Список публикаций по ключевому слову: «фразеологизм»
Филология
Багдадский государственный университет , Ирак
«Понятия «идиома» в российской и мировой лингвистике»
Статья посвящена проблеме определения понятия «идиома». Автор считает, что проблема выделения идиом на сегодняшний день не имеет единственного, однозначного решения, но при этом необходимость учёта идиом оказывается существенной с точки зрения моделирования восприятия речи, поскольку восприятие естественным образом опирается на словарь и необходимо определить, что является единицей словаря.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Линь Шуйжань , магистрант
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Фразеологические единицы с зоонимами в русском и китайском языках»
В статье рассматривается понятие «код», затрагивается тема классификации лингвокультурных кодов со множеством их форм, одной из которых являются зоонимы. Они отражают видение человеком животного мира. Отмечается, что в каждом обществе существуют особые представления о животных, отразившиеся в культурных кодах. Фразеологизмы в данной работе рассматривается как важнейшее средство выражения кодов.
Филология и лингвистика
Сидорова Алина Михайловна , учитель
МБОУ «Козловская СОШ №3» , Чувашская Республика - Чувашия
«Сравнительный анализ фразеологизмов с числовым компонентом в английском, немецком, русском и чувашском языках»
Фразеологические единицы, содержащие числительные в своём составе, представляют собой довольно большой слой лексики и обладают высокой употребляемостью, изучение и сравнивание фразеологизмов в разных языках позволяет выявить отличия и особенности культур, менталитет этих народов, иногда даже различия в мышлении носителей того или иного языка.
Теория и методика общего образования
МБОУ «ООШ №8» , Кемеровская обл
«Участие в проектной и исследовательской деятельности как форма организации самостоятельной работы обучающегося»
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащегося в общеобразовательной школе. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Вовлечение обучающегося в исследовательскую и проектную деятельность является одним из решений данной проблемы. Автор делится опытом работы по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся среднего звена. Учащиеся занимаются изучением языкового материала муниципальной газеты «Наш город», при этом не только получают опыт исследовательской деятельности, но и углубляют знания отдельных разделов лингвистики, развивают творческие способности, совершенствуют навыки смыслового чтения.
Педагогика
МБОУ «ООШ №8» , Кемеровская обл
«Участие в проектной и исследовательской деятельности как форма организации самостоятельной работы обучающегося»
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащегося в общеобразовательной школе. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Вовлечение обучающегося в исследовательскую и проектную деятельность является одним из решений данной проблемы. Автор делится опытом работы по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся среднего звена. Учащиеся занимаются изучением языкового материала муниципальной газеты «Наш город», при этом не только получают опыт исследовательской деятельности, но и углубляют знания отдельных разделов лингвистики, развивают творческие способности, совершенствуют навыки смыслового чтения.
Филологические науки
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» , Тюменская обл
«Трансформация библейских фразеологизмов как способ усиления их экспрессии»
Изучение процесса трансформации – одна из актуальных проблем лингвистики, которую исследователи рассматривают в связи с вопросами динамизма языковой системы. Статья посвящена изучению механизмов индивидуально-авторских трансформаций в сфере фразеологии в соотнесенности с их производящими фразеологизмами. В работе подчеркиваются потенциальные возможности русского языка: значительная часть фразеологизмов в языке мастера художественного слова, преобразуясь, получает «второе рождение», становится еще образнее и эмоциональнее.
Ермакова Елена Николаевна , д-р филол. наук , преподаватель, декан
Филиал ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске , Тюменская обл
«Роль лексем-названий природных явлений в формировании значений фразеологизмов русского языка»
Фразеологизм – это неотъемлемая часть жизни любого человека, делающая его речь яркой, образной и меткой. Семантически разнообразный фразеологический состав русского языка позволяет анализировать и представлять действительность с разных сторон. В статье на примере восемнадцати лексем – названий природных явлений – рассматривается обширный пласт русского языка, благодаря которому человек издавна постигал окружающую действительность и самого себя.
Педагогика высшей профессиональной школы
Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» , Новосибирская обл
«Эмоциональная характеристика идиом в современном русском языке»
Филологические науки
Лежнина Татьяна Михайловна , канд. филос. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» , Марий Эл Респ
«Методы исследования и способы анализа фразеологизмов»
В статье рассматриваются различные методы исследования фразеологических единиц, разрабатывавшиеся советскими, российскими и зарубежными лингвистами. Авторы предоставляют определение метода, обосновывают методы анализа фразеологических единиц, выбранных для исследования, приводят их основные характеристики.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Сидорова Алина Михайловна , учитель
МБОУ «Козловская СОШ №3» , Чувашская Республика - Чувашия
«Сравнительный анализ фразеологизмов с зоонимами в английском, немецком, русском и чувашском языках»
Педагогика
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» , Бурятия Респ
«Особенности использования бурятского разговорного языка при бытовом общении (из опыта работы)»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына , Кыргызстан
«Соматизмы в народном эпосе»
Кыргызский эпос «Манас» с общим объемом в 500 тысяч строк поистине является энциклопедией быта и жизни народа в далеком тысячелетии. Поэтому его лексика, перечень разнообразных слов и словосочетаний всегда привлекал внимание лингвистов, фольклористов и литературоведов. В данной статье делается первая попытка изучения соматизмов в передаче поступков, характеров и событий прошлого времени, их доходчивость и эффективность в обычном, лирическом, эпическом представлении исполнителей и авторов национального эпоса.
Нгуен Хонг Ли , магистрант
ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» , Москва г
«Фразеологизмы тематической группы «смерть» во вьетнамском языке»
В статье анализируются фразеологизмы тематической группы «смерть», представленной во вьетнамской фразеологии. Делается вывод о классификации представлений о смерти, характерных для вьетнамской лингвокультуры, по 4 основным тематическим блокам: 1) смерть как дыхание; 2) смерть – сон; 3) жесты, связанные со смертью; 4) места, связанные со смертью. В заключении делается вывод о том, что вьетнамские фразеологизмы отличаются очень сильной степенью наглядности и образности
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край
Плескач Юлия Игоревна , магистрант
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» , Томская обл
Власова Ольга Васильевна , студентка
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край
«Окказиональные фразеологизмы»
В исследуемой статье авторами рассматриваются окказиональные фразеологизмы, причины их появления, контекст употребления и интерпретация. Авторы приходят к выводу, что при окказиональном использовании фразеологических единиц (ФЕ) обнаруживается внутренняя, неразрывная связь и взаимная функциональная зависимость ФЕ и фразеологического контекста: окказиональное преобразование обусловлено требованиями контекста и художественной формы произведения, а декодирование преобразованной формы возможно только в контексте благодаря воздействию окружающих элементов. Анализ конкретных употреблений дает возможность выявить дополнительную смысловую и стилистическую информацию, порождаемую приемами окказионального преобразования ФЕ.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Новикова Александра Николаевна , студентка
Институт зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Пространство в немецких и якутских фразеологизмах»
В работе исследуется отражение понятия «пространство» в фразеологических единицах носителей немецкого и якутского языков. Анализ фразеологизмов с пространственными параметрами немецкого и якутского народов выявляет национально-культурные признаки. Основой для изучения стали научные труды В.А. Масловой «Когнитивная лингвистика», М.В. Осыки «Способы вербализации концепта «пространство». Для анализа были использованы «Немецко-русский фразеологический словарь» Л.Э. Биновича и «Якутско-русский фразеологический словарь» А.Г. Нелунова.
Коррекционная педагогика, дефектология
МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» , Ульяновская обл
«Использование идиом в практике учителя-логопеда как один из приёмов развития лексико-грамматических компонентов речи»
Вопрос развития устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ не теряет своей актуальности в современном образовании. Целью данной статьи является обобщение педагогического опыта по использованию фразеологизмов на логопедических занятиях с младшими школьниками с нарушениями речи как один из приёмов развития лексико-грамматических компонентов речи.
Филология и лингвистика
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» , Москва г
«Типология ФЕ английского языка»
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» , Краснодарский край
«Особенности создания и функционирования каламбура как элемента языковой игры в прозе А.Т. Аверченко»
Филологические науки
Вержинская Инна Владимировна , канд. филол. наук , преподаватель
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» , Оренбургская обл
«Особенности английских фразеологизмов с компонентом «Red»»
Филология
ФГБУН «Институт лингвистических исследований Российской академии наук» , Санкт-Петербург г
«Фразео-семантическое своеобразие оборотов со словом «силки» (на материале текстов классической и современной русской литературы)»
В статье на материале текстов классической и современной русской литературы и публицистики исследуются семантические и стилистические изменения в значении устойчивых оборотов со словом «силки» на протяжении XVIII–XXI вв. В числе прочего автор обосновывает положение о том, в текстах духовного содержания и некоторых текстах художественной литературы слово «силки» традиционно использовалось в качестве библеизма, с чем связана его ярко выраженная отрицательная коннотация, полностью утраченная в современных контекстах употребления.
Филология и лингвистика
МАОУ «СОШ №31» , Новгородская обл
«Текстообразующая роль фразеологизмов и устойчивых сравнений»
Педагогика
ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи , Башкортостан Респ
«Фразеология как средство воспитания младших школьников»
Педагогика общеобразовательной школы
ГБОУ «СОШ с. Пестравка» , Самарская обл
«Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство познавательной деятельности учащихся»
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского» , Брянская обл
«Культурное содержание фразеологизмов с компонентом «рука»»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край
Плескач Юлия Игоревна , магистрант
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» , Томская обл
Смирнова Анастасия Викторовна , канд. пед. наук , доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край