Список публикаций по ключевому слову: «ханты»
Педагогика
Некрасова Рита Вячеславовна , воспитатель
МБДОУ Д/С №61 «Лель» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем»
Литература
Миляхова Юлия Герасимовна , учитель
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского» , Ямало-Ненецкий АО
«Поэт, сказочник, переводчик»
Работа посвящена исследованию биографии и творчества хантыйского поэта и писателя Микуля Ивановича Шульгина. Статья направлена на привлечение внимания учащихся к его творчеству, предназначена вызвать интерес к изучению произведений поэта, воспитать чувство патриотизма, любовь к родному слову. М.И. Шульгин по праву считается одним из тех, кто первым стал писать на родном хантыйском языке.
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
МБДОУ Д/С «Родничок» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты»
В статье представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей воспитанию детей, по ознакомлению с родным краем. Для достижения детьми более высокого уровня знаний о родном крае, о жизни, быте, традициях коренных жителей севера – ханты. Декоративная роспись узоров гуашью и выполнение узоров из бумажных шариков помогают развивать у детей познавательные способности и важные процессы мышления через игровую и практическую деятельность.
Экономика
Зеленцова Светлана Юрьевна , канд. экон. наук , доцент
Кодинцев Александр Яковлевич , д-р юрид. наук , профессор
БУ ВО «Сургутский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Проблемы реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014–2020 годы»»
В работе проведена комплексная оценка реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры развития культуры в условиях экономического кризиса. Показано, что при условии планомерного государственного муниципального управления и регулирования возможна реализация программ развития культурной сферы. Несмотря на социально-экономический кризис и наличии нерешенных проблем, на территории округа на высоком уровне проводятся окружные, всероссийские и международные мероприятия, что говорит об эффективности государственной политики в векторе культуры и развития.
Дошкольная педагогика
ЛГ МАДОУ «Д/С ОВ №2 «Брусничка» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Сценарий Хантыйской сказки «Хочу не хочу»»
География и геология
Слива Екатерина Александровна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Историко-картографическое исследование ХМАО – Югры»
Литература
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского» , Ямало-Ненецкий АО
«Главные персонажи хантыйских сказок»
Сказки – один из основных видов устного творчества народа ханты. У сказочных персонажей есть своя биография, история, приключения, своя судьба. Интерес автора к изучению главных сказочных персонажей и определил цель работы – проанализировать характерные черты, свойственные для хантыйских сказок о животных.
Филология
Институт зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Поэтика хантыйского рассказа (на примере рассказов цикла «Время Дождей» Е. Айпина)»
В статье анализируется художественная структура богатырского эпоса народа ханты в качестве национальных истоков становления рассказа в хантыйской литературе. В ходе анализа выявлено, что процесс трансформации в художественный текст эпических мотивов и тем, а также стилевых особенностей и поэтико-изобразительных средств, восходящих в фольклор, происходит согласно индивидуальному и культурно-ценностному мировоззрению автора.
Педагогика
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского» , Ямало-Ненецкий АО
«Народные знания народа ханты в образовательном процессе»
В данной статье рассматривается специфика воспитания в культуре северного народа – ханты, живущего в Ямало-Ненецком автономном округе. По мнению автора, положительный результат реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе поликультурного развития личности невозможен без определения себя как части своего народа, своей культуры, а также без учета российских и общечеловеческих ценностей.
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского» , Ямало-Ненецкий АО
«Этнокультурное образование как процесс приобщения учащихся к этнической культуре»
В статье автор рассматривает аспекты этнокультурного образования в образовательном пространстве Ямало-Ненецкого автономного округа. С учетом значимости данного направления образования были разработаны цели и задачи, ценностные ориентиры, принципы этнокультурного образования младших школьников. Данные теоретические положения легли в основу программы внеурочной деятельности по родному (ханты) языку.
Медицинские науки
Корчин Владимир Иванович , д-р мед. наук , профессор
Лапенко Ирина Викторовна , аспирант
Макаева Юлия Сергеевна , аспирант
БУ ВО «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Сравнительная характеристика показателей свободно-радикального окисления и антиоксидантной защиты организма у взрослых жителей северного региона»
В данной статье раскрываются результаты проведенного авторами исследования показателей свободно-радикального окисления и антиоксидантной защиты организма у взрослых жителей северного региона. Обследовано 170 взрослых жителей Ханты-Мансийского автономного округа (88 – некоренных и 82 – ханты). Средний возраст – 39,6±11,2 г. В сыворотке крови на биохимическом анализаторе с помощью коммерческих наборов определяли показатели свободно-радикального окисления (СРО): гидроперекиси липидов (ГПл) и продуктов тиобарбитуровой кислоты (ТБК), а также показатели антиоксидантной системы защиты (АОС): общую антиоксидантную активность (ОАА) и тиоловый статус (ТС). Установлены более высокие показатели СРО (недостоверно – ГПл и достоверно ТБК р=0,037) и достоверно более низкие показатели ОАА (р<0,001) у взрослого некоренного населения ХМАО по сравнению с ханты.
Филологические науки
Хопияйнен Ольга Анатольевна , канд. филол. наук , заведующая кафедрой
ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Способы передачи культурно-маркированной лексики при переводе на английский язык»
В данной статье представлены результаты анализа способов передачи культурно-специфической лексики, которая отражает культурно-языковые особенности коренных народов Югры, на английский язык. Рассматривается понятие «культурно-маркированная лексика», её разновидности. Также приводится краткая историческая справка о малочисленных народах Севера, ханты и манси, их языках и культуре.