доцент , преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«Актуальные проблемы фундаментализации образования»
В статье рассматривается проблема фундаментализации образования и ее возможные последствия. Фундаментализация образования означает уклонение от современных технологий и методов обучения в пользу усиления традиционных основ знаний. Автор статьи указывает на опасность такого подхода, поскольку он может препятствовать разностороннему развитию студентов, их критическому мышлению и адаптации к современным требованиям. Также отмечается, что фундаментализация образования может ограничить понимание социальных и этических аспектов, что важно в современном мире. В статье предлагается стремиться к балансу между традиционными основами знаний и современными требованиями, учитывая индивидуальные потребности и способности каждого студента. Подчеркивается необходимость создания образовательных программ, которые способствуют развитию широкого спектра навыков и позволяют студентам успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру.