Список публикаций по ключевому слову: «математическая грамотность»


Педагогика

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Джамекова Румина Равильевна , учитель
Фомина Наталья Васильевна , учитель
ГАОУ АО «Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова» , Астраханская обл
Попова Татьяна Владимировна , учитель
ГАОУ АО «Казачий кадетский корпус имени атамана И. А. Бирюкова» ,

«Математическая грамотность: решение реальных жизненных задач»

Скачать статью

В работе рассматривается проблема формирования математической грамотности как ключевого навыка современного человека в условиях цифровой эпохи. Обосновывается значимость умения применять математические знания для решения повседневных задач. Центральным инструментом развития математической грамотности называется математическое моделирование, которое связывает теорию с практикой, формирует гибкое мышление и учит последовательно рассуждать.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 10.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Кудрявцева Марина Алексеевна , учитель
МБОУ «Яльчикская СОШ им. Героя России Н.А. Петрова» , Чувашская Республика - Чувашия

«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии. Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс, где достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Дата публикации: 03.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: -29 (Всего: 1)
Кузьмина Юлия Николаевна , учитель
МБОУ «Синекинчерская ООШ им. М.Н. Юхмы» , Чувашская Республика - Чувашия

«Разработка урока по развитию математической грамотности»

Скачать статью

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Типы задач, которые рассматриваются на уроках математики, описывающие реальные проблемы: 1) повседневные дела (покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты); 2) трудовая деятельность (подсчеты заказа материалов, измерения); 3) общественная жизнь (демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов); 4) наука (работа с формулами из различных областей знаний).

Дата публикации: 01.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Владимирова Галина Николаевна , учитель
МБОУ «СОШ №29» , Чувашская Республика - Чувашия

«Математическая грамотность в начальной школе: от теории к практике»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема формирования и применения математических знаний у учащихся начальной школы. Особое внимание уделяется методам и приёмам, направленным на развитие математической грамотности. Обсуждаются различные игры и решение практических задач, связанных с повседневной жизнью, что помогает детям лучше понимать и применять математические концепции в реальных ситуациях.

Педагогика

Дата публикации: 21.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Кондратьева Алла Петровна , учитель
Ракина Вера Петровна , учитель
МКОУ «Тишковская СОШ им. П.П. Мурыгина» , Астраханская обл

«Математическая грамотность младшего школьника»

Скачать статью

В статье рассматриваются важные аспекты формирования математической грамотности у младших школьников как основы успешного овладения математическими знаниями и навыками. Автор обращает внимание на три уровня математической компетентности, отражающие уровень развития логического мышления, вычислительных умений и способность применять математические знания в повседневной жизни.

Дата публикации: 13.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Канапина Инкар Абаевна , магистр , преподаватель
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева , Казахстан

«Методика преподавания темы «Логарифмические уравнения и неравенства» в курсе математики в средней школе»

Скачать статью

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты преподавания логарифмических уравнений и неравенств. Эта тема в программе средней школы, помимо повышения математической грамотности учащихся, способствует развитию их аналитического и логического мышления. Однако многие учащиеся испытывают трудности при решении логарифмических уравнений и неравенств. Автор рассматривает методы определения логарифма, ранжирования, подстановки переменных, логарифмирования и приведения к одному основанию. Кроме того, при решении неравенств рассматриваются монотонность логарифмической функции, метод ранжирования и методы преобразования. В результате данного методического исследования учителям школ будут предложены эффективные методики обучения логарифмическим уравнениям и неравенствам. Использование предложенных подходов в образовательном процессе позволяет учащимся глубже усваивать материал и показывать высокие результаты на экзаменах.

Дата публикации: 03.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Шулика Надежда Анатольевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» , Хабаровский край

«Математическая грамотность личности: сущность и специфика формирования»

Скачать статью

Одним из ключевых навыков, определяющих успешность специалиста в профессиональной деятельности в современном мире, является математическая грамотность. В статье исследованы подходы к определению понятия математической грамотности как одному из видов функциональной грамотности обучающихся, так как это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных математических знаний.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 23.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гулиенко Ольга Михайловна , воспитатель
Мотина Оксана Николаевна , воспитатель
Таирова Галия Абдулбариевна , учитель-логопед
МАОУ Д/С №210 «Ладушки» , Самарская обл

«Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста: методы и приёмы работы с детьми»

Скачать статью

В статье рассматривается математическая грамотность дошкольника как способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях. Авторами отмечено, что использование нестандартных заданий направленных на формирования предпосылок функциональной математической грамотности в образовательной деятельности, способствует развитию у дошкольников словесно-логического мышления, повышает качество их математической подготовленности, повышает речевую активность, позволяет более уверенно ориентироваться детям в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Педагогика

Дата публикации: 17.09.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Купцова Людмила Дмитриевна , учитель
МБОУ «Чувенорускинская ООШ» Аксубаевского района РТ , Татарстан Респ

«Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование математической грамотности. 6 класс»

Скачать статью

В статье рассказывается об особенностях проектирования заданий для формирования и развития математической грамотности на уроках математики, об особенностях практико-ориентированных задачах, которые являются одним из важнейших элементов в развитии математической грамотности учащихся для применения знаний в реальной жизни.

Дата публикации: 29.07.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Полищук Полина Эдуардовна , учитель
МОУ СОШ №1 , Свердловская обл

«Способы формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Скачать статью

В статье дается понятие «функциональная грамотность», описываются виды функциональной грамотности, описываются способы формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, особенности их применения; выделены эффективные методы и приёмы отвечающие цели исследования.

Дата публикации: 11.03.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сафиуллина Лилия Булатовна , учитель
ГБОУ «СОШ № 2 им. В. Маскина» , Самарская обл

«Внеурочное занятие в системе формирования математической грамотности обучающихся»

Скачать статью

В статье рассматривается технологическая карта внеурочного занятия с основными этапами организации учебного занятия, с применением знаний в незнакомой ситуации, поиск новых решений и творческой активности. Автор описывает технологические этапы организации учебного занятия.

Дата публикации: 07.03.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Багапова Ольга Ивановна , учитель
Ковальчук Зиля Накибовна , учитель
Буранкова Любовь Егоровна , учитель
МБОУ «Камскополянская СОШ №1» , Татарстан Респ

«Функциональная грамотность в начальной школе»

Скачать статью

В статье описывается понятие «функциональная грамотность» в канве современного образовательного процесса в начальной школе. Как утверждают авторы, в нашем современном мире понятие «функциональная грамотность» быстро влилось в обиход и является ключевым аспектом для развития конкурентноспособной личности.

Теория и методика общего образования

Дата публикации: 22.12.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сербаева Ирина Алексеевна , учитель
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина , Самарская обл

«Внеурочное занятие в системе формирования математической грамотности обучающихся»

Скачать статью

В статье рассматривается технологическая карта внеурочного занятия с основными этапами организации учебного занятия. Автор описывает технологические этапы организации учебного занятия.

Педагогика

Дата публикации: 25.01.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 2)
Мороз Евгения Марковна , учитель
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл

«Формирование функциональной грамотности в 1 классе»

Скачать статью

Целью работы является задача рассмотреть методику формирования функциональной грамотности у обучающихся первого класса. Значимость методической разработки заключается в том, что в ней транслируется практический опыт обучения функциональной грамотности учеников первого класса. Рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в процессе обучения.

Общая педагогика

Дата публикации: 16.11.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Меркульева Ирина Николаевна , учитель
Кириченко Ксения Алексеевна , учитель
МБОУ «Школа имени Махтумкули Фраги» , Астраханская обл
Ивлева Юлия Ивановна , учитель
МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ» , Астраханская обл

«Формирование функциональной математической грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования»

Скачать статью

В статье отмечается, что функциональная математическая грамотность способствует активному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Авторы считают, что это выражается в умении решать практические задачи из повседневной жизни.

Педагогика

Дата публикации: 08.09.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Товчигречко Ольга Витальевна , учитель
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл

«Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»

Скачать статью

В статье представлены различные методические приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики. Автор приходит к выводу, что одним из эффективных способов развития мышления обучающихся младшего школьного возраста является решение нестандартных логических задач.

Дата публикации: 04.09.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Михайлов Николай Афанасьевич , учитель
Резникова Татьяна Леонидовна , учитель
МБОУ «СОШ №2» , Белгородская обл

«Анализ системных проблем естественнонаучного образования»

Скачать статью

Авторы отмечают, что негативной тенденцией последних десятилетий является тот факт, что школьные предметы естественного цикла испытывают трудности, истоки которых заложены в низком уровне математической грамотности обучающихся. В статье рассматривается вопрос о низкой математической компетентности, которая связана с сокращением объёма часов в базисном учебном плане, о необходимости научно обоснованного, единого подхода к преподаванию математических дисциплин в школе.

Дата публикации: 13.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ротова Татьяна Владимировна , магистр , учитель
МБОУ «Школа №15» , Ростовская обл

«STEM образовательная среда как условие формирования математической грамотности младших школьников»

Скачать статью

В статье речь идёт о формировании математической грамотности младших школьников посредством образовательной среды STEM.

Дата публикации: 16.01.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Дроздова Мария Юрьевна , учитель
МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска» , Челябинская обл

«Формирование математической функциональной грамотности обучающихся основного общего образования в современных условиях»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме формирования математической грамотности обучающихся основного общего образования. В результате анализа литературы описаны краткие этапы развития понятия математической грамотности. Освещены этапы развития математического образования в Советском Союзе и выявлена согласованность его целей с понятием математической грамотности, сформулированным мировым сообществом. Приведены результаты российских учащихся в международном исследовании PISA, а также результаты учащихся одной из общеобразовательных школ г. Челябинска в исследованиях, посвященных математической грамотности, которые были проведены по материалам Института стратегии развития образования Российской Академии образования. Анализ результатов обследуемой группы школьников показывает недостаточно сформированный уровень математической грамотности. В статье предпринята попытка выявить причины и сформулировать рекомендации для работы по формированию математической грамотности и повышению ее уровня при проведении различных мониторинговых процедур, в том числе в международном исследовании PISA.

Дата публикации: 29.08.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Трифонова Наталья Владимировна , учитель
Трифонов Сергей Викторович , магистр , учитель
Макеева Елена Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №43» , Белгородская обл

«Развитие математической грамотности на уроках в школе»

Скачать статью

Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение решать проблемы, логически рассуждать, анализировать информацию – это составляющие математической грамотности, второго по значимости компонента функциональной грамотности вместе с читательской грамотностью. Для улучшения математической грамотности необходимо развивать ее на всех учебных предметах.

Дата публикации: 17.08.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 1)
Смелянская Анна Николаевна , учитель
МБОУ «СОШ №18» , Белгородская обл

«Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания»

Скачать статью

В статье рассматривается функциональная грамотность в методическом аспекте. Отмечается, что формирование функциональной грамотности это многосторонний, длительный и сложный процесс: достичь необходимых результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках обществознания, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Дата публикации: 29.07.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мороз Евгения Марковна , учитель
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл

«Дидактические игры как средство формирования математической грамотности в начальной школе»

Скачать статью

Целью данной работы является рассмотреть некоторые конкретные дидактические игры и их использование на уроках в начальной школе для формирования математической грамотности у детей.

Дата публикации: 21.03.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Шакирова Гульнара Фаритовна , учитель
МБОУ «Гимназия №179 – ЦО» , Татарстан Респ

«Решение задач на основе рассуждения как средство формирования математической грамотности»

Скачать статью

В статье рассматривается актуальность проблемы решения задач на основе рассуждения как средство формирования математической грамотности.

Дата публикации: 21.03.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 2 (Всего: 2)
Еремеева Ирина Михайловна , учитель
МОУ «СОШ №13» , Саха /Якутия/ Респ

«Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Скачать статью

В статье рассмотрены современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Выявлена значимость функциональной грамотности для развития личности в условиях изменений современного общества. Описана практическая работа, на основе которой формируются предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС начального общего образования. Показаны виды и приёмы работ, которые необходимы в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса. Актуальность данной работы на уроках очевидна, так как она способствует развитию познавательной и мыслительной активности, обогащению знаний каждого ребёнка, развитию его функциональной грамотности.

Общая педагогика

Дата публикации: 04.04.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 2 (Всего: 2)
Чебышова Галина Николаевна , учитель
МБОУ «Аннинская СОШ №1» , Воронежская обл

«Что такое функциональная грамотность?»

Скачать статью

В статье рассматривается определение понятия «функциональная грамотность», современная трактовка этого понятия и его составляющие.