Список публикаций по ключевому слову: «этническая идентичность»
Теория и методика общего образования
Дюдяева Светлана Ленаровна , учитель
МОУ Старобесовская ООШ , Ульяновская обл
«Совместная деятельность семьи и школы как важнейший фактор воспитания в этнопедагогике»
Каждый ребенок овладевает родным языком, усваивает исторический опыт своих предков в процессе общения дома в семье, а потом уже и в процессе обучения в школе. Важным фактором воспитания этнической идентичности личности ребёнка является создание организационных условий и учебно-методического обеспечения сопровождения образовательного процесса.
Политология
ГУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)» , Саха /Якутия/ Респ
«Этнополитические процессы в Республике Саха (Яутия) на рубеже веков (ХХ–ХХI вв.)»
Статья обращает внимание на политические факторы, воздействующие на этническое развитие этноса. Национально-государственный статус может оказаться важнейшим ориентиром в выборе стратегий межэтнического взаимодействия, что и определяет актуальность изучения данного направления. В основу работы легли материалы социологического опроса 1999 года, проведенного в Республике Саха (Якутия) Институтом этнологии и антропологии РАН и Институтом социологии РАН под руководством Л.М. Дробижевой, участие в которых принимала и автор настоящей статьи. В статье обращается внимание на то, что в 90-х годах концепция перехода к самоуправлению и самофинансированию получила свою реализацию в подготовке и провозглашении суверенитета Республики Саха (Якутия). Укрепление государственности Якутии в постсоветский период связывается с установлением конституционно-договорных отношений с федеральными органами власти. Этносоциологические данные свидетельствуют о необходимости дальнейших усилий для повышения степени доверия населения к властным структурам как на республиканском, так и на федеральном уровнях, совершенствования договорных отношений между федеральным центром и республикой, развития гражданского общества. В целом данные опроса свидетельствуют о том, что региональная принадлежность оказалась для якутян наиболее актуальной формой консолидации, нежели общегражданская.
Педагогика
ГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова» , Тамбовская обл
«Национальные чувства как фактор формирования этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности»
Психология
Волгоградский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» , Волгоградская обл
«Культурно-историческое опосредствование этнопсихологического хронотопа сознания (на примере поволжских немцев)»
В статье обосновывается исследовательский потенциал концепта хронотопа субъективной реальности – временно-пространственной организации субъективного мира человека. Представлены этапы и результаты эмпирического исследования этнического самосознания двух групп респондентов: потомков поволжских немцев и титульного этноса (русских).
Психолого-педагогические аспекты образования
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» , Чеченская Респ
«Исследование этнической толерантности студентов»
В статье рассматриваются результаты исследования этнической толерантности студентов – будущих педагогов-психологов. Присутствующие в сознании испытуемых признаки интолерантности и превосходства своей этнической группы перед остальными, по мнению автора, говорят о необходимости формирования у будущих педагогов-психологов этнической компетентности и проведения комплексной работы по развитию этнической толерантности.
Социология
Константинов Сергей Вадимович , студент
Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» , Дагестан Респ
«Многоуровневая идентичность народов Дагестана»
Современные педагогические технологии этнокультурного образования
ГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова» , Тамбовская обл
«Педагогическая модель формирования этнической идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности»
Психология
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» , Татарстан Респ
«Этническая визуализация образа соседа в Республике Татарстан»
В данной работе исследователем рассматривается этническая идентичность трёх национальностей, живущих в условиях российской социальной и политической трансформации. Исследование обнаруживает взаимную толерантность наций и устойчивость межэтнических отношений, которые сокращают расстояние между культурами и делают возможным этническое сосуществование без конфликтов.
Социология
Морова Наталья Сергеевна , д-р пед. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» , Марий Эл Респ
«Особенности межличностных отношений иностранных студентов»
Система образования
Яр Венера Юрьевна , студентка
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Санкт-Петербург г
«Особенности кочевой формы образования в условиях современных проблем формирования этнической и гражданской российской идентичности (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)»
В данной статье рассматриваются разнообразные формы организации образовательного процесса в условиях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и Арктики с учётом этнорегиональной специфики, традиционного уклада и образа жизни этих народов. Авторами на примере Ямало-ненецкого автономного округа описывается опыт функционирования в современных условиях эффективной формы образования для детей оленеводов – кочевые школы и детские сады.
Педагогические науки
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» , Ставропольский край
«Формирование этнокультурной компетентности педагога»
Одной из основных проблем воспитания в настоящее время является проблема формирования личности человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Этнокультурная компетентность является важной чертой современной личности, и в особенности – педагога. Так, педагогу отводиться ведущая роль в формировании и становлении подрастающего поколения. В статье проанализированы понятия «компетентность» и «этнокультурная компетентность». Рассмотрены факты, направленные на формирование этнокультурной компетентности педагога.
Теория и методика общего образования
МАОУ «Гимназия №1» , Коми Респ
«Квест-ориентирование как эффективная форма воспитания при обучении английскому языку»
В статье представлен опыт учителя английского языка по организации внеурочного мероприятия для учащихся 7 классов. Приведены преимущественные характеристики квест-ориентирования как приключенческой игры, формы деятельности учащихся, способствующей развитию социокультурной компетентности. Автором приведен маршрутный лист на английском языке, карта города, краткое описание этапов мероприятия, впечатления учащихся, личные впечатления и выводы.
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
Финансово-экономический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
Иванова Изольда Владимировна , учитель английского языка высшей категории, отличник образования Республики Саха (Якутия)
МАОУ «Саха политехнический лицей» , Саха /Якутия/ Респ
«Роль родного языка в жизни студенческой молодежи Якутии»
Статья посвящена роли родного языка в повседневной жизни учащихся Якутии. С целью исследования знания и роли якутского языка в жизни студенческой молодежи был проведен социологический опрос учащихся Северо-Восточного Федерального института. Проанализировав результаты исследования, сделаны выводы о необходимости популяризации якутского языка.