Список публикаций по ключевому слову: «профессиональный выбор»
Психологические аспекты педагогической деятельности
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» , Забайкальский край
«Направленность профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных без изоляции от общества в Забайкальском крае»
Современные подходы в образовании и подготовка кадров
Закирова Венера Гильмхановна , д-р пед. наук , заведующая кафедрой
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«О некоторых особенностях формирования предпринимательской культуры старшеклассников»
Важность формирования предпринимательской культуры старшеклассников проистекает не только из экономических предпосылок; этот процесс напрямую связан и с социологией, и психологией. Это, в свою очередь, ведет к формированию у учащейся молодежи готовности к определению своей будущей карьеры, что в практике школы приобретает свою особенность, которая и определяет подготовку учащихся в соответствии с современными требованиям рынка труда. В этой связи, в статье рассматриваются следующие аспекты: особенности старшеклассников как социальной группы, деятельность учителей при обучении старшеклассников элементам предпринимательской культуры, усиление профориентационной работы в школе.
Педагогика общеобразовательной школы
БОУ «Тарская СОШ №5» , Омская обл
«Работа педагогического класса в рамках организации внеурочной деятельности»
В современном мире очень остро стоит вопрос нехватки кадров в сфере педагогической деятельности. Дело в том, что учащиеся выбирают после окончания школы совсем другие профессии, более высокооплачиваемые и престижные, и не хотят посвятить свою жизнь педагогике. Педагогические профессии, к сожалению, не всегда являются достойно оплачиваемыми, именно поэтому они не столь востребованные на рынке труда. В связи с этим, старшеклассников стараются привлечь к профессии педагога в специально созданных для этого педагогических классах. В статье описан опыт реализации программы внеурочной деятельности «Педагогический класс», направленной на формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности.
Экономика
Никулина Юлия Николаевна , канд. экон. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» , Оренбургская обл
«Профессиональное самоопределение молодежи как фактор формирования конкурентоспособности на рынке труда»
В статье освещается комплекс вопросов, связанных с особенностями профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в современных условиях. Приводятся результаты опроса, связанного с исследованием мотивов выбора профессии абитуриентами. В заключение сформулированы предложения по разработке Концепции профориентационной работы с молодежью на уровне региона.
Психология
КГБПОУ «Красноярский политехнический техникум» , Красноярский край
«Технологии успешного выбора профессии»
В данной статье особое внимание уделяется процессу профессионального самоопределения, условиям и правилам успешного выбора профессии, составлению профессионального плана. Сутью профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Только, в процессе познания профессии и самого себя, можно выработать план, который позволит эффективно осуществить профессиональные намерения.
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» , Марий Эл Респ
«Психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников»
В работе определяется актуальность психологического исследования профессионального самоопределения интеллектуально одарённых школьников. Автором представлены результаты диагностики психологических особенностей интеллектуально одарённых школьников, влияющих на успешность их профессионального самоопределения и профессионального выбора.
Парадигмы современного образования (различные направления)
МБОУ «Тарасинская СОШ» , Иркутская обл
«Модели процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников»
В данной работе рассматриваются различные модели процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. Во-первых, представлена структурно-функциональная модель процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников, описана содержательная часть модели. Во-вторых, представлена математическая модель процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников, в которой отражены компоненты образовательного пространства и индивидуальные особенности сельских школьников. Анализируются различные позиции в моделировании, а также представлено авторское видение содержательной части структуры модели.
Педагогика общеобразовательной школы
МБОУ «Тарасинская СОШ» , Иркутская обл
«Модель личностно-профессионального самоопределения сельских школьников»
Психология
СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» , Санкт-Петербург г
«Гендерные аспекты профессионального самоопределения подростков»
Педагогика общеобразовательной школы
ГАУ ДПО ИО «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования» , Иркутская обл
Сергеев Игорь Станиславович , канд. пед. наук , старший научный сотрудник
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» , Москва г
«Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества»
В обыденном сознании понятия «профессиональная ориентация» и «сопровождение профессионального самоопределения» обычно отождествляются. Однако на практике за ними стоят принципиально различные процессы, которые различаются своими целями, подходами, содержанием – и могут раз-личным образом взаимодействовать друг с другом.
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«Профессиональная ориентация выпускников школ города Армавира 2013–2015 гг»
В данной статье изложено исследование проблематики и характера профессиональной ориентации учащихся 11 классов г. Армавира, обобщение и синтез данных, полученных в ходе социологического исследования, проводимого в течение 2013‐2015 гг., определение основных, наиболее острых проблем и ожиданий выпускников.
Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения
Никишин Александр Игоревич , магистрант
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» , Санкт-Петербург г
«Психологическая готовность к выбору профессии в связи с осмысленностью жизни старшеклассников»
Статья посвящена проблеме психологической готовности к выбору профессии школьников. Авторы отмечают, что вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для учеников выпускных классов. Для обоснованного выбора учебного заведения оптантам предъявляется высокая планка к подготовленности, а в частности к личностным характеристикам. Поступление с помощью системы ЕГЭ требует большого уровня самопознания со стороны учеников, высокой ответственности перед собой и своим выбором, а также осознанности при принятии решения. Цель данного исследования – выявление характеристик психологической готовности к выбору профес-сии и их взаимосвязей с осмысленностью жизни старшеклассников. В работе были использованы следующие методы: «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев) «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская), «Якоря карьеры» (Э. Шейн), «Мотивы выбора профессии» (С.С. Грун-шпун), «Изучение привлекательности профессионального будущего» (М.И. Гинзбург), анкета оптанта, методика Дж. Холланда, многофакторный опросник Кеттелла, шкалы САМОАЛ. Показано, что уровневые характеристики профессиональной готовности не отличаются в группах с разным уровнем осмысленности жизни, содержательные характеристики профессиональной готовности имеют свою специфику и взаимосвязаны с личностными особенностями и мотивацией профессиональной деятельности и выбора профессии старшеклассников.