Dubatova Irina Vladimirovna

Place of work

Organization:
FSFEI of HE “Rostov State Medical University” of Russian Ministry of Health
Position:
associate professor
Degree:
candidate of medical sciences

Author's articles(14)

The problem of double diagnoses in psychiatry and addictology: leaving reality, or the stage of integration?

12.02.2019

Annotation

the article points out that the existence of the problem of double diagnoses (DD) in psychiatry and addictology means recognizing the fact that «addiction» is a mental illness and, therefore, a brain disorder. There are common areas in the brain that are responsible for the formation of addictive pathology and for the development of other mental illnesses. It explains the high comorbidity between disorders associated with the use of psychoactive substances, and other mental illnesses. The factors of predisposition to the development of addictive pathology include: family burden with addictive...
more

Compulsive shopping as a private variant of behavioral addiction. The current state of the problem

27.03.2019

Annotation

compulsive shopping, or compulsive buying disorders (CBD in English-language literature) is characterized by excessive, unnecessary spending, also known stereotypical «consumer behavior», which entails the development of various emotional disturbances and economic problems. The prevalence of disorder varies widely among countries and depends on socio-economic and cultural factors. Scattered data for Russia does not allow to reliably estimate the scale of the problem. Comorbidity of compulsive shopping is associated with various mental disorders: affective disorders, anxiety disorders, substanc...
more

Meet me online or at a psychiatrist? The issue of dependence on social networks

22.04.2019

Annotation

this article tells about the phenomenon of dependence on social networks. Said phenomenon is not formally recognized as a diagnosis in the existing classifications of mental and behavioral disorders. At the same time, the dynamics of the development of dependence on social networks has much in common with the «classical» addictive disorders. The following symptoms and syndromes can be distinguished in the structure of dependence on social networks: craving, mental discomfort with the affective component, growth of tolerance, withdrawal syndrome, salience, relapse. The process of formation of d...
more

Tell me your IP address, and I will tell who you are. Issues of diagnosis of Internet addiction: illness, disorder, or fiction?

31.05.2019

Annotation

this article is devoted to the analysis of the current state of the problem of Internet addiction, which includes the following issues: the boundaries of diagnosis, diagnostic criteria, clinical manifestations, epidemiology data, neurobiological studies, comorbidity, existing approaches to therapy. In the past of two decades, there was an increase in publications devoted to the phenomenon of Internet addiction. Despite the existing disagreements in the professional environment about the validity of the very concept of «Internet addiction», every year there was several studies in the field of n...
more

The role of impulsivity and impulse control disorders in the formation of addictive disorders

17.05.2019

Annotation

currently, a lot of researches devoted to the study of the relationship between disorders of impulse control and addictive pathology are published. Attempts to isolate behavioral addictions into a separate group of addictive disorders make it necessary to assess impulsivity and impulse control disorders at different stages of formation, both behavioral and substance use addictions in a new way. This review is based on the results of research and analysis of existing models of addictive disorders, where the dominant position is given to impulsivity and impulse control disorders as predictors of...
more

New psychoactive substances: psychiatrist's view

13.05.2019

Annotation

appearing not long ago, new psychoactive substances (designer drugs), including synthetic cannabinoids, derivatives of cathinone, phenethylamines, new stimulants, synthetic opioids, tryptamine derivatives, phencyclidine, piperazine, the GABA (A/B) receptors agonists, have become a serious problem for consumers and for physicians. Consumers of these substances are attracted primarily by the intensity of psychoactive effects, and the «legal high» declared by the black manufacturers, which indicates that significant difficulties in a laboratory identification of new surfactants. Designer drugs, w...
more

The era of «steel apples» and «green robots». Smartphone addiction: a medical problem, a cultural phenomenon, or a fiction media?

06.08.2019

Annotation

the article is devoted to the one of acute problems of society, that is smartphone addiction, because in recent decades, «smart» devices become ingrained in everyday lives of almost every person. The sphere of interest of many scientific studies is the study of «high-tech» addictions. One of the particular forms of this type of addictive disorder is smartphone addiction. Currently, there is an expansive increase in the prevalence of smartphones on various hardware and software platforms. The authors of the article wonder whether smartphone addiction can be a form of behavioral addiction or it...
more

Hervey Cleckley: A Man ahead of Time

06.11.2019

Annotation

hervey Cleckley is one of the most influential psychiatrists of the 20th century. Part of his scientific research still causes debates in the scientific world, especially his works about «successful psychopaths» and the curability of psychopathy. Most of Cleckley’s scientific works in the field of the study of psychopathy are well known to most modern scholars, and some of his articles have become textbooks. At the same time, his works on dissociative personality are less known in the professional community. Through the time, his scientific achievements have not lost their relevance and scient...
more

Oppositional Defiant Disorder in Childhood and Adolescence

24.07.2020

Annotation

oppositional defiant disorder (ODD) and conduct disorder (CD), which usually develop at the age below 18, are considered as a sustainable antisocial and aggressive types of behavior, stepping beyond the borders of socially accepted standards. Within the recent decades, significant success has been achieved in the diagnosis and long-term predictive assessment of different types of behavioral aberrations, occurring during the childhood and adolescence. Early development of behavioral disorders forms unfavorable predictions and correlates with biological and social risk factors, such as attention...
more

Sleep and Depression: What We Know and What to Learn?

07.09.2020

Annotation

presently, a lot of data indicate that the disturbance of mechanisms underlying the regulation of sleep-waking cycle coincides with the mechanisms underlying the development of depression. The disturbance of circadian rhythms is one of the core factors in the genesis of the most affective disorders including depression, which indicates the role of the internal biological clock in the pathophysiology of affective disorders. The episodes of depression, mania or hypomania may result from the disturbances in endogenous biological timing. In this review, we have summarized the literature data obtai...
more

Pills or Sleep Deprivation? Sleep-Deprivation as a Therapeutic Option Intervention in Psychiatry

15.09.2020

Annotation

in recent decades, sleep deprivation has evolved from a single experimental data set to the status of an effective and affordable therapeutic intervention used in daily clinical practice. The mechanism of action of this method is aimed at the same neurotransmitter systems and brain regions as antidepressants. As in the case of pharmacotherapy for sleep deprivation, it should be used under close supervision of a physician. Clinical effects with sleep deprivation are achieved much faster than with psychopharmacotherapy, but they are not long-term in nature. It is possible to improve the results...
more

Evidence-Based Pharmacotherapy of ADHD

10.02.2021

Annotation

attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a widespread, severe neurobiological disorder that occurs in childhood and adolescence and has a negative impact on social functioning in adulthood. Currently, there are several strategies for the treatment of ADHD including pharmacotherapy and psychotherapeutic interventions. Due to the expansion of the range of available drugs, for practical doctors to choose the tactics of therapy and to set priorities in the treatment process becomes more challenging. The aim of this review is to systematize the evidence-based literature on the treatment o...
more

Depressive Spectrum Disorders in Neurological Practice: Is There a Place Under the Sun, or Who Should Treat Patients?

08.03.2021

Annotation

in the cases of majority of neurological diseases the symptoms of depression have significant influence on the worsening of the quality of patient’s life, regardless of the severity of the neurological disorders. In the most of neurodegenerative diseases the symptoms of depression often precede the appearance of neurological symptoms. Within recent years, numerous studies have been published demonstrating that disorders of depressive spectrum can be considered as a predictor of some types of dementia. Existing data regarding the methods of therapeutic intervention for depression in the clinica...
more

Salience neural network: another tribute to fashion or the key to all doors?

23.06.2021

Annotation

this review presents an analysis of the literature on studies of the salience neural network, the dynamics of neural network formation during ontogenesis of the brain, and salience dysregulation in neurodegenerative and neuropsychiatric disorders. The role of dopaminergic imbalance in the formation of aberrant salience in schizophrenia is considered. Particular attention is paid to the studies of the significance of motivational salience and reward system in the pathogenesis of addictive disorders.
more

Дубатова Ирина Владимировна

Место работы

Организация:
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Должность:
доцент
Звание:
канд. мед. наук

Статьи автора(13)

Проблема двойных диагнозов в психиатрии и наркологии: уходящая реальность, или Этап интеграции?

12.02.2019

Аннотация

в статье говорится, что существование проблемы двойных диагнозов (ДД) в психиатрии и наркологии означает признание факта, что «зависимость» является психическим заболеванием и, следовательно, заболеванием головного мозга. В головном мозге есть общие области, отвечающие как за формирование аддиктивной патологии, так и за развитие других психических заболеваний. Во многом это объясняет высокую коморбидность между расстройствами, связанными с употреблением ПАВ, и другими психическими заболеваниями. Как отмечают авторы, к факторам предиспозиции развития аддиктивной патологии относятся: семейная от...
подробнее

Компульсивный шопинг как частный вариант поведенческих аддикций. Современное состояние проблемы

27.03.2019

Аннотация

компульсивный шопинг, или сompulsive buying disorder (CBD в англо-язычной литературе) рассматривается как один из вариантов аддиктивного поведения, характеризующегося чрезмерными, ненужными тратами, т.н., стереотипным «покупательским поведением», что влечет за собой развитие различных эмоциональных нарушений и экономических проблем. Коморбидность компульсивного шопинга связана с аффективными нарушениями, тревожными расстройствами, нарушением пищевого по-ведения, расстройствами, связанными употреблением психоактивных веществ и другой патологией импульсного контроля. Общность патогенетических ме...
подробнее

Встретимся в сети или на приеме у психиатра? К вопросу зависимости от социальных сетей

22.04.2019

Аннотация

в данной статье рассказывается о феномене зависимости от социальных сетей. Данный феномен формально не признается в качестве диагноза в существующих классификациях психических и поведенческих расстройств. При этом динамика развития зависимости от социальных сетей имеет много общего с «классическими» аддиктивными расстройствами. В структуре зависимости от социальных сетей можно выделить следующие симптомы и синдромы: аддиктивное влечение, психический дискомфорт с аффективной составляющей, рост толерантности, синдром отмены, салиенс, рецидив. На процесс формирования зависимости от социальных сет...
подробнее

Скажи мне свой IP-адрес, и я скажу кто ты. Вопросы диагностики Интернет-аддикции: болезнь, расстройство, или вымысел?

31.05.2019

Аннотация

данная статья посвящена анализу современного состояния проблемы интернет-аддикции, который включает в себя следующие вопросы: границы диагностики, диагностические критерии, клинические проявления, данные эпидемиологии, нейробиологические исследования, коморбидность, существующие подходы к терапии. В последние два десятилетия отмечается рост публикаций, посвященных феномену интернет-аддикции. Несмотря на существующие разногласия в профессиональной среде по поводу обоснованности самого понятия «интернет-аддикция», с каждым годом появляются исследования в области нейробиологии, психологии, клинич...
подробнее

Роль импульсивности и расстройств импульсного контроля в формировании аддиктивных расстройств

17.05.2019

Аннотация

в настоящее время опубликовано большое количество исследований, посвященных изучению взаимосвязи расстройства импульсного контроля и аддиктивной патологии. Попытки выделения поведенческих аддикций в отдельную группу аддиктивных расстройств заставляют по-новому оценить роль импульсивности и расстройств импульсного контроля на различных этапах формирования как поведенческих, так и субстанциальных аддикций. Настоящий обзор основан на результатах исследований и анализе существующих моделей аддиктивных расстройств, где главенствующее положение отводится импульсивности и расстройствам импульсного ко...
подробнее

Новые психоактивные вещества: взгляд психиатра

13.05.2019

Аннотация

появление новых психоактивных веществ («дизайнерских наркотиков»), включающих синтетические каннабиноиды, производные катинонов, фенэтиламинов, новых психостимуляторов, синтетических опиоидов, производных триптаминов, фенциклидина, пиперазинов, агонистов GABA (A/B) рецепторов, стало серьезной проблемой для потребителей, и врачей. Потребителей данных веществ привлекает, прежде всего, степень выраженности психоактивных эффектов, а также «юридическая чистота», декларируемая нелегальными производителями, что указывает на значительные трудности в лабораторной идентификации новых психоактивных вещес...
подробнее

Эпоха «стальных яблок» и «зеленых роботов». Смартфон-аддикция: медицинская проблема, культуральный феномен или вымысел средств массовой информации?

06.08.2019

Аннотация

статья посвящена одной из актуальных проблем в обществе, а именно зависимости от смартфонов, так как в последние десятилетия «умные» устройства прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Сферой интересов многих научных исследований является изучение, так называемых, «хайтек»-аддикций. Одной из частных форм данного типа аддиктивных расстройств является смартфон-аддикция. В настоящее время отмечается экспансивный рост распространенности смартфонов на различных аппаратных и программных платформах. Авторы задаются вопросом является ли смартфон-аддикция одной из форм поведенческой зависимос...
подробнее

Херви Клекли: человек, опередивший время

06.11.2019

Аннотация

в статье подробно рассмотрена биография Херви Клекли – одного из самых влиятельных психиатров 20-го века. Часть его научных исследований до сих пор вызывает дебаты в научном мире, особенно его тезисы по поводу «успешных психопатов» и излечимости психопатии. Авторами отмечено, что основная масса научного наследия Клекли в области изучения психопатии хорошо знакома большинству современных исследователей, а некоторые его статьи стали хрестоматийными. При этом, его труды по диссоциативной индивидуальности, менее известны в профессиональном сообществе. Авторы подчеркивают актуальность и научную нов...
подробнее

Вызывающее оппозиционное расстройство в детском и подростковом возрасте

24.07.2020

Аннотация

рассмотренные в статье вызывающее оппозиционное расстройство (ODD) и расстройства поведения (CD), возникающие в возрасте до 18 лет, относятся к стойким антисоциальным и агрессивным формам поведения, которые выходят за рамки социально приемлемых норм. В последние десятилетия были достигнуты значительные успехи в диагностике различных подтипов поведенческих аберраций, возникающих в детском и подростком возрасте, и их прогностической оценке в долгосрочной перспективе. Раннее начало поведенческих нарушений формирует неблагоприятный прогноз, коррелируя с биологическими и социальными факторами риска...
подробнее

Сон и депрессия: что мы знаем и что предстоит узнать?

07.09.2020

Аннотация

в настоящее время накоплено достаточно данных, позволяющих предположить, что нарушение механизмов, участвующих в регуляции цикла сон-бодрствование совпадает с механизмами развития депрессии. Дисбаланс циркадных ритмов является одним из стержневых нарушений в рамках большинства аффективных расстройств, включающих депрессии различной степени тяжести, что указывает на роль внутренних биологических часов в патофизиологии аффективных нарушений. Эпизоды депрессии, мании или гипомании могут возникать вследствие нарушений эндогенного биологического тайминга. В рамках настоящего обзора мы суммировали н...
подробнее

Таблетки или лишение сна? Депривация сна как вид терапевтического вмешательства в психиатрии

15.09.2020

Аннотация

в последние десятилетия метод депривации сна прошел путь от единичных экспериментальных данных до статуса эффективного и доступного терапевтического вмешательства, применяемого в ежедневной клинической практике. Механизм действия данного метода нацелен на те же нейромедиаторные системы и области головного мозга, что и антидепрессанты. Как и в случае применения фармакотерапии, депривация сна должна выполняться под тщательным наблюдением врача. Клинические эффекты при применении депривации сна достигаются гораздо быстрее в сравнении с таковыми при применении психофармакотерапии, но при этом не н...
подробнее

Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности

10.02.2021

Аннотация

синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является широко распространенным тяжелым нейробиологическим расстройством, возникающем в детском и подростковом возрасте, оказывающим негативное влияние на социальное функционирование во взрослом периоде. В настоящее время существует несколько стратегий терапии данного расстройства. В связи с постоянным расширением спектра доступных лекарственных препаратов врачам практического звена становится все затруднительнее выбирать тактику терапии и расставлять приоритеты в процессе лечения. Целью настоящего обзора является систематизация научно-обосно...
подробнее

Расстройства депрессивного спектра в неврологической практике: есть ли место под солнцем, или кто должен лечить пациентов?

08.03.2021

Аннотация

при большинстве неврологических заболеваний симптомы депрессии оказывают значимое влияние на ухудшение качества жизни пациентов, вне зависимости от тяжести неврологических нарушений. В клинике нейродегенеративных заболеваний симптомы депрессии чаще всего предшествуют появлению неврологических симптомов. За последние годы опубликовано множество работ, доказывающих, что расстройства депрессивного спектра могут выступать в качестве предиктора при некоторых типах деменций. Имеющиеся данные о методах терапевтической интервенции депрессии в клинике неврологических заболеваний достаточно немногочисле...
подробнее