Список публикаций по ключевому слову: «якутский»
Педагогика
Ларина Елена Анатольевна , канд. пед. наук , доцент
Педагогический институт ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» , Хабаровский край
«Особенности формирования речи в онтогенезе у детей-билингвов в якутско-русском говоре: интерференция в фонетической и просодической стороне речи»
В статье исследуется речевая особенность детей дошкольного возраста, владеющих двумя языками на примере якутского и русского языков. Большое место в работе занимает рассмотрение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Рассматривается речевая особенность на современном этапе развития. В заключение кратко разбираются пути решения к преодолению речевого нарушения.
Филология и лингвистика
Винокурова Надежда Ивановна , научный сотрудник
ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН» , Саха /Якутия/ Респ
«Имя прилагательное в якутском языке (в сопоставлении с тувинским и хакасским языками)»
В статье освещаются структурно-семантические особенности относительных прилагательных якутского языка в сопоставлении с аналогичным разрядом прилагательного в тувинском и хакасском языках. Установлено, что подобные прилагательные являются производными и образуются при помощи определенных аффиксов, которые типологически сходны: в якутском языке это -кы, -таа(ы, -лаах; в хакасском – - тығ, -гi, -дағы; в тувинском – -тыг, -гы, -дагы. Подобные типологические сходства обсуждаемых разрядов прилагательных свидетельствуют о том, что данные формы прилагательных являются древними образованиями.
ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН» , Саха /Якутия/ Респ
«Синтаксические конструкции якутского языка, сформированные частицей сурахтаах (в сопоставлении с тувинским языком)»
В статье освещаются эвиденциальные конструкции якутского языка, сформированные частицей сурахтаах в сопоставлении с тувинским языком. В результате структурно-семантического и сопоставительного анализов выявляются и описываются общие и отличительные параметры обсуждаемых конструкций в сопоставляемых языках. Эвиденциальная частица сурахтаах, образованная от имени существительного сурах, которое является монгольским заимствованием, имеет структурно-семантический эквивалент в тувинском языке (сураглыг), что свидетельствует о функционировании в сопоставляемых языках сходных средств передачи косвенной эвиденциальности.
Тема номера
ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН» , Саха /Якутия/ Респ
«Эвенская географическая лексика в топонимии Аллаиховского улуса Республики Саха»
Предметом исследования является эвенский пласт в топонимии улуса. Выбрана тема географическая лексика эвенского происхождения. Работа выполнена с целью выявления географической апеллятивной лексики эвенского языка с сравнительно-сопоставительным методом, словообразовательным, структурным, лексико-семантическим анализами. В результате выявлено семантическое соответствие апеллятивной лексики и топонимов с видами географических объектов, особенностями окружающей местности, ландшафта. Прослеживаются заимствования эвенской географической лексики в фонд индигирского говора якутского языка. Материалы исследования будут применены в составлении краткого топонимического словаря.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Новикова Александра Николаевна , студентка
Институт зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Пространство в немецких и якутских фразеологизмах»
В работе исследуется отражение понятия «пространство» в фразеологических единицах носителей немецкого и якутского языков. Анализ фразеологизмов с пространственными параметрами немецкого и якутского народов выявляет национально-культурные признаки. Основой для изучения стали научные труды В.А. Масловой «Когнитивная лингвистика», М.В. Осыки «Способы вербализации концепта «пространство». Для анализа были использованы «Немецко-русский фразеологический словарь» Л.Э. Биновича и «Якутско-русский фразеологический словарь» А.Г. Нелунова.
Система образования
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Способы образования терминов местного самоуправления (на примере терминологического словаря местного самоуправления)»
Филология и лингвистика
Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Морфонологические изменения на морфемных швах имен существительных якутского языка»
В данной статье рассмотрены словообразовательные и словоизменительные аффиксы имен существительных, выведены общие закономерности, которые влияют на морфонологические изменения, происходящие на морфемных швах в якутском языке, такие как чередование, выпадение, слияние гласных, а также удвоение, чередование, оглушение, озвончение, выпадение согласных.
Педагогика
МОБУ СОШ №35 , Саха /Якутия/ Респ
«Развитие логического мышления при помощи якутского счета»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Документирование в деятельности среднего общеобразовательного учреждения: классификация и русско-якутский перевод»
Как отмечает автор данной статьи, нормативно-правовая база общеобразовательной организации представлена локальными правовыми актами различного уровня в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Поскольку в республике государственными языками являются русский и якутский, которые имеют равные государственные права, документы образовательной организации могут оформляться на якутском языке. Участники образовательного процесса, коренные жители, живущие в сельской местности Республики Саха (Якутия), вправе ознакомиться с локальными актами школы на родном якутском языке. Для этого необходимо правильно оформить русско-якутский перевод документацию среднего общеобразовательного учреждения.
Филология и лингвистика
Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Аффиксальные средства образования якутской спортивной терминологической лексики»
[08.00.00] Экономические науки
ФГБУН ФИЦ «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» , Саха /Якутия/ Респ
«Западно-Якутский нефтегазовый кластер: анализ, оценка и перспективы развития»
В статье дана оценка основных структурных сдвигов в экономике региона как условий развития Западно-Якутского нефтегазового кластера; отражены возможности создания территории опережающего развития в Западной Якутии; осуществлена оценка природно-ресурсного, экономического, инвестиционного потенциала; дана оценка развития энергетики и транспортной инфраструктуры; дана оценка расселения населения, потенциала и специализации населенных пунктов; дана характеристика демографических процессов, воспроизводства населения, миграционных потоков.
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Замятина Екатерина Филипповна , студентка
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Использование ИКТ при обучении якутскому родному языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста»
В статье рассматриваются проблемы обучения родному якутскому языку детей-билингвов, поиску эффективных методов и средств обучения родному языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста. Определяется роль и значение использования информационно-коммуникационных технологий в усвоении второго языка.
Педагогика общеобразовательной школы
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Лексические трудности обучения разговорному якутскому языку как государственному»
Современные педагогические технологии
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
Васильева Ия Алексеевна , преподаватель
Колледж технологий Технологического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
Пахомов Николай Иванович , заведующий кафедрой
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Через литературное краеведение к активации учебной деятельности студентов СПО»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Новгородов Иннокентий Николаевич , д-р филол. наук , профессор-исследователь
Институт зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Об устойчивом словарном фонде японского языка»
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Некоторые особенности функционирования русского языка в полиэтническом регионе»
В статье дается общая характеристика особенностей функционирования русского языка в Республике Саха (Якутия). Автор сообщает о взаимодействии русского с языками коренных народов Якутии и приводит примеры якутско-русских заимствований, а также сообщает о предварительных результатах пилотажного семантического эксперимента.
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
Финансово-экономический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
Иванова Изольда Владимировна , учитель английского языка высшей категории, отличник образования Республики Саха (Якутия)
МАОУ «Саха политехнический лицей» , Саха /Якутия/ Респ
«Роль родного языка в жизни студенческой молодежи Якутии»
Статья посвящена роли родного языка в повседневной жизни учащихся Якутии. С целью исследования знания и роли якутского языка в жизни студенческой молодежи был проведен социологический опрос учащихся Северо-Восточного Федерального института. Проанализировав результаты исследования, сделаны выводы о необходимости популяризации якутского языка.
Финансово-экономический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
Иванова Изольда Владимировна , учитель английского языка высшей категории, отличник образования Республики Саха (Якутия)
МАОУ «Саха политехнический лицей» , Саха /Якутия/ Респ
«Социальная значимость якутской национальной культуры»
Статья посвящена проблеме якутской национальной культуры, актуальность которой определяется тем, что в Республике Саха (Якутия) проживает множество различных народов и наций, имеющих свои собственные ценности, традиции и культуру. С целью исследования роли якутской национальной культуры в новой социальной среде был проведен опрос, в котором приняла участие студенческая молодежь Северо-Восточного Федерального института, по результатам которого авторы делают вывод о необходимости популяризации среди молодежи национальной культуры, повышения ее национального самосознания.
Проблемы повышения качества образования в современных условиях
МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Героя Советского Союза Н.С. Степанова» , Саха /Якутия/ Респ
«Мультимедийный кабинет якутского языка и литературы с музей-лабораторией»
Одной из задач развития Концепции национальной школы является возрождение, сохранение и развитие родного языка, родной культуры. Использование музейных материалов в процессе обучения и воспитания способствует решению этой задачи. Кабинет якутского языка и литературы нашей школы имеет музей-лабораторию, который позволяет показать учащимся материальную культуру якутов, сохранить народные традиции, расширить кругозор учащихся, давать глубокие знания, развивать знания и умения. Работа в мультимедийном кабинете якутского языка и литературы с музей-лабораторией улучшает эффективность и качество обучения, воспитывает в духе интернационализма, сохраняет лучшие традиции, повышается мотивация учащихся, их нравственность, духовность.
Воспитание как приоритетная задача современного образования
МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Героя Советского Союза Н.С. Степанова» , Саха /Якутия/ Респ
«Задачи из текста Олонхо»
Олонхо признано ЮНЕСКО мировым шедевром, как произведение устного творчества якутов. Через столетия народ сохранил Олонхо почти в неизменном виде. И наше поколение должно знать, изучать и сохранить то, что передано нам старшим поколением. Для того, чтобы школьники знали устное творчество своих предков, подготовила методический материал с использованием задач из Олонхо. Задачи учат учащихся не только их решать, но и духовно обогащают новое поколение. Узнав параметры героев Олонхо, школьники могут представить себе какие сильные, большие, красивые были герои в Олонхо. В программе социально - культурного развития Республики Саха (Якутия) стоит задача по введению уроков с национальным компонентом - изучением Олонхо в начальных и средних школах. Этот методический материал будет вкладом в развитие этого компонента.