Список публикаций по ключевому слову: «совесть»
Психолого-педагогические аспекты образования
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край
«Чувство вины в жизни человека и в психологическом консультировании»
В статье описаны модели вины, предложенные Н.Д. Линде, дана краткая характеристика каждой модели и рассмотрено, как она проявляется в жизни человека. Также дается определение вины, совести. Описаны взаимосвязи вины со стыдом, страхом и другими чувствами и эмоциями. Информация, представленная в статье, поможет взглянуть на проблему вины в психологии с нового ракурса.
Педагогика общеобразовательной школы
ОГАОУ «Белгородский юношеский инженерный лицей-интернат» , Белгородская обл
«Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе. Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть (на примере рассказа Л. Толстого «После бала»)»»
В статье дан ход урока обществознания и литературы в 8 классе на тему «Моральный выбор. Долг и совесть (На примере рассказа Л. Толстого «После бала»)». Такие важные обществоведческие термины как «долг», «совесть», «любовь», «честь» всегда остаются в приоритете и должны рассматриваться школьниками не только на уроках обществознания, истории или православной культуре, но и на других предметах. Здесь особенно подходят русский язык или литература.
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
Кулабухова Марина Анатольевна , канд. филол. наук, доцент , профессор, заведующая кафедрой
ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» , Белгородская обл
Кулабухов Дмитрий Анатольевич , канд. филос. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
«Ценностный потенциал творческого наследия М.И. Ромма»
Авторы статьи отмечают, что фильмография, научные работы, литературное и педагогическое наследие «ровесника XX века» Михаила Ильича Ромма (1901–1971) – не только знаковое явление духовной культуры и умного кинематографа прошлого века, но важнейшее условие воспитания современного человека, который должен быть способен к самоидентификации и культурно-историческому самоопределению, к нравственной, гражданской эволюции. Грустные предостережения М.И. Ромма о том, что «стремительное развитие науки и техники ведёт человечество к катастрофе», предвосхищают многочисленные угрозы современного гуманитарного кризиса, преодолению которого призвано киноискусство как достойный наследник классических традиций отечественной культуры, пробуждающий совесть человеческую.
Инновационные подходы организации учебной деятельности
Старунская Анастасия Александровна , учитель
ОГАОУ «Белгородский юношеский инженерный лицей-интернат» , Белгородская обл
«Интегрированный урок обществознания и литературы в 8 классе. Тема: «Моральный выбор. Долг и совесть. (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)»»
По мнению авторов, на сегодняшний день совместные (интегрированные) уроки приобретают всё большую популярность и это не удивительно, ведь объединёнными силами педагогов можно добиться больших успехов. Актуальность урока не вызывает сомнения, ведь для учащихся очень важно не только знать такие обществоведческие понятия как долг, совесть, честь, мораль, любовь, но и уметь применять их на практике – в жизни и при изучении произведений на уроках литературы.
Общая педагогика, история педагогики и образования
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина» , Коми Респ
«Воспитание чувства совести в русской литературе XIX века (по произведениям Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского)»
Как отмечает автор данной статьи, девальвация общечеловеческих ценностей, произошедшая в стране в 90-х годах XX века, требует переосмысления методов нравственного воспитания и в частности воспитания чувства совести как стержня нравственного становления личности. При этом важным представляется разобраться в сущности этого чувства, в необходимых условиях его появления на примере произведений великих русских писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, для которых проблема совести всегда была краеугольным камнем.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Галиуллин Аманжол Аманжолулы , студент
Камышева Ольга Александровна , канд. филол. наук , доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» , Самарская обл
«Человечность и ее альтернативы в повестях о Великой Отечественной войне (по произведениям В. Кондратьева «Искупить кровью» и «Сашка»)»
В статье рассматриваются проявления гуманизма и антигуманизма в локальных обстоятельствах войны при общении рядовых представителей враждующих сторон, а также внутри советских вооруженных сил – прежде всего во взаимоотношениях командиров и подчиненных. Авторы приходят к выводу, что герои Кондратьева – это реалистически изображенные люди, на долю которых выпало тяжелое время, и они выдержали испытание на человечность, проявив свое мужество, веру в победу и любовь к Родине.
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Роль внешней и внутренней культур индивидуума в развитии социума девятью ступенями цивилизационно-экономических формаций»
Общая педагогика
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Современная интерпретация педагогического учения Антона Семеновича Макаренко»
Философия
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Уроки пяти первых веков русской философской мысли насчет пользы рыночной экономики»
В данной статье рассматривается проблема проведения социально-экономических реформ. Автор отмечает, что одной из главных причин невозможности проведения в России необходимых социально-экономических реформ являются русские национал-патриоты, убедившие весь российский народ в том, мы, люди врожденно высоконравствнные, никогда не согласимся опуститься до презренной торгашеской морали народов развитых стран мира с рыночной экономикой. В работе показана историческая несостоятельность подобных взглядов.
Система образования
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Воспитание инстинктов в национальной системе общего образования»
В статье подвергается критическому анализу всеобщее увлечение ученых-гуманитариев современной России нравственно-духовной исключительностью русского народа. Предлагается усиливать позитивные и ослаблять негативные человеческие инстинкты путем подъема общего культурного уровня населения и использования третьей сигнальной системы, теория и практика которой разработаны автором статьи. Инстинкты, наряду с другими априорными сущностями психики (например, с таким высшими чувственными абстракциями, как «красота», «любовь», «бог», «справедливость» и др.) должны быть объектами воспитательной работы.
Философия (этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, философии науки и др)
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Лозунг «Воление, мышление, разумение!» («Воля, ум, разум!») революционизирует все современные науки о человеке и гуманитарные науки в целом»
В данной работе утверждается, что «воление» оперирует с «волями», желаниями в том же смысле, в каком мышление оперирует с мыслями в процессе познания и освоения объективной реальности, – своего организма (в случае воления) или окружающей человека среды (в случае мышления). К этой гипотезе мыслители мира шли в течение всей истории человечества. Благодаря усилиям Л.Н. Толстого эту гипотезу удалось превратить в теорию со всеми вытекающими последствиями.
Воспитание как приоритетная задача современного образования
ГБОУ «СОШ с. Кротково» , Самарская обл
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности»
Данная статья посвящена духовно-нравственному воспитанию младших школьников. В работе анализируются различные подходы в формировании у школьников духовности и нравственности. Учителем физической культуры делается попытка выявить возможности в формировании основ духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Педагогика
МБДОУ Д/С КВ «Жемчужинка» – СП «Д/С №197» , Свердловская обл
«Изучение своей семьи – первый шаг в познании Родины»
Социально-нравственное воспитание – это прямой процесс приобщения ребенка к социальной среде, когда происходит принятие моральных норм, устоев и ценностей общества, воспитываются правила поведения, нравственные качества любого малыша. В данной статье представлен такой опыт работы, который поможет воспитателям сформировать у всех участников образовательного процесса представления о семье, как источнике и средстве воспитания нравственных качеств дошкольников.
Общая педагогика
Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия
««Мораль» и «право»: семантический анализ словообразовательного гнезда»
Наука и инновации в современном мире и изменения социальных ценностей
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Обоснование, теория и практика Третьей мировой революции в философской трилогии Льва Толстого»
В учении о человеческой жизни, развиваемой автором статьи, рассматриваются три вида жизни: природы, общества и человека, управление которыми сосущеcявляется, в основном и в первую очередь, в соответствии с законами природы, закономерностями общества и ценностями человека. В психике человека это управление осуществляется первой, второй и третьей сигнальными системами, соответственно. Показано, что основы такого понимания человеческой жизни заложены Л.Н. Толстым в его филоcофской трилогии.
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Современные тренды развития музеологии»
Рассмотрены история развития музеев, а также история формирования и развития человечества и человека. Показана роль музеев в формировании человечности. Выделены два типа музеев – Музеи-коллекции и Музеи человеческого капитала. Сформулированы основные тренды развития музейного дела в мире и в России, а также Музеологии как науки.
История и обществознание
Яхъяев Руслан Ярашевич , ученик 9 класса
Фокина Надежда Ивановна , учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №7» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО