List of publications on a keyword: «национальное самосознание»
Педагогика
MBU DO TsDT "Darovanie" , Самарская обл
«Formirovanie natsional'nogo samosoznaniia mladshikh shkol'nikov v khoreograficheskom kollektive uchrezhdeniia dopolnitel'nogo obrazovaniia»
Статья посвящена вопросу воспитания национального самосознания младших школьников, решение которого стало насущным в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Большими возможностями в решении этого вопроса обладают учреждения дополнительного образования, а в частности детские хореографические коллективы. Опыт работы ансамбля танца «Подсолнушки» МБУ ДО ЦДТ «Дарование» г.о. Самара, позволяет говорить о формировании национального самосознания личности младших школьников путём освоения самобытной русской культуры.
Ekaterina V. Grigoreva
Faina V. Kortunova
Oksana V. Kaptuganova
MBDOU "D/S 16 dlia detei rannego vozrasta" , Чувашская Республика - Чувашия
«Patrioticheskoe vospitanie kak odno iz uslovii uspeshnoi sotsializatsii lichnosti doshkol'nika»
В статье рассматриваются теоретические основы социализации личности в работе по патриотическому воспитанию. Подчеркивается необходимость развития национального самосознания, патриотических убеждений, начиная со среднего дошкольного возраста. Авторами приводятся примеры образовательных программ по патриотическому воспитанию, содержание которых ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуры, развитие интереса к доступному ребенку явлениям социальной жизни.
Общая педагогика, история педагогики и образования
Institut obshchestvennykh nauk i mezhdunarodnykh otnoshenii FGAOU VO "Sevastopol'skii gosudarstvennyi universitet" , Севастополь г
«The system of patriotic education of Russian schoolchildren: value orientations and educational tasks»
The formation of the personality of a modern schoolboy presupposes the assimilation of a system of values that together allow you to form an attitude towards society, yourself, people, culture, and the world as a whole. The value (everything that can be of some importance to people), assimilated by a person, form the basis of the content of education. The task of education is to form the appropriate value orientations – the value relations of the subject to the objects and phenomena of reality. Any value acquires true meaning if it is included in a certain educational system.
Volsk Military Institute of Logistic Support (brunch) FSMEI of HE “Military Academy of Logistical Support named after Army General A.V. Khrulev” of the Ministry of Defense of Russia , Саратовская обл
«Kul'tura zhizni kursantov voennogo uchilishcha i vyzovy globalizatsii»
В статье обосновывается необходимость формирования культуры жизни курсантов военного училища в условиях вызовов глобализации и последствий, которые она с собой несет. Автор показывает, что культура жизни формируется с учетом триады «общекультурные ценности человечества – этнокультурные / национальные ценности – ценности отдельно взятой личности». Если в процессе глобализации отбрасывается национальная / этнокультурная составляющая, то подрастающее поколение устремляется либо в хаос вседозволенности, либо во всеобщий тоталитарный культ порядка. Это ведет к обесцениванию смысложизненных ориентиров, самой жизни личности, а также неприязни к носителям других культур. Автор подчеркивает, что особенно значимо сформировать культуру жизни у будущих военнослужащих, призванных сохранять жизнь на земле и налаживать межкультурный диалог в поликультурном пространстве бытия.
Педагогика
MBEI "GES №1" , Хакасия Респ
«Формирование национального самосознания младших школьников на этнокультурных традициях хакасского народа»
Педагогика общеобразовательной школы
MBOU "SOSh 62" , Кемеровская обл
«Urok literatury v 8 klasse. Tema "Zhitiinyi zhanr v drevnerusskoi literature. Istoricheskaia osnova "Zhitiia Sergiia Radonezhskogo»
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
MBEI «Secondary School №18 named after the 28th Army» , Астраханская обл
«Роль Русской православной церкви в становлении и защите русской государственности»
Актуальность выбранной темы объясняется важной ролью, которую играла церковь в период становления и укрепления русской государственности. Русская православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Православие служило опорой русского народа в годы тяжелых лишений и испытаний. На ее авторитет опирались в своей политике великие русские князья, цари и императоры. Цель работы в том, чтобы подробно рассмотреть роль православной церкви в становлении и укреплении русской государственности. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: показать значимость русского православия для государства; рассмотреть конкретные примеры исторических событий, где ярко отражена роль Русской православной церкви в становлении и защите государственности.
Психология
Anastasiia A. Gribashina
FSBEI of HE "Irkutsk State University" , Иркутская обл
«К вопросу о роли национальных ценностей в становлении русского национального самосознания»
В данной статье авторами раскрывается сущность понятия «национальное самосознание», его роль в сохранении системы национальных ценностей русского народа. Исследователями затрагиваются вопросы межнациональных отношений между различными этническими группами, а также поднимаются аспекты проблемы подмены истинных национальных ценностей ложными.
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
FSPEI of HE "Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry" , Волгоградская обл
«Актуализация культуры межнационального общения»
Воспитание как приоритетная задача современного образования
Irina G. Kildiushkina , candidate of historical sciences
ГКУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» , Мордовия Респ
«Военно-патриотическое воспитание молодого поколения в Республике Мордовия»
В статье анализируется роль организаций военно-патриотической направленности в контексте формирования гражданско-правового сознания молодого поколения Республики Мордовия в 2013–2014 гг. Материал подготовлен для аналитического доклада о состоянии гражданского общества в регионе в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. №7‐З «Об Общественной палате Республики Мордовия».
Педагогика общеобразовательной школы
MBOU "SOSh 7" , Новосибирская обл
«Роль семьи в гражданском и патриотическом воспитании кадета»
Важнейшей задачей в деле воспитания молодого поколения России первой четверти ХХI века автор ставит возрождение национального самосознания. Гордость за принадлежность к великому русскому народу, знание и понимание его истории, души, выраженной в традициях и великой русской литературе, гордость за исторические свершения предков, готовность самоотверженно и беззаветно защищать свою Родину. Исследователь заключает, что в современном информационном пространстве роль семьи возрастает необыкновенно: именно в семье закладывается историческая память маленького человека, формируется связь поколений, воспитывается любовь к Родине – Великой России, воспитывается на примере старших поколений готовность защищать свою Родину беззаветно, «не щадя своей крови и самой жизни».
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
V.I. Vernadsky Crimean Federal University , Крым Респ
«Изображение нации в писательских дневниках начала ХХ века»
В работе на основе анализа дневниковых записей А. Блока, И. Бунина и М. Пришвина было установлено, что осознание сущности жизненного бытия приходит к писателям путём осмысления их национальной принадлежности, а национальное самосознание выражается с помощью обращения ко всему разнообразию национальной культуры. В работе были использованы историко‐литературный и биографический методы исследования, позволившие определить, что освещение национальной проблематики в каждом из рассмотренных дневников непосредственно зависит от личности самого автора. Так, у М. Пришвина чувствуется понимание нации как первоосновы личностного бытия, у А. Блока национальная проблематика проявляется в общей атмосфере «страшного мира», а у И. Бунина – через призму широкомасштабной картины гражданской войны.
Педагогика общеобразовательной школы
MBOU "SOSh 62" , Кемеровская обл
«Библия как культурное наследие русского народа (использование библейских текстов на уроках русского языка и литературы)»
В данной статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Автор статьи описывает педагогический опыт духовно-нравственного воспитания детей посредством проведения аналитической работы над художественными произведениями и сравнения изучаемых произведений с библейскими притчами. Описываемая форма работы с детьми способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, национального самосознания, ответственности в семейной жизни, формированию идей о важности целомудренного и ответственного поведения в области отношений с противоположным полом.
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
Financial and Economic Institute of FSAEI of HPE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
Izolda V. Ivanova
МАОУ «Саха политехнический лицей» , Саха /Якутия/ Респ
«Социальная значимость якутской национальной культуры»
Статья посвящена проблеме якутской национальной культуры, актуальность которой определяется тем, что в Республике Саха (Якутия) проживает множество различных народов и наций, имеющих свои собственные ценности, традиции и культуру. С целью исследования роли якутской национальной культуры в новой социальной среде был проведен опрос, в котором приняла участие студенческая молодежь Северо-Восточного Федерального института, по результатам которого авторы делают вывод о необходимости популяризации среди молодежи национальной культуры, повышения ее национального самосознания.
Общее направление
MBU DO TsDT "Darovanie" , Самарская обл
«Formirovanie natsional'nogo samosoznaniia mladshikh shkol'nikov v khoreograficheskom kollektive uchrezhdeniia dopolnitel'nogo obrazovaniia»
Статья посвящена вопросу воспитания национального самосознания младших школьников, решение которого стало насущным в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Большими возможностями в решении этого вопроса обладают учреждения дополнительного образования, а в частности детские хореографические коллективы. Опыт работы ансамбля танца «Подсолнушки» МБУ ДО ЦДТ «Дарование» г. о. Самара, позволяет говорить о формировании национального самосознания личности младших школьников путём освоения самобытной русской культуры.