Список публикаций по ключевому слову: «ксенофобия»
Общая психология и психология личности
Романко Оксана Анатольевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Психологический портрет радикала»
В статье приводится психологический анализ причин ксенофобии, экстремизма, терроризма и колумбайна в молодежной среде. Авторы считают необходимым установление не только внешних социальных причин вовлечения молодежи в деструктивные группы, но и установление психологических особенностей человека, подверженному влиянию экстремистских и террористических группировок. Особую тревогу вызывает колумбайн, который представляет собой крайнюю форму не только экстремизма, но и терроризма. Колумбайн, как социально-негативное явление, является еще малоизученным. Особую сложность в его изучении представляет его непредсказуемый характер, отсутствие понимания в закономерности и причин его возникновения не только в рамках одной страны, но и мира в целом.
История и политология
Волгоградский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» , Волгоградская обл
«Мигрантофобия как угроза национальной безопасности: на примере Юга России»
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского» , Брянская обл
«Языковые маркеры возбуждения межрелигиозной вражды»
Психологические науки
Никитина Юлия Александровна , студентка
Олешко Татьяна Ивановна , канд. психол. наук, доцент , преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«Этносоциальная ксенофобия»
Педагогика
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» , Москва г
«Программа преодоления ксенофобических установок студентов педвуза в процессе их профессиональной подготовки»
Парадигмы современной науки (различные направления)
Институт социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» , Москва г
«Возможности и проблемы преподавания обществознания в рамках политической социализации»
В монографии рассматривается проблема политической социализации в современном российском обществе. На основе анализа вызовов современного мира определены три основных угрозы российского общества, выделяются проблемы и возможности преподавания обществознания в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов как инструмента политической социализации.
Система образования
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Воспитание инстинктов в национальной системе общего образования»
В статье подвергается критическому анализу всеобщее увлечение ученых-гуманитариев современной России нравственно-духовной исключительностью русского народа. Предлагается усиливать позитивные и ослаблять негативные человеческие инстинкты путем подъема общего культурного уровня населения и использования третьей сигнальной системы, теория и практика которой разработаны автором статьи. Инстинкты, наряду с другими априорными сущностями психики (например, с таким высшими чувственными абстракциями, как «красота», «любовь», «бог», «справедливость» и др.) должны быть объектами воспитательной работы.
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Что такое экстремизм, терроризм и как с ними бороться»
Показана неравномерность цивилизационно-экономического развития стран мира: одни из них (малоразвитые и развивающиеся) остановились на ранних ступенях развития, другие – по уровню общего культурного развития – ушли далеко вперед. В развитых странах производительность труда, благодаря высокой культуре, в разы выше, чем в малоразвитых и развивающихся. Поэтому в развитых странах люди живут богаче. Однако людям малоразвитых и развивающихся стран кажется, что их плохая жизни обусловлена происками развитых стран, а не их собственным низким уровнем общей культуры. Эти настроения являются питательной почвой для произрастания экстремизма и терроризма. Улучшить жизнь в любой стране можно лишь одним путем – повышая уровень общей культуры граждан страны. Терроризм и экстремизм при этом потеряют питательную почву и исчезнут сами собой.
Педагогика
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» , Саратовская обл
«Документальное кино в образовательном пространстве современной школы: проблемы и перспективы использования в формировании толерантности школьников при изучении событий Холокоста»
В статье автор размышляет о возможностях исторического образования в деле воспитания толерантности современных школьников, сохранения исторической памяти при обращении к событиям Холокоста. Особое место уделено потенциалу документального кино, опыту использования технологии академической дискуссии, ее результативности.
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
Институт социологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» , Ростовская обл
«Конфликтогенный потенциал СМИ в процессах адаптации этнических мигрантов»
В данной статье рассматривается влияние СМИ на характер и динамику межнациональных отношений в России и процесс адаптации мигрантов. Выявлен существенный конфликтогенный потенциал СМИ в национальном вопросе, связанный с трансляцией образа мигранта-врага или чужака. Проанализировано, что среди установок ксенофобии, эксплуатируемых в российских СМИ, превалирует кавказофобия, что объясняется сложным характером развития в постсоветский период межнациональных отношений в регионе Северного Кавказа и высоким уровнем миграционной мобильности кавказских этносов.