List of publications on a keyword: «фразеологизм»
Педагогика
МБОУ «Волоконовская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко» , Белгородская обл
«Izuchenie frazeologizmov na urokakh russkogo iazyka: vospitatel'nyi potentsial»
MBOU "SOSh 12" , Чувашская Республика - Чувашия
«Tvorcheskoe zadanie "Ozhivshie frazeologizmy v stikhakh i kartinkakh»
В статье представлена разработка творческого задания и конкретные результаты. Отмечается, что в языке отражается вся жизнь народа, его история, обычаи. В настоящее время в мире существует около пяти тысяч языков, но одним из самых богатых, колоритных и образных является русский. Драгоценными нитями языкового полотна можно считать фразеологизмы или «крылатые» слова.
Исследования в образовании и образовательные практики
MAOU "Shikhazanskaia SOSh im. M. Sespelia" , Чувашская Республика - Чувашия
Marina A. Zaitseva
MBOU "Novouriumovskaia OOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Frazeologizmy kak ukrashenie rechi detei»
В статье раскрываются аспекты проблемы формирования речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии в процессе работы над фразеологическими единицами. Освещены вопросы лингвистического анализа фразеологических единиц и методические приемы работы с ними при изучении различных тем в начальной школе.
Philology and linguistics
MBOU "SKOSh 36 III-IV vidov" , Челябинская обл
«Leksema "dom" v russkom semanticheskom prostranstve»
Anastasiia V. Ovechkina
Irina S. Shishkina , candidate of philological sciences
FSBEI of HE "Vyatka State University" , Кировская обл
«Perevod lingvostranovedcheskikh realii»
Статья посвящена особенностям и сложностям, возникающим при переводе лингвострановедческих реалий. В работе подробно исследуются основные методы передачи реалий, такие как транскрипция, транслитерация, калькирование, описательный перевод, опущение и другие. Рассмотрены особенности и практические примеры использования каждого метода в литературе и повседневной жизни, демонстрирующие, как переводчики передают лингвострановедческие реалии исходного языка в язык перевода и сохраняют аутентичность оригинала. Статья подчеркивает важность выбора подходящего метода перевода для передачи смысла и культурного контекста оригинала.
Филология
Bagdadskii gosudarstvennyi universitet , Iraq
«Poniatiia "idioma" v rossiiskoi i mirovoi lingvistike»
Статья посвящена проблеме определения понятия «идиома». Автор считает, что проблема выделения идиом на сегодняшний день не имеет единственного, однозначного решения, но при этом необходимость учёта идиом оказывается существенной с точки зрения моделирования восприятия речи, поскольку восприятие естественным образом опирается на словарь и необходимо определить, что является единицей словаря.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Shuizhan' Lin'
FSAEI of HE "Kazan (Volga) Federal University" , Татарстан Респ
«Frazeologicheskie edinitsy s zoonimami v russkom i kitaiskom iazykakh»
В статье рассматривается понятие «код», затрагивается тема классификации лингвокультурных кодов со множеством их форм, одной из которых являются зоонимы. Они отражают видение человеком животного мира. Отмечается, что в каждом обществе существуют особые представления о животных, отразившиеся в культурных кодах. Фразеологизмы в данной работе рассматривается как важнейшее средство выражения кодов.
Филология и лингвистика
Alina M. Sidorova
MBOU "Kozlovskaia SOSh 3" g. Kozlovka Chuvashskoi Respubliki , Чувашская Республика - Чувашия
«On the problem of inadequacy of modern economic theories»
Фразеологические единицы, содержащие числительные в своём составе, представляют собой довольно большой слой лексики и обладают высокой употребляемостью, изучение и сравнивание фразеологизмов в разных языках позволяет выявить отличия и особенности культур, менталитет этих народов, иногда даже различия в мышлении носителей того или иного языка.
Теория и методика общего образования
MBOU "OOSh 8" , Кемеровская обл
«Uchastie v proektnoi i issledovatel'skoi deiatel'nosti kak forma organizatsii samostoiatel'noi raboty obuchaiushchegosia»
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащегося в общеобразовательной школе. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Вовлечение обучающегося в исследовательскую и проектную деятельность является одним из решений данной проблемы. Автор делится опытом работы по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся среднего звена. Учащиеся занимаются изучением языкового материала муниципальной газеты «Наш город», при этом не только получают опыт исследовательской деятельности, но и углубляют знания отдельных разделов лингвистики, развивают творческие способности, совершенствуют навыки смыслового чтения.
Педагогика
MBOU "OOSh 8" , Кемеровская обл
«Uchastie v proektnoi i issledovatel'skoi deiatel'nosti kak forma organizatsii samostoiatel'noi raboty obuchaiushchegosia»
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы учащегося в общеобразовательной школе. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Вовлечение обучающегося в исследовательскую и проектную деятельность является одним из решений данной проблемы. Автор делится опытом работы по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся среднего звена. Учащиеся занимаются изучением языкового материала муниципальной газеты «Наш город», при этом не только получают опыт исследовательской деятельности, но и углубляют знания отдельных разделов лингвистики, развивают творческие способности, совершенствуют навыки смыслового чтения.
Филологические науки
Tobol'skii pedagogicheskii institut im. D.I. Mendeleeva (filial) FGAOU VO "Tiumenskii gosudarstvennyi universitet" , Тюменская обл
«Transformatsiia bibleiskikh frazeologizmov kak sposob usileniia ikh ekspressii»
Изучение процесса трансформации – одна из актуальных проблем лингвистики, которую исследователи рассматривают в связи с вопросами динамизма языковой системы. Статья посвящена изучению механизмов индивидуально-авторских трансформаций в сфере фразеологии в соотнесенности с их производящими фразеологизмами. В работе подчеркиваются потенциальные возможности русского языка: значительная часть фразеологизмов в языке мастера художественного слова, преобразуясь, получает «второе рождение», становится еще образнее и эмоциональнее.
Elena N. Ermakova , doctor of philological sciences
Filial FGAOU VO "Tiumenskii gosudarstvennyi universitet" v g. Tobol'ske , Тюменская обл
«Rol' leksem-nazvanii prirodnykh iavlenii v formirovanii znachenii frazeologizmov russkogo iazyka»
Фразеологизм – это неотъемлемая часть жизни любого человека, делающая его речь яркой, образной и меткой. Семантически разнообразный фразеологический состав русского языка позволяет анализировать и представлять действительность с разных сторон. В статье на примере восемнадцати лексем – названий природных явлений – рассматривается обширный пласт русского языка, благодаря которому человек издавна постигал окружающую действительность и самого себя.
Педагогика высшей профессиональной школы
Kuibyshevskii filial FGBOU VO "Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet" , Новосибирская обл
«Emotsional'naia kharakteristika idiom v sovremennom russkom iazyke»
Филологические науки
Tatiana M. Lezhnina , candidate of philosophical sciences
FSBEI of HE "Volga Region State University of Technology" , Марий Эл Респ
«Metody issledovaniia i sposoby analiza frazeologizmov»
В статье рассматриваются различные методы исследования фразеологических единиц, разрабатывавшиеся советскими, российскими и зарубежными лингвистами. Авторы предоставляют определение метода, обосновывают методы анализа фразеологических единиц, выбранных для исследования, приводят их основные характеристики.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Alina M. Sidorova
MBOU "Kozlovskaia SOSh 3" g. Kozlovka Chuvashskoi Respubliki , Чувашская Республика - Чувашия
«Sravnitel'nyi analiz frazeologizmov s zoonimami v angliiskom, nemetskom, russkom i chuvashskom iazykakh»
Педагогика
FSBEI of HE "East-Siberian State Institute of Culture" , Бурятия Респ
«Osobennosti ispol'zovaniia buriatskogo razgovornogo iazyka pri bytovom obshchenii (iz opyta raboty)»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn , Kyrgyzstan
«Соматизмы в народном эпосе»
Кыргызский эпос «Манас» с общим объемом в 500 тысяч строк поистине является энциклопедией быта и жизни народа в далеком тысячелетии. Поэтому его лексика, перечень разнообразных слов и словосочетаний всегда привлекал внимание лингвистов, фольклористов и литературоведов. В данной статье делается первая попытка изучения соматизмов в передаче поступков, характеров и событий прошлого времени, их доходчивость и эффективность в обычном, лирическом, эпическом представлении исполнителей и авторов национального эпоса.
Li Nguen khong , магистрант 2 курса
FSBEI of HE “Pushkin State Russian Language Institute” , Москва г
«Frazeologizmy tematicheskoi gruppy "smert'" vo v'etnamskom iazyke»
В статье анализируются фразеологизмы тематической группы «смерть», представленной во вьетнамской фразеологии. Делается вывод о классификации представлений о смерти, характерных для вьетнамской лингвокультуры, по 4 основным тематическим блокам: 1) смерть как дыхание; 2) смерть – сон; 3) жесты, связанные со смертью; 4) места, связанные со смертью. В заключении делается вывод о том, что вьетнамские фразеологизмы отличаются очень сильной степенью наглядности и образности
Филология и лингвистика
FSBEI of HE "Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev" , Красноярский край
Iuliia I. Pleskach
FSBEI of HE "Tomsk State Pedagogical University" , Томская обл
Olga V. Vlasova
FSBEI of HE "Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev" , Красноярский край
«Окказиональные фразеологизмы»
В исследуемой статье авторами рассматриваются окказиональные фразеологизмы, причины их появления, контекст употребления и интерпретация. Авторы приходят к выводу, что при окказиональном использовании фразеологических единиц (ФЕ) обнаруживается внутренняя, неразрывная связь и взаимная функциональная зависимость ФЕ и фразеологического контекста: окказиональное преобразование обусловлено требованиями контекста и художественной формы произведения, а декодирование преобразованной формы возможно только в контексте благодаря воздействию окружающих элементов. Анализ конкретных употреблений дает возможность выявить дополнительную смысловую и стилистическую информацию, порождаемую приемами окказионального преобразования ФЕ.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Aleksandra N. Novikova
Institute of Foreign Philology and Regional Studies of FSAEI of HPE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
«Пространство в немецких и якутских фразеологизмах»
В работе исследуется отражение понятия «пространство» в фразеологических единицах носителей немецкого и якутского языков. Анализ фразеологизмов с пространственными параметрами немецкого и якутского народов выявляет национально-культурные признаки. Основой для изучения стали научные труды В.А. Масловой «Когнитивная лингвистика», М.В. Осыки «Способы вербализации концепта «пространство». Для анализа были использованы «Немецко-русский фразеологический словарь» Л.Э. Биновича и «Якутско-русский фразеологический словарь» А.Г. Нелунова.
Коррекционная педагогика, дефектология
МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» , Ульяновская обл
«Использование идиом в практике учителя-логопеда как один из приёмов развития лексико-грамматических компонентов речи»
Вопрос развития устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ не теряет своей актуальности в современном образовании. Целью данной статьи является обобщение педагогического опыта по использованию фразеологизмов на логопедических занятиях с младшими школьниками с нарушениями речи как один из приёмов развития лексико-грамматических компонентов речи.
Филология и лингвистика
FSFEI of HE "Financial University under the Government of the Russian Federation" , Москва г
«Типология ФЕ английского языка»
FSFEI of HE "Kuban State University" , Краснодарский край
«Особенности создания и функционирования каламбура как элемента языковой игры в прозе А.Т. Аверченко»
Филологические науки
Inna V. Verzhinskaia , candidate of philological sciences
FSBEI of HE "Orenburg State University" , Оренбургская обл
«Особенности английских фразеологизмов с компонентом «Red»»
Филология
FSBIS "Institute for Linguistic Studies of Russian Academy of Sciences" , Санкт-Петербург г
«Phraseosemantic peculiarities of idioms with the word «silki» (snares) (a case study of Russian classics and modern literature texts)»
This article explores semantic and stylistic meaning changes of idioms with the word “silki” (snares) during XVIII–XXI centuries on the basis of Russian classics and modern literature texts and publicistic writing. It is proved that the word “silki” (snares) was used as a biblical expression in ecclesiastic and some fiction texts, this explanes its strong negative connotation, which is out of use in up-to-date contexts.

