Выходные сведения
Международная научно-практическая конференция
УДК 008:37
ББК 71+74
Э91
Рецензенты: | Грибкова Галина Ивановна, канд пед. наук, доцент ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ» Левина Ирина Дмитриевна, канд пед. наук, доцент, директор ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ» Медведь Элеонора Ильинична, канд пед. наук, доцент ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ» |
Редакционная коллегия: | Бакланова Татьяна Ивановна, главный редактор, д-р пед. наук, профессор ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ» Кайтанджян Мария Георгиевна, канд пед. наук, доцент ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ» Опарина Нина Александровна, канд пед. наук, профессор ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ» |
Дизайнер: | Фирсова Надежда Васильевна |
Э91 | Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Москва, 25 март 2017 г.). – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – 440 с. – ISBN 978-5-9909794-1-3. – DOI 10.21661/a-345. |
ISBN 978-5-9909794-1-3
DOI 10.21661/a-345
В сборнике представлены статьи участников Международной научно–практической конференции, посвященные проблемам традиционной народной культуры и этнокультурного образования. В материалах сборника приведены результаты теоретических и прикладных изысканий представителей научного и образовательного сообщества в данной области.
Чебоксары , 2017
Оглавление
- Общие концептуальные основы и фундаментальные исследования этнокультурной деятельности
- Бакланова Т. И. Исследования актуальных проблем этнокультурной деятельности в российской научной школе «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» 15-19
- Бакланова Т. И. Разработка и концептуальное обоснование государственной программы «Народная художественная культура и этнокультурное образование» как актуальная научно-практическая задача 20-28
- Матлин М. Г., Владимирова Т. Ю. Работа Центра развития и сохранения фольклора – филиала Центра народной культуры Ульяновской области с объектами нематериального культурного наследия 29-31
- Медведь Э. И., Киселева О. И., Бычкова Е. С. Социокультурная реализация молодежи в многонациональном мегаполисе 31-36
- Олехнович Н. Е. Этнокультурный компонент реформы российского образования 36-39
- Опарина Н. А., Кайтанджян М. Г. Фольклоризм в культуре современных праздников и обрядов 39-43
- Проскурина Н. В. Этнокультурные особенности географического изучения историко-культурного наследия 44-46
- Рашидов О. П. Художественно-эстетические функции декоративно-прикладного искусства в бытовой культуре народов Дагестана 46-51
- Ткалич С. К., Ткалич А. И. Креативная индустрия: обучающие модули с национально-культурным компонентом 52-58
- Ткаченко Н. В. Рассуждение о понятии «этничность» 58-61
- Фрадкина Г. Б. Этнокультурные связи и интегрированные процессы в обществе как факторы общечеловеческих ценностей народной дипломатии 62-64
- Чаус В. Ю., Чаус Т. Е. Этнографические и художественные образы Тамбовского края 64-67
- Народная культура как содержательная основа патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического, экологического воспитания
- Айдашева К. А., Фаттахова Р. М. Музей как форма воспитательной работы 68-74
- Алексеева А. Г. Традиционно-патриархальные основы семейно-брачных отношений коренных народов Сибири: определение ценностных идеалов и целей 74-77
- Алексеенко Е. В. Народное искусство и традиционная художественная культура России – системообразующий компонент непрерывной художественно-образовательной системы 78-81
- Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: из опыта учреждений Санкт-Петербурга 81-85
- Бакланова Т. И., Соболева Л. Ю. Проблема повышения роли российских этнокультурных традиций и духовно-нравственных ценностей в содержании современного молодежного досуга 86-89
- Бакланова Т. И., Трусова Н. О. Теоретические и научно-методические основы этнокультурной деятельности библиотеки на основе русской традиционной культуры 89-92
- Буровкина Л. А. Изучение традиций народного искусства в образовательных организациях как комплексная задача 93-96
- Виноградова Е. С., Косибород О. Л. Русская обрядовая культура как средство духовно-нравственного воспитания подростков в детском оздоровительном лагере 96-98
- Воробьева А. В., Путиловская В. В. Формирование сценической культуры участника народно-певческого коллектива средствами фестивального творчества 99-102
- Гамзатова Г. К. Исторический и теоретический анализ сложившегося опыта традиционной народной педагогики в развитии художественных и творческих способностей учащихся 103-107
- Горбунова О. Ф., Рязанова А. С. Исследование традиций воспитания детей дошкольного возраста в современной хакасской семье 108-111
- Кабанова Т. И. Этнокультурная компетентность старших дошкольников – основа патриотического воспитания 111-115
- Киреева О. А. Экологическое воспитание детей в контексте традиционной народной культуры 115-119
- Ковязина Т. В. Традиционная культура русского народа как часть гражданского воспитания детей дошкольного возраста 119-120
- Муталов Ш. Ш. Этнокультурная деятельность и национальные культурные центры Узбекистана 121-126
- Новиков Д. В., Цуканова О. А., Рызбаева А. А. Национальные общественные объединения Кемеровской области: источники изучения процессов сохранения, развития и трансляции народной художественной культуры 127-130
- Ооржак С. Я., Дамба М. К. Применение методов и средств народной педагогики (на материалах Республики Тыва) 131-134
- Опарина Н. А., Левина И. Д. Фольклорные традиции в семейном художественно-творческом воспитании детей 135-137
- Потапкина Е. В. Традиционное народное художественное творчество в современной культурно-досуговой деятельности 138-140
- Умеркаева С. Ш., Макусинская М. Я. Культурно-досуговая деятельность как фактор духовно-нравственного и этнокультурного воспитания современной молодежи 141-145
- Этнокультурная деятельность в условиях вуза
- Аксенова О. А. Проблемы кросскультурных коммуникаций глазами петербургских студентов 146-150
- Бакирова М. Р., Кошенкова А. А. Этнолингвистический подход в обучении иностранному языку в условиях многоязычия 150-155
- Боктаева В. Л. Воспитание толерантности у студентов ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» 155-159
- Дорощук Е. С. Особенности формирования и развития этнокультурной компетентности будущих журналистов 159-164
- Захарова Л. А. Опыт взаимодействия Удмуртского государственного университета с учреждениями культуры на примере образовательных проектов по традиционному гончарному искусству 164-170
- Захарова Н. Ю. Значение творческого развития личности будущего дизайнера в современной этнокультурной ситуации Юга России 170-174
- Касьянова М. А., Путиловская В. В. Особенности вокально-хоровой работы в процессе изучения казачьего фольклора 174-178
- Косогорова Л. В. Практико-ориентированная модель подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе педагогического потенциала традиционных национальных культур 178-184
- Кукубаева А. Х., Секенова Б. Б. Этнокультурная деятельность в системе высшего образования 184-188
- Мищенко Л. В., Николаева К. Э. Психологическая и этнокультурная адаптация студентов-мигрантов к вузовскому образованию 188-190
- Петкова И. Ц. «Разные» студенты в системе университетского образования 190-194
- Пухначева Е. Ю. Изучение теории народного искусства в подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 195-197
- Ткалич С. К., Красавкина Е. Н. Разработка обучающего модуля «Этнодизайн России» для учебных проектов дизайнеров-графиков 197-200
- Туранина Н. А., Заманова И. Ф., Сергеева А. Ю. Этнокультурная направленность в обучении русскому языку в вузе 201-202
- Шульга Е. П. Влияние системы образования вуза на ксенофобские и националистические настроения студенчества (на примере Сургутского государственного педагогического университета) 203-207
- Формирование этнокультурных компетенций педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы
- Аверкиева Г. В., Щекина С. С. Реализация основных функций педагогического краеведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя 208-211
- Бакланова Т. И. О необходимости подготовки в педагогических вузах России педагогов общего и дополнительного этнокультурного образования детей 212-216
- Иванникова М. В. Этнопедагогическая культура в контексте формирования профессиональных компетенций будущего педагога 216-219
- Калюжная Е. А. Приобщение к национальной кухне как элемент этнокультурного просвещения (из опыта преподавания этнографии в педагогическом вузе) 220-222
- Поровская Г. А., Поровский А. Г. Формирование этнокультурных компетенций учителей изобразительного искусства в условиях модернизации общего и высшего образования 222-225
- Ткалич С. К., Ткалич А. И., Коновалова А. В. Моделирование авторских обучающих программ на основе единой универсальной модели профессиональной подготовки педагогов творческих вузов 226-230
- Ултургашева Н. Д., Турамуратова И. Г., Алексеева А. Г. Теоретические аспекты профессиональной подготовки кадров этнокультурного образования для национальных республик Южной Сибири 231-235
- Этнокультурное образование и воспитание детей в условиях дошкольного, общего и дополнительного образования
- Авдеева С. М. Знакомство учащихся с основами китайской живописи в учреждениях дополнительного образования как средство приобщения к мировой художественной культуре 236-238
- Авдошкина О. В., Казачук Н. В. Поликультурное образование как часть педагогической культуры: из опыта работы образовательного учреждения 239-244
- Азевич А. В., Горбунова О. Ф. Сравнительный анализ использования поощрения и наказания детей в городской и сельской хакасской семье 244-247
- Бадашкеев М. В., Бадашкеева М. А. Этнокультурное образование в профориентационной работе с сельскими старшеклассниками 247-249
- Брагинская Л. П., Сысоева М. А., Шаповалова Е. Г. Информационный подход к реконструкции традиционной куклы 249-255
- Буреева С. В., Горбунова О. Ф. Особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста разных этнических групп 255-258
- Вартанян М. С. Этническая направленность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении 258-261
- Грибкова Г. И., Рогачева Л. С. Особенности духовно-нравственного и этнокультурного воспитания подростков в детских творческих объединениях 261-265
- Громовик Н. Н. Развитие познавательной мотивации у детей с тяжёлыми нарушениями речи при знакомстве с малой родиной 265-268
- Доржиев Д. Л. К вопросу о возрождении буддийских традиций образования и воспитания в системе общего образования Республики Бурятии 269-271
- Карманова Е. В., Артеева С. В. Обучение детей коми языку в процессе игры в детском саду 271-274
- Князькина Н. Б., Федорова Н. М. Система работы МДОУ по формированию этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста 275-279
- Косибород О. Л., Радионова О. Р., Алиева Э. Ф. Воспитание детей, подростков и молодежи в духе толерантности и приобщения к культурным особенностям разных народов 280-284
- Кравченко И. Н., Дигор А. К. Формирование этнокультурной компетенции обучающихся в образовательных организациях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Хабаровского края. Из опыта работы МБОУ ООШ села Бельго Хабаровского края 285-290
- Лоренц В. В. Особенности современного образовательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического общества 291-295
- Медведева С. Н. Современные тенденции поликультурного воспитания дошкольников 295-297
- Никифорова С. В. К проблемам технологии формирования этнокультурной компетентности 297-300
- Паландузян Е. Ю., Паландузян Ю. Х. Возможности социального партнерства педагогического вуза и школы в формировании этнокультурных знаний учащихся (из опыта работы) 301-302
- Петухова Т. Б. Формирование этнокультурной компетентности младших школьников 303-304
- Поклонская В. Д., Гагиева М. Б. Взаимосвязь этнокультурного и социально-эмоционального развития старших дошкольников 305-307
- Путиловская В. В. Средства начального музыкального образования в условиях реализации этнокультурного казачьего компонента 307-311
- Резанов Л. В. Передовые технологии этнохудожественного образования и воспитания современных школьников 311-315
- Салчак Б. В. Особенности приобщения дошкольников к национальной культуре тувинского народа 315-318
- Соколова О. С. Возможности культурно-досуговых программ в сохранении и развитии традиционных праздников русского народа (на примере программы «Масленичная неделя») 319-321
- Сычугова Е. В., Сарварова З. Ф. Этнокультура на уроках английского языка через использование технологии критического мышления 321-323
- Федорова И. Н. Школьная этнографическая экспедиция как форма образовательного этнокультурного туризма 323-326
- Хулхачиева Г. Ш. Педагоги-классики о народном воспитании 327-330
- Цымбалистенко Н. В. Экспериментальное этнопедагогическое стойбище в посёлке Лаборовая Приуральского района ЯНАО 331-337
- Чавыкина У. Г. Взаимодействие социально-культурных учреждений с муниципальной общеобразовательной организацией в целях реализации мероприятий по этнокультурному образованию детей и подростков 338-340
- Шушакова Г. Н., Дюпина М. Л. Внеурочная деятельность с этнокультурным содержанием по изучению удмуртского и финно-угорских языков и культур в условиях города Ижевска 341-344
- Современные учебники, пособия и программы по народной культуре и этнокультурному образованию
- Бакланова Т. И. Учебники, учебно-методические пособия и программы для преемственной системы этнокультурного образования «Детские сады – школы – вузы» 345-350
- Гордиенко О. А., Рыхальский Ю. С. Формирование этнокультурной компетенции иностранных студентов, обучающихся на Кубани, в процессе знакомства с казачьей и адыгейской литературой и культурой 350-356
- Иванова А. В., Винокурова Е. И. Образовательная программа как механизм реализации этнокультурной идентичности 357-359
- Широкова Н. А. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации учебного процесса декоративно-прикладной направленности с национально-региональными особенностями 359-362
- Современные педагогические технологии этнокультурного образования
- Баранова Г. В. Проектная деятельность студентов вуза культуры как форма освоения традиционного народного костюма 363-366
- Ганьшина Г. В., Бабаева Е. В., Ганьшина Е. В. Славянский фольклор как компонент анимационных программ 367-371
- Ершова Л. В. Этнохудожественное образование как гуманистическая технология 371-375
- Кайтанджян М. Г. Технологии формирования интереса к обучению у детей дошкольного возраста в процессе этнокультурного образования 375-377
- Кокова А. Г. Использование современных образовательных технологий при изучении хакасского языка в условиях малокомплектной школы 378-381
- Кулешова О. Д., Ткалич С. К. Визуальные маркеры экспортной продукции на основе национально-культурного наследия 382-384
- Любич А. В., Ковычева Е. И. Основы профессионализма народного искусства как способ преодоления проблем в деятельности художников-керамистов Удмуртии 385-389
- Морева О. Л. Приобщение учащихся к русской художественной культуре через проектную деятельность по подготовке теневого театра (в рамках спецкурса «Организация внеурочной деятельности в области изобразительного искусства») 389-395
- Новоселова А. М. Национальные культурно-образовательные программы как фактор развития межкультурных коммуникаций России и зарубежья 395-407
- Новочук П. А. Педагогическая модель формирования этнической идентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности 407-410
- Этнокультурные креативные досуговые проекты: опыт и проблемы разработки
- Гусейнов М. С. Фестиваль традиционной туркменской музыки «Звуки дутара» как инновационная форма этнокультурной деятельности в России 411-415
- Медведь Э. И., Киселева О. И., Баннова Ю. В. Опыт разработки этнокультурного креативного досугового проекта «Разноцветная планета» в дошкольном образовательном учреждении 415-419
- Суров С. В. Основные проблемы реализации проекта в сфере этнокультурной деятельности (на примере учреждений культуры и образования Тамбовской области) 419-422
- Щекина С. С., Аверкиева Г. В. Инновационные технологии реализации этнокультурной деятельности в условиях каникулярного отдыха детей и молодежи 423-426
- Лингвистические аспекты традиционных культур
- Одинокая М. А., Пятницкий А. Н. Английский язык в Индии: история и актуальные проблемы 427-429
- Одинокая М. А., Пятницкий А. Н. Английский язык в Индии: история и перспективы развития 430-433
- Одинокая М. А., Пятницкий А. Н. Соотношение английского языка и хинди в жизни индийского народа 434-437
- Тинякова Е. А. Сопоставление традиционных культур англо-язычных стран с русской народной традиционной культурой в процессе преподавания английского языка 438-439