Список публикаций по ключевому слову: «интертекст»
Филология и лингвистика
Багдадский государственный университет , Ирак
«Традиции и современность в русской литературе»
В статье рассматриваются различные аспекты диалога между традициями и современностью в русской литературе. В бескрайних просторах русской литературы непрерывно разворачивается диалог между устоявшимися традициями и новаторскими тенденциями современности. В работе исследуется этот феномен, прослеживается его влияние на творчество современных авторов. Русская литература не стоит на месте. Она динамично развивается, вбирая в себя актуальные идеи, темы, отражая меняющийся мир. Современные авторы поднимают острые вопросы, волнующие общество, ищут новые способы их художественного осмысления. В заключение автором подчеркивается, что диалог между традициями и современностью – это неиссякаемый источник обновления и развития русской литературы.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
МБОУ «СКОШ 36 III-IV видов» , Челябинская обл
«Романсы как интертекстемы (на материале пьес А.Н. Островского)»
В статье представлен опыт филологического анализа текста на уроках русской словесности в старших классах. Проведённый автором анализ показал, что романс в пьесах Островского является ярким элементом художественного стиля драматурга. лейтмотивом судьбы персонажа. Как утверждается в статье, он создаёт не только эмоциональный фон, но и организует полифоничность текста.
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова» , Воронежская обл
«Феминистская проблематика в романах Луизы О'Нил»
Романное творчество Луизы О’Нил в статье рассматривается в контексте репрезентации в нем проблематики третьей и четвертой волны феминизма. Предметом жесткой критики современной британской писательницы становятся гендерная стереотипизация, завышенные требования к феминности в обществе, объективация, женская самодискриминация. В статье применены культурно-исторический, сравнительный методы литературоведческого анализа.
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» , Пермский край
«Урбанистический роман и творчество И. Рэнкина»
Филологические науки
Институт иностранной филологии Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» , Крым Респ
«Реинтерпретация художественных смыслов в творчестве К.Э. Даффи, или «Все новое – это хорошо забытое старое…»»
Филология и лингвистика
Можгина Кристина Александровна , студентка
ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет» , Самарская обл
«Интертекстуальность англоязычного рок-дискурса»
В данной статье рассматривается структурно-семантический потенциал названий песен в современном англоязычном рок-дискурсе. Исследование показало, что названия песен изучаемого музыкального направления отличает содержание знаков интертекстуальности в виде аллюзий к философским работам и наследию художественной литературы.
Дополнительное (внешкольное) образование детей
МБУДО «ДМШ №3» , Татарстан Респ
«Маленькие прелюдии И.С. Баха: опыт создания педагогической редакции»
В статье рассматриваются два цикла клавирных миниатюр И.С. Баха «Двенадцать маленьких прелюдий» и «Шесть маленьких прелюдий». Последовательно аргументируется художественно-исполнительская интерпретация маленьких прелюдий посредством проведения интертекстуального анализа (с целью выявления образно-интонационных и жанровых параллелей с другими клавирными произведениями Баха). Цель данной работы – формирование художественно-исполнительской интерпретации маленьких прелюдий И.С. Баха на основе интертекстуального анализа в контексте использования в педагогической практике ДМШ.
Педагогика общеобразовательной школы
Кравченко Алла Евгеньевна , учитель русского языка и литературы, методист
ГБОУ гимназия №540 Приморского района , Санкт-Петербург г
«Метаконцептный анализ художественного произведения на уроках русской и зарубежной литературы»
В данной статье рассматривается новый подход в методике преподавания литературы, основанный на изучении художественных концептов, и предлагается новый метод анализа художественного произведения – метаконцептный анализ. Авторами представлено подробное описание реализации метаконцептного анализа на примере изучения романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Филология и лингвистика
Дюдяева Вера Евгеньевна , канд. филол. наук , старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» , Ростовская обл
«Интертекстуальность в романе Дж. Фаулза «Волхв»»
Теория и методика профессионального образования
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» , Ростовская обл
«Архаизмы как средство декодирования подтекста»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Пахомова Юлия Евгеньевна , студентка
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» , Крым Респ
«Интертекстуальность в романах Бориса Акунина»
Данная работа посвящена проблеме интертекстуальности в творчестве Б. Акунина. Целью статьи является исследование ряда романов Б. Акунина с точки зрения присутствия в них аллюзий и цитаций как форм интертекстуальности и их функций. В ходе исследования были проанализированы романы «Азазель», «Турецкий гамбит», «Левиафан», «Статский советник», «Любовник смерти», «Любовница смерти» и «Черный город», в которых в значительной степени реализуются основные приемы интертекстуальности. Ис-пользовались культурно‐исторический, герменевтический и сопоставитель-ный методы. Исследование выявило наличие различных форм постмодернистской игры в детективных романах на историческую тематику Б. Акунина (пастиш, ирония, черный юмор, временное искажение и другие), при этом особое место в творчестве Б. Акунина занимает интертекстуальность. В результате исследования было установлено, что в изученных романах Б. Акунина интертекстуальность присутствует, в частности, в форме цитаций и аллюзий, которые призваны расширить смысловые границы романов писателя и привлечь к книгам как высоко интеллектуального, так и массового читателя.
Манджиева Светлана Валерьевна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» , Калмыкия Респ
«Особенности употребления прецедентных имен-антропонимов в жанре женского романа «чиклит»»
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Санкт-Петербург г
«Киноперевод и феномен интертекстуальности: переводческий анализ текста»
В статье описываются специфические аспекты переводческого анализа художественного кинотекста. Отмечается важность правильного перевода интертекстуальных словосочетаний при преобразовании художественного текста в киносценарий, поскольку интертекстуальных словосочетания выполняют сюжетно-связующую функцию. Автор статьи приводит примеры несоблюдения правила перевода интертекстуальных словосочетаний. Сделан вывод о необходимости составления плана воссоздания интертекстуальных связей между кинотекстом и художественным текстом или между двумя кинотекстами, связанными между собой сюжетом, в целях избегания возникновения вариативности и снижения качества перевода.
Педагогика общеобразовательной школы
МАОУ «СОШ №14» , Кемеровская обл
«Символизация метафор под влиянием культурных коннотаций (на примере повести И. Бунина «Митина любовь»)»
Статья посвящена символизации метафор в художественной литературе. Определяется зависимость жанра художественного произведения и имеющихся в нем метафор. Приводится анализ символизированных метафор в русской прозе как средство художественной выразительности на примере повести И. Бунина «Митина любовь», отмечено наличие сложной генетической полевости и интертекстуальных связей.
Лингвистика и межкультурная коммуникация
Кабанова Татьяна Игоревна , студентка
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край
«Интертекстуальные связи рассказа Л. Петрушевской «Матушка-капуста»»
В данной статье рассматриваются литературный и культурный контексты постмодернистского текста, выделяются и анализируются его интертекстуальные связи с прецедентным текстом. На основе анализа выдвигается предположение о существовании парадигмы текстов, представляющей архетип как тексто- и смыслопорождающую категорию. Архетип как инвариантное образование отображает общие свойства парадигмы текстов, имеет название и значение, задающее «горизонт смыслов» при воплощении в текстовой оболочке. Любая текстовая оболочка представляют текущее значение архетипа и может рассматриваться как его авторский вариант. Претекст как исходная форма парадигмы открывает текстовый ряд, образуемый созданными в разное время постмодернистскими текстами. Все члены текстового ряда, восходящего к архетипу коллективного бессознательного, связаны с претекстом и друг другом интертекстуальными связями.