Список публикаций по ключевому слову: «русская литература»
Педагогика
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
Назарова Диана Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл
«Сны в русской литературе»
Теория и методика общего образования
Белоусова Элеонора Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл
«Продуктивный способ восприятия художественного текста»
Литература
Тимофеева Елена Николаевна , канд. пед. наук , учитель
ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер» , Санкт-Петербург г
«Изображение процесса слушания как проявление психологизма в произведениях русской литературы XIX века (на примере комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)»
В работе определяются понятия «процесс слушания», «психологизм в литературе». Авторами рассматриваются виды и техники слушания в психологии, реакции слушателя, приемы слушания, особенности и виды психологизма в литературе; определяются функции процесса слушания и виды слушанья в произведениях русской литературы XIX века; выясняется, с какой целью авторы изображают процессы слушания в своих произведениях. В исследовании показано, как проявляется психологизм при изображении процесса слушания в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Педагогика высшей профессиональной школы
Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» , Новосибирская обл
«Развитие литературоведческой компетенции студентов в процессе изучения жанрового синкретизма в раннем творчестве М.М. Пришвина»
На примере изучения ранних очерков М.М. Пришвина рассматриваются пути формирования литературоведческой компетенции студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Филологическое образование». Жанровый синкретизм, ставший одной из особенностей поэтики писателя, позволяет углубить и обобщить представление студентов о построении жанровой модели художественного текста.
Педагогика общеобразовательной школы
МБОУ «СОШ №62» , Кемеровская обл
«Урок литературы в 8 классе. Тема «Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского»»
Литература
Пучнина Юлия Николаевна , учитель
МБОУ «СШ №40» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Игрушка как художественная деталь в произведениях русской и зарубежной литературы»
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» , Челябинская обл
«Визуальные аспекты проблемы типологии героев В. Набокова (на материале сборника рассказов «Возвращение Чорба»)»
В статье рассмотрены доминантные признаки ключевого для В. Набокова образа художника в свете аспекта проблемы визуальности. На материале рассказов сборника «Возвращение Чорба» проанализированы особенности визуального поведения героев, в результате чего выстроена типология героев по признаку обладания ими особого, «художнического» видения.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Воплощение героического в творчестве В.П. Астафьева (на материале повести «Пастух и пастушка»)»
Статья посвящена исследованию проблемы героического в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка». Раскрывается поэтика текста повести и особенности творческой индивидуальности писателя. По результатам обзора и анализа материалов по теме стало создание мультимедийного буктрейлер-проекта по повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», который предназначен для реинтерпертации и популяризации военной прозы XX в.
Филологические науки
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» , Краснодарский край
«К вопросу о классификации литературного типа: архетип падшей женщины»
Педагогика общеобразовательной школы
Кравченко Алла Евгеньевна , учитель русского языка и литературы, методист
ГБОУ гимназия №540 Приморского района , Санкт-Петербург г
«Метаконцептный анализ художественного произведения на уроках русской и зарубежной литературы»
В данной статье рассматривается новый подход в методике преподавания литературы, основанный на изучении художественных концептов, и предлагается новый метод анализа художественного произведения – метаконцептный анализ. Авторами представлено подробное описание реализации метаконцептного анализа на примере изучения романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Педагогика
МБОУ «СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова» , Московская обл
«Изучение взаимодействия русской литературы и православной культуры как фундаментальная предпосылка воспитания учащихся»
Семейная педагогика
МБОУ «Гимназия №125» , Татарстан Респ
«Четыре шага на пути формирования читательской компетенции школьника»
Педагогика
МБОУ «1-Жемконская СОШ им. П.С. Скрябина» , Саха /Якутия/ Респ
«Взаимосвязь русской и родной литератур»
В данной статье рассматривается взаимосвязь русской и родной литератур. Автор отмечает, что в условиях обновления структуры и содержания литературного образования его приоритетными целями становятся «воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; развитие образного мышления, творческих способностей, художественного вкуса, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма».
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева» , Карачаево-Черкесская Респ
«Произведения «о каторге и ссылке» как памятник человеческой несвободе»
Статья посвящена актуальной проблеме исследования феномена человеческой свободы в произведениях русской литературы второй половины прошлого века «о каторге и ссылке». Проблема свободы личности, своеобразно трактовавшаяся в русской философии и литературе XIX века, оказалась актуальной и в литературе XX века, приобретя новое звучание в рассмотрении проблемы отчуждения человека, его ответственности перед потомками, обретении новых нравственных ориентиров.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Литература как составная часть обучения РКИ на примере китайской аудитории»
В статье рассматривается возможность изучения литературы русского зарубежья иностранными студентами в системе РКИ: особенности восприятия русской литературы китайской аудиторией, использование опорных и ключевых слов для облегчения работы со сложными текстами, уделяется пристальное внимание историческому аспекту. Занятия способствуют развитию устной монологической речи и слуховой деятельности у китайских студентов. Предложена система занятий для изучения студентами, владеющими русским языком выше элементарного уровня
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Литературные сборники на русском языке в Якутии (1960–1970-е годы)»
Педагогика
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» , Бурятия Респ
«Методика изучения литературы в бурятской школе в свете диалога культур»
Литература
Шакиртянова Лилия Наиловна , учитель
МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района , Татарстан Респ
««Бунтарь-одиночка», или Портрет современного героя»
В статье рассматриваются литературоведческие вопросы. Каков портрет нашего современника? Каков он в оценке современной русской литературы? В статье представлен опыт прочтения рассказа Захара Прилепина «Допрос», известного современного русского писателя, продолжателя традиций русской классической литературы.
Общее направление
МБОУ «Началовская СОШ» , Астраханская обл
«Технологическая карта к уроку»
В данной статье представлена используемая автором технологическая карта для проведения урока по русской литературе по теме «Литературная песня. А.В. Кольцов. «Косарь». Урок подразделен на отдельные этапы, каждому из которых соответствует определенный набор заданий для учащихся, охвачены занятием все ученики, обучение происходит с привлечением электронных образовательных ресурсов.