Список публикаций по ключевому слову: «языковая личность»
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» , Санкт-Петербург г
«Языковая личность политика: роль речи в формировании портрета»
Педагогика
Высокогорский Д/С «Байгыш» , Татарстан Респ
«Формирование языковой личности ребенка как одна из важнейших задач дошкольного образования»
В статье рассматривается вопрос о формировании языковой личности ребенка как одной из важных задач дошкольного образования. Автор исследует факторы, влияющие на развитие языковых навыков и способностей у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается понятие «языковая личность», выделяется основные аспекты ее формирования, а также описываются методы и подходы для эффективного обучения и развития языковых навыков у детей.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Институт международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Речевой портрет литературных персонажей на основе романов Энтони Бёрджесса»
В нашем исследование выполнен анализ речевого портрета литературных героев в художественном тексте (на материале произведений Энтони Бёрджесса). В исследовании использованы общенаучные методы (наблюдение, сопоставление, анализ, синтез), индуктивный метод, в ходе которого обобщались наблюдения над языковыми фактами. Основные лингвистические методы – описательный метод, метод контекстуального анализа, интент-анализа, позволившие наиболее полно охарактеризовать речь героя, а также метод количественного подсчета. Произведен количественный подсчет языковых единиц вербально-семантического уровня языковой личности персонажа, позволяющий судить об его умственных способностях и общей эрудиции. На основе анализа коммуникативного поведения литературных героев автор выявил целый ряд стратегий универсального характера, реализующихся в речевой деятельности литературных героев с помощью конкретных тактик и языковых актуализаторов. Исходя из этого в работе делаются выводы об отнесении того или иного героя к определенному типу языковой личности. На основе учета специфики РП персонажей, обусловленной уникальностью каждого героя, в процессе работы нам удалось выделить доминирующие тактики его речевого поведения.
Теория и методика профессионального образования
Лейфа Андрей Васильевич , проректор
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» , Амурская обл
«Иноязычное общение как основа профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе»
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
«Языковой портрет персонажа как объект лингвоперсонологии»
В данной статье рассматриваются терминологические вопросы лингвоперсонологии, акцентируется внимание на осмыслении в контексте нового научного направления терминов «языковая личность» и «речевой портрет», отмечается интегративный характер современного лингвистического исследования и в связи с этим обосновывается понятие «языковой портрет» как дискурсивная презентация и самопрезентация языковой личности персонажа.
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» , Крым Респ
«Имплицитные смыслы как способ формирования ценностно-семантического поля художественного текста»
В статье рассматривается поэтапное вычленение имплицитных смыслов, которые транслируют ценности, свойственные индивидуально-авторской картине мира в контекстах анализируемого художественного текста. Делается вывод о том, что приписывание значения происходит в случае распознавания имплицитности при наличии совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов; процесс имплицирования ценностей в художественном тексте реализуется также за счет нелинейных связей между единицами текста, способными продуцировать новое эмоциональное или смысловое содержание и др.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» , Москва г
«Идиостиль и вербальный имидж: коммуникативные особенности (на материале дебатов Clinton v Trump)»
Современные педагогические технологии
ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет» , Московская обл
«Теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку»
В статье рассматриваются теоретические основы формирования межкультурной компетенции в процессе изучения иностранного языка. Автор исследует методологические концепции межкультурной коммуникации и приходит к выводу, что неотъемлемой частью успешного иноязычного общения является межкультурная компетенция, формируемая в контексте диалога культур, в условиях креативной образовательной среды. Диалог культур предполагает сопоставительное изучение культур, формирование у студентов вторичного языкового сознания как важной составляющей межкультурной компетенции.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» , Вологодская обл
«Гендерная идентичность персонажей поэмы М.И. Цветаевой «На красном коне» в аспекте авторской концепции жизнетворчества»
Филология и лингвистика
Шлаитова Мария Николаевна , магистрант
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» , Краснодарский край
«Языковая личность Сергея Довлатова: коммуникативно-прагматический и аксиологический аспекты»
Данная статья связана с выявлением когнитивно-прагматических и ценностных ориентиров русской языковой личности в творчестве писателя Сергея Довлатова. Характерные черты исследуемой элитарной языковой личности рассматриваются как неотъемлемая составляющая дискурсивного пространства авторского текста.
Теория и методика профессионального образования
Никитина Анжелика Алексеевна , канд. филол. наук, доцент , доцент
Рубцова Светлана Юрьевна , канд. филол. наук, доцент , доцент
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» , Санкт-Петербург г
«Иностранный язык как учебная дисциплина в русскоязычной аудитории»
Как считают авторы, обучение любому предмету, в том числе иностранному языку, предполагает решение двух основных задач – чему учить и как учить. В методике преподавания иностранных языков эти две задачи неизбежно объединяются в одно целое: для успешной реализации первой необходимо четко определиться со второй; дискуссии об этом ведутся с тех пор, как иностранный язык стал учебным предметом. Особенно много споров вызывал и продолжает вызывать вопрос об использовании и учете родного языка в процессе обучения иностранному.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» , Москва г
«Обучение китайских студентов русскому языку с учетом национальной языковой личности (начальный этап обучения)»
Работа посвящена описанию специфики обучения китайских студентов русскому языку с учётом национальной языковой личности. Целью исследования является изучение особенностей учебного процесса по русскому языку в аудитории китайских студентов начального этапа обучения в условиях России. Описание базируется на выявлении национально обусловленных особенностей китайской языковой личности, что позволяет смоделировать оптимальные способы обучения русскому языку китайского контингента уровней А1– А2.
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» , Воронежская обл
«Языковая личность переводчика и переводческая компетенция»
Филология
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» , Краснодарский край
«Фразеология как средство отражения нравственных ценностей русской национальной личности»
В статье рассматриваются особенности языковой личности, исследуются идеографические группы фразеологизмов, в интегральной семантике которых находят отражение важнейшие смысловые доминанты концепта русской национальной личности; реконструируется на основе фразеологии моральной сферы человека положительный тип (портрет) русской национальной личности.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГКВОУ ВО «Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. маршала Советского Союза А.М. Василевского» Минобороны России , Смоленская обл
«Понятие «языковая личность»: история возникновения, значение, типология»
Психология
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет» , Челябинская обл
«Структура психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического университета, обучающихся по профилю «Иностранный язык»»
В данной статье представлена модель структуры психологической готовности к межкультурной коммуникации, а также разработанная в соответствии с этой структурой анкета для психологического изучения этого феномена. В работе также содержатся результаты эмпирического исследования психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического университета. Автором выявлено, что наиболее сформированными у студентов, изучающих иностранные языки, являются социокультурный и эмоциональный компоненты психологической готовности к межкультурной коммуникации, более затрудненно формируются концептуальный и поведенческий компоненты.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» , Ивановская обл
«Специфика языковой ситуации советского времени»
Педагогика
ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» , Удмуртская Респ
«К вопросу о влиянии недейктических компонентов на изменения дейктической «системы координат» в речи слабослышащих студентов»
В данной статье анализируется влияние недейктических компонентов в письменной речи слабослышащих студентов, а также функционирование дейксиса (особой «системы координат», значимой для любого носителя языка, в которой взаимоопределяются лицо (действующий субъект), место, время и действие). Автором выдвигается предположение о динамической иерархии смыслов в речи слабослышащих, активно осваивающих новые знания в университете.
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Санкт-Петербург г
«К вопросу о лингвистических средствах репрезентации национально-культурных особенностей речи персонажа на материале прозы В. Скотта»
Педагогика
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» , Липецкая обл
«Проект «ШЛЮЗ» массового обучения иностранным языкам»
В работе дана общая характеристика проекта «ШЛЮЗ» обучения иностранным языкам по методике М.Б. Зыкова. Приведен новый список наиболее часто встречающихся 666 слов в современной англоязычной литературе общего назначения. Кратко описана поддерживающая инфраструктура проекта (Библиотека и интернет-ресурсы).
МБОУ СОШ №29 , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Сочинение-рассуждение как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся»
В данной работе раскрывается проблема обучения учащихся основной и средней общеобразовательной школы написанию сочинения-рассуждения. Обращение к таким методам исследования, как наблюдение за письменными высказываниями обучающихся, анализ текстов сочинений позволяет отметить определенную ограниченность творческих работ, обусловленную определенными рамками речевого действия. Ориентация на дискурсивную ситуацию с приближением к естественным условиям общения явится положительным моментом учебной деятельности по созданию письменных работ обучающихся.
Педагогика высшей профессиональной школы
Кокина Ирина Александровна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» , Ростовская обл
«Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики»
Общая психология и психология личности
Кошелькова Виктория Валерьевна , студентка
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» , Ростовская обл
«Паралингвистический аспект языковой личности политика (на примере речей Маргарет Тэтчер)»
Статья посвящена исследованию особенностей языковой личности Маргарет Тэтчер на различных уровнях невербальной коммуникации в рамках политического дискурса, которые формируют паралингвистический аспект языковой личности политика и определяют методы его эмоционального воздействия на целевую аудиторию.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» , Москва г
«Теоретические аспекты формирования языковой личности общеевропейского типа в процессе обучения иностранным языкам»
В данной статье проанализированы содержание понятия и структура языковой личности в диахронном аспекте. На основе исторического обзора ключевых научных трудов российских ученых и документов Совета Европы в области языкового образования синтезировано содержание понятия и структура языковой личности нового типа, способной действовать в полилингвальном и поликультурном мире и являющейся объектом формирования в языковой образовательной среде.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Романькова Екатерина Владимировна , студентка
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» , Ростовская обл