Список публикаций по ключевому слову: «медиаграмотность»
Тема номера
Руденко Ирина Викторовна , д-р пед. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» , Самарская обл
«Формирование медиакомпетентности у школьников в системе дополнительного образования»
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников медиаграмотности, медиакомпетентности и медиакультуры, т.е. «мягких навыков» (soft skills) и навыков создания различного медиаконтента. Автор считает, что для развития сферы креативных индустрий (куда входят кинопроизводство, дизайн, СМИ и др.), необходимы специалисты, которых надо готовить в школьном возрасте. Этому может способствовать система дополнительного образования. Цель статьи заключается в обосновании и разработке программы дополнительного образования школьников, направленной на формирование медиакомпетентности. Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы. Результаты. Автором разработана диагностическая карта и критерии выявления медиаграмотности и медиакомпетентности у школьников. На основе проведенных методик и обработки результатов по четырем критериям (уровень сформированности: когнитивных, мировоззренческо-личностных, мотивационно-потребностных и деятельностно-поведенческих качеств) выявлен уровень медиаграмотности коллектива школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти. Автором разработана программа, позволяющая восполнить образовательные дефициты в этом направлении. Выводы. Медиакомпетентность является необходимым навыком для современного школьника среднего и старшего возраста и способствует развитию творческой активности и коммуникабельности. Медиакомпетентность можно сформировать в рамках прохождения программы дополнительного образования по созданию продуктов медиаискусства.
Социологические науки
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» , Свердловская обл
«Современный этап развития коммуникационной медиакультуры Российской молодежи в XXI веке»
Основной задачей работы стало изучение медиакультуры российской молодежи, актуализация понятий и атрибутов в наше время. Стоит предположить, что нынешний уровень развития медиакультуры может отличаться от западных принципов и подходов к этой проблеме, однако теоретическое обоснование и прогресс в создании благоприятных условий для молодежи, не социально застрахованной от ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), могут оказать положительное влияние на формирование ценностных ориентаций для молодежи, если информация отвечает интересам молодежи, а также представлена в СМИ и интернет-ресурсах. Следует предположить, что чем выше общепринятый уровень медиакультуры, более разнообразней, более информативней, более ценным будет содержание медиаконтента, который многие люди уже сейчас самостоятельно формируют для себя.
Педагогика
Виландеберк Анна Арнольдовна , канд. филол. наук , доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Санкт-Петербург г
«Сетевые образовательные программы как способ формирования и совершенствования медиа- и информационной грамотности»
В связи с непрекращающимся развитием информационно-коммуникативных технологий все большее внимание направлено на формирование и совершенствование медиа- и информационной грамотности. В статье авторами рассматривается понятие «медиаграмотность» и анализируется проблема развития медиа- и информационной грамотности в современном образовании.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
МОБУ «СОШ №8 им. А.Г. Ломакина» , Ростовская обл
«Анализ медиатекста на уроках литературы (на примере фрагмента обобщающего урока по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)»
Общая педагогика
ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» , Санкт-Петербург г