Список публикаций по ключевому слову: «дефиниция»
Филология и лингвистика
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
«Метафора как механизм образования педагогических терминов»
Статья посвящена проблеме терминообразования в условиях современной межкультурной коммуникации. Представлена трактовка педагогического термина в современном понимании с позиций лингвистической науки. Метафора рассматривается в качестве одного из механизмов образования педагогических терминов, в частности, когнитивного.
Вострякова Анна Вячеславовна , канд. филол. наук , доцент
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова , Архангельская обл
«Лексические средства формирования имиджа образовательного библиотечного центра в СМИ (на примере Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова и библиотеки г. Бирмингема)»
В данной статье изучаются лексические средства формирования имиджа библиотечного центра в русскоязычных и англоязычных СМИ на примере Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова и библиотеки г. Бирмингема, что позволяет описать специфику создания имиджа современного библиотечного центра. Изучение имиджа библиотеки, формируемого СМИ, крайне важно в контексте современного мира, где библиотека представляет собой не только хранилище литературных источников, но и один из ключевых институтов общества, играющий значительную роль в социализации читателей и способный сблизить и объединить представителей разных культур. В статье рассматривается понятие имиджа, имидж библиотечной организации, анализируются ключевые лексические единицы и на их основе составляются тематические блоки, описывающие имидж указанных библиотек в СМИ. При анализе практического материала используются такие методы как: метод сплошной выборки, анализ словарных дефиниций, описательный метод и сравнительно-сопоставительный метод.
Биологические науки
Ресенчук Анна Александровна , канд. филол. наук , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» , Кемеровская обл
«The concept «Competition» in Biology and Ecology»
В статье рассмотрены дефиниции понятия «конкуренция», приведенные в различных словарях. Особое внимание уделяется значению этого понятия в областях биологии и экологии. В статье детально описаны типы взаимоотношений между отдельными организмами и их группами в биосфере, делается акцент на конкуренции как подтипе антибиотических отношений, указываются основные ресурсы, являющиеся предметом конкуренции. Показано, что люди, будучи биологическим видом, также сталкиваются с конкуренцией в различных сферах жизни. Эта статья представляет интерес для студенток биологических и экологических направлений, которые хотели бы углубить свои знания в области данной концепции.
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» , Москва г
«Сопоставление русской лексемы «работник» и немецкой лексемы «Arbeiter» на основе дефиниционного анализа»
Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» , Казахстан
«Анализ модели гипер-гипонимических отношений на примере дефиниций в Большом толковом словаре арабского языка Каирской языковой академии»
В статье анализируется модель реализации гипер-гипонимических отношений в дефинициях класса «растения» и «животные» в качестве одного из методов дефинитивно-описательного метода толкования на материале Большого толкового словаря арабского языка Каирской академии языка. Рассматриваются уровни родо-видовых отношений и иерархия категорий абстрактности лексических единиц внутри словаря.
Юриспруденция
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры» , Челябинская обл
«Законодательное определение понятия «инновация»»
Филология и лингвистика
Гуковский институт экономики и права (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» , Ростовская обл
«Юридический институциональный дискурс в современной России»
Автор данной статьи отмечает, что употребление юридической терминологии в нормативно-правовом акте в соответствии с нормами грамматики и культуры речи является основой высокого качества закона, стабильности его существования. Имплицитность – наличие скрытой, неявной информации в тексте закона – способ экономии языковых средств и своеобразная составляющая права дозволения.
Русский язык
МБОУ «СОШ – Д/С КВ №6 с углубленным изучением английского языка» , Крым Респ
«Ключевая единица «семья» в языковом сознании жителей Крыма»
Данная работа заключалась в выявлении гендерной и возрастной специфики в восприятии образа семьи крымскими информантами разных возрастных и гендерных групп по результатам проведения свободного ассоциативного эксперимента. Проведенные исследования подтверждают тот факт, что система ценностей русского народа имеет базовые категории, характеризующие взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром. Несмотря на демократизацию общества, высокие темпы его развития и не всегда конструктивные социальные изменения, в сознании русских семья остается глубоким и наполненным позитивными смыслами образом, интегрирующим представление о любви, ответственности и гармонии между связанными узами родства людьми.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Кусаинова Данагуль Габитовна , студентка
Запирова Акмарал Айдаровна , студентка
РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева» , Казахстан
«К вопросу билингвального описания терминов биотехнологии в казахском и русском языках»
В статье рассматриваются вопросы билингвального описания терминов биотехнологии как одной из ключевых проблем в практике подготовки специалистов. В статье указаны морфемное и синтаксическое направления сопоставительного описания терминов двух языков в структурном аспекте. На примере сравнения толкования отдельных терминов в казахском и русском языках авторы выявляют случаи несовпадения сем и использования разнородных синтаксических структур, которые затрудняют процесс идентификации терминов.
Медведева Елена Станиславовна , старший преподаватель
СФУ , Красноярский край
«Типологии терминологических дефиниций: попытка систематизации»
Стрельцова Наталья Владимировна , студентка
Медведева Елена Станиславовна , старший преподаватель
СФУ , Красноярский край
«Лексемы-классификаторы в структуре дефиниций терминологического словаря по логистике (на материале английского и испанского языков)»
Статья посвящена описанию пилотного исследования логико‐семантической структуры дефиниций логистических терминов. Авторы рассматривают дефиниции родовидового типа с целью выявления частотных лексем‐классификаторов. Статья может быть полезна преподавателям иностранного языка для специальных целей, а также специалистам в области логистики, изучающим профессиональную лексику в иностранных языках.
Парадигмы современного образования (различные направления)
Каргина Зоя Алексеевна , канд. пед. наук , доцент, профессор
ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» , Москва г
«Методология и методологические подходы к исследованию проблемы развития дополнительного образования детей»
В представленных материалах рассматривается современная методология и анализируются методологические подходы исследования сферы дополнительного образования детей, уточняется трактовка этого педагогического феномена, сопоставляются определения, данные теоретиками и практиками, уточняются представления о новых ролях дополнительного образования детей в современной системе российского образования.