Список публикаций по ключевому слову: «семантическое поле»


Филология и лингвистика

Дата публикации: 27.03.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Астапова Александра Вадимовна , студентка
Перова Светлана Вячеславовна , канд. филол. наук , доцент
Белорусский государственный университет , Беларусь

«К вопросу о номинациях украшений русского языка в диахроническом аспекте»

Скачать статью

В статье предпринята попытка описать номинации украшений русского языка в диахроническом аспекте. Определен состав лексики в пределах темы «украшения» русского языка в период XVIII–XXI вв. Рассмотрено функционирование этих номинаций в современном языке. Выполнено исследование лингвистической и экстралингвистической сущности номинаций украшений, установлено влияние национально-культурных, прагматических, исторических, эстетических и других факторов на их возникновение.

Коррекционная педагогика, дефектология

Дата публикации: 02.11.2021 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Антонова Лилия Закирьяевна , старший преподаватель
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
Кононученко Ирина Васильевна , учитель-логопед
Мартынова Валерия Владимировна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №72 «Мозаика» , Белгородская обл
Козьменко Светлана Александровна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №2» , Белгородская обл

«Особенности коммуникативно-речевой деятельности неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Скачать статью

В статье рассмотрены особенности коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 07.09.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Перова Светлана Вячеславовна , канд. филол. наук, доцент , преподаватель
Белорусский государственный университет , Беларусь

«Рассмотрение системности языка в разрезе «полевой теории»»

Скачать статью

В статье предпринята попытка описать язык как структурную организацию. Целью статьи стала попытка обосновать системные отношения между лексическими единицами, которые привели к возникновению теории полей.

Дата публикации: 30.03.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 2)
Глыбочко Елена Борисовна , студентка
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» , Свердловская обл
Глыбочко Ярослав Борисович , ученик
Глыбочко Наталья Владимировна , учитель
МАОУ «СОШ №9» , Тюменская обл

«Цветообозначения и гидрографические объекты в романе Дж.Р.Р. Толкина The Lord of the Rings»

Скачать статью

В статье рассматриваются особенности репрезентации цветообозначений при описании лексико-семантической группы «Гидрографические классы». Можно отметить особое отношение автора к водным объектам: наличие восьми «цветовых» гидронимов; оттенок волшебства: персонажи (Золотинка, Нимродель), Заповедное озеро, река Ветлянка в Вековечном Лесу; борьба Светлых сил с Тёмными (волны в виде белых всадников); красота и необъятность мира (вид сверху на впадение реки Андуин в море). Световая лексика часто дополняет и усиливает цветовую.

Дата публикации: 24.07.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Вишнякова Елена Петровна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» , Хабаровский край

«Реконструкция семантического поля touch как основы языковой картины мира слепых в новелле Г. Уэллса «Страна слепых»»

Скачать статью

В статье затрагивается тема отображения действительности в человеческом сознании и языке. Статья посвящена когнитивнолингвистической проблеме реконструкции языковой картины мира с целью получить доступ к представлениям о действительности носителей данного языка. В статье представлена иллюстрация методики реконструкции отдельного семантического поля как части языковой картины мира на материале художественного произведения с применением таких специальных лингвистических методов, как метод анализа словарных дефиниций, компонентный анализ, контекстологический, стилистический и интерпретационный анализ.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 29.05.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Цихиева Фатима Александровна , магистрант
Кунавин Борис Всеволодович , д-р филол. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» , Северная Осетия - Алания Респ

«Конструкции зависимого таксиса в творчестве Гайто Газданова»

Скачать статью

В работе исследованы структурно-функциональные особенности и динамика употребления конструкций зависимого таксиса в художественных текстах Гайто Газданова

Дата публикации: 28.05.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Вострикова Ирина Юрьевна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» , Воронежская обл

«Особенности структуры и лексико-семантической организации поля «трудовая деятельность» в русском языке»

Скачать статью

В статье представлен анализ структурной организации лексико-семантического поля глагольных лексем «Трудовая деятельность» в русском языке. Данные приведены в количественном и формально-параметрическом виде.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 24.12.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 3)
Азеева Валентина Сергеевна , магистрант
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» , Крым Респ

«Особенности перевода семантического поля «страх» в романе С. Кинга «Мизери»»

Скачать статью

Одним из спорных моментов современного переводоведения, является перевод художественных произведений. С одной стороны, стоят переводоведы, которые придерживаются того, что всё-таки перевод должен быть качественной копия оригинала. С другой стороны, мнение о вольности перевода и что только такой перевод может быть удачным. Мы рассматриваем перевод романа «Мизери» С. Кинга и его вариант перевода Е. Харитоновой на русский язык, акцентируя внимание на передаче стилистических фигур и синтаксических приемов, образующих семантическое поле «страх» при переводе.

Дата публикации: 23.11.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чугаева Екатерина Сергеевна , учитель русского языка и литературы
МБОУ «Вишневский учебно-воспитательный комплекс» , Крым Респ

«Полевая структура концепта «дружба» в русской фразеологической картине мира»

Скачать статью

Статья посвящена анализу полевой структуры концепта «дружба» на материале фразеологических единиц русского языка. Рассмотрены основные аспекты понятия «концепт». Автором дано описание структуры концепта. Исследованы главные особенности полевой структуры концепта «дружба».

Педагогика

Дата публикации: 21.02.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Прилуцкая Людмила Александровна , воспитатель
Кафиятуллова Гельшат Хасановна , воспитатель
Родионова Ирина Викторовна , воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №169 «Лесная сказка» , Самарская обл

«Обогащение лексического запаса детей старшего дошкольного возраста в ходе организации работы со словом-доминантой «сад»»

Скачать статью

В статье затрагиваются проблемы формирования и обогащения словаря детей дошкольного возраста, обосновывается необходимость активной педагогической деятельности при формировании лексического запаса. В рамках данной технологии разработана и представлена технологическая карта со словом-доминантой «сад» и подробно раскрыты этапы реализации данной технологии.

Дата публикации: 05.08.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Валиахметова Эльвира Камиловна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» , Башкортостан Респ

«К вопросу повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков (когнитивный подход, языковые универсалии)»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков. Особое место в данном контексте занимает методика преподавания иностранных языков на основе сопоставления родного языка с изучаемым, выявление специфических черт языков и общих черт, свойственных разным языкам, языковых универсалий. Этому способствует когнитивный подход к описанию лексики, представление ее крупными блоками через семантические поля и функционально-когнитивные сферы.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 01.02.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Вострикова Ирина Юрьевна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» , Воронежская обл

«Сопоставительный анализ микрогрупп ЛСП «Трудовая деятельность» в русском и английском языках»

Скачать статью

В статье проводится сопоставление микрогрупп «Сельскохозяйственный труд», входящих в лексико-семантическое поле глагольных лексем «Трудовая деятельность» в русском и английском языках. Представленный анализ осуществлен с помощью приемов сопоставительно-параметрического метода.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 23.03.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Садченко Валентина Тарасовна , д-р филол. наук , заведующая кафедрой
Колесник Валентина Васильевна , студентка
Педагогический институт ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» , Хабаровский край

«Глагольная лексика микрополя «Страх» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»»

Скачать статью

В статье анализируются глаголы, репрезентирующие эмоцию «страх». Исследование проводится с точки зрения антропоцентрического подхода, который помогает избежать разрыва литературоведческого и лингвистического взглядов на художественный текст. Утверждается, что данная группа лексики в романе Ф.М. Достоевского позволяет глубже раскрыть образы героев романа и может быть охарактеризована как микрополе, состоящее из ядерной, маргинальной и периферийной зон.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 03.11.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Ходжаян Тагуи Рафаеловна , канд. филол. наук , доцент
Ереванский государственный университет языков и социальных наук им. В.Я. Брюсова , Армения

«Метафоры, связанные в немецкой прессе с концептом «Вооруженный конфликт»»

Скачать статью

Метафоры, связанные в немецкой прессе с концептом «Вооруженный конфликт» рассматриваются в статье на основе такой классификации, которая делает возможным выявление дополнительных коннотативных сем, способствующих более глубокому пониманию метафор, связанных с данным концептом. Рассматриваются также метафоры, возникновение которых связано с изотопией в тексте, метафоры, на использование которых оказывает влияние определенный фрейм, метафоры, возникающие под воздействием стереотипов

Педагогика

Дата публикации: 21.09.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Саенко Николай Михайлович , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» , Ростовская обл
Журбина Галина Петровна , канд. филол. наук , доцент, учитель русского языка
ГКОУ Ростовской области общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический» , Ростовская обл

«К вопросу о принципах формирования понятийного аппарата дидактической тестологии»

Скачать статью

Авторы статьи полагают, что в основе принципов формирования терминологии дидактической тестологии должен использоваться системный подход, основанный на целостности, структурности, иерархичности, функциональной детерминированности элементов и связей системы. В этом случае понятийный аппарат дидактической тестологии представляется как семантическое поле с гиперо-гипонимическими отношениями между элементами. Известные в языкознании способы создания терминов наблюдаются и в дидактической тестологии. В статье утверждается, что идеальная терминосистема дидактической тестологии – это та, которая находится в тесном взаимодействии с оптимальными условиями реализации терминов при работе с тестами. Актуальность работы выражена тем, что в последние годы назрела необходимость создания методологически обоснованного, профессионального аппарата дидактической тестологии, способного преодолеть разрыв между учёным-методистом и учителем-практиком