List of publications on a keyword: «межкультурная компетенция»
Педагогика
Nizhnetagil'skii tekhnologicheskii institut (filial) FGAOU VO "Ural'skii federal'nyi universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina" , Свердловская обл
«Learning Content and Principles of Selection of Learning Material for Teaching Intercultural Communication at a Higher Education Institution»
The selection of learning content and principles of teaching intercultural communication at an institution of higher education should correspond to the aims of intercultural education, modern tendencies of linguistic education. The article draws attention to major types of activities that a university graduate is to perform within the swcope of intercultural communication, and principles of teaching intercultural communication
Педагогика высшей профессиональной школы
SEI of HE "Moscow Region State University" , Московская обл
«Modelirovanie protsessa formirovaniia mezhkul'turnoi kompetentsii na zaniatiiakh po inostrannomu iazyku»
В статье представлена модель формирования у студентов межкультурной компетенции. Автор исследует как традиционные, так и высокотехнологичные инновационные средства обучения иностранному языку и приходит к выводу, что именно сочетание этих средств на занятиях по иностранному языку дает положительные результаты в формировании межкультурной компетенции. В работе подробно описан процесс формирования межкультурной компетенции в условиях диалога культур, сравнительного анализа языков и культур на основе интеграции различных дидактических средств.
SEI of HE "Moscow Region State University" , Московская обл
«Organizatsiia raboty s videomaterialami na zaniatiiakh po inostrannomu iazyku»
В статье рассматриваются преимущества использования аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранному языку. Автор анализирует отечественные и зарубежные методики работы с видеоматериалами, их возможности в развитии аудитивных навыков, умений общения в деловом контексте, в формировании профессиональной компетентности современного специалиста в различных сферах деятельности. В статье подробно описан процесс формирования социокультурной и межкультурной компетенций в условиях диалога культур, сравнительного анализа языков и культур на основе аутентичных видеоматериалов.
Современные педагогические технологии
SEI of HE "Moscow Region State University" , Московская обл
«Теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку»
В статье рассматриваются теоретические основы формирования межкультурной компетенции в процессе изучения иностранного языка. Автор исследует методологические концепции межкультурной коммуникации и приходит к выводу, что неотъемлемой частью успешного иноязычного общения является межкультурная компетенция, формируемая в контексте диалога культур, в условиях креативной образовательной среды. Диалог культур предполагает сопоставительное изучение культур, формирование у студентов вторичного языкового сознания как важной составляющей межкультурной компетенции.
Elena V. Ashanina
MOU "SOSh 40" , Белгородская обл
«Роль современных методик обучения иностранному языку в развитии социокультурной и межкультурной компетенций»
В данной работе рассматриваются технологии, способствующие наиболее эффективному развитию социокультурной и межкультурной компетенций при обучении иностранному языку. Значимым фактором успешности развития социокультурной компетенции обучающихся иностранному языку является систематическое и функциональное использование совокупности вышеуказанных методик на различных этапах учебного процесса.
Общая педагогика
FGBOU VO "Dagestanskii gosudarstvennyi universitet" , Дагестан Респ
«Цели обучения немецкому языку как второму иностранному»
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
FSAEI of HE "Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov" , Архангельская обл
«Использование межкультурного тренинга в процессе формирования межкультурной компетенции в системе бакалавриата и магистратуры»
Педагогика общеобразовательной школы
Maria Y. Parshikova
FSBEI of HE "M.E. Evsevev Mordovia State Pedagogical Institute" , Мордовия Респ
«Students' intercultural competence development by means of internet resources in English classes»
В статье охарактеризовано понятие «межкультурная компетенция», раскрыты способы ее формирования на уроках английского языка. Обосновано, что использование интернет-ресурсов является одним из эффективных и действенных способов приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Установлено, что интернет-ресурсы являются незаменимым и, что немаловажно, универсальным источником информации, который может быть использован как учителем, так и учащимися.
Педагогика
МОУ «СОШ №4 г. Надыма» , Ямало-Ненецкий АО
«Развитие межкультурной компетенции через участие в международных интернет-проектах»
Автор представленной статьи повествует о возможностях и одном из способов расширения границ межкультурного опыта учащихся средней школы при изучении английского языка. В условиях реализации ФГОС основного общего образования данный опыт является актуальным, поскольку рассматривается компетентностный подход при организации внеурочной деятельности современных школьников.
Saratov Social and Economic Institute (branch) of FSBEI of HPE "Plekhanov Russian University of Economics" , Саратовская обл
«Перспективы развития методики обучения иностранным языкам в вузе»
В статье рассматриваются новые вызовы, стоящие перед образованием в обучении иностранным языкам. В новом ракурсе раскрывается роль преподавателя, подчеркивается актуальность личностно-ориентированного подхода в преподавании. В статье указывается необходимость повышения межкультурной компетенции студентов как одной из главных задач в обучении иностранному языку. Отмечается потребность применения новых методик, связанных с применением компьютерных технологий.
Педагогика высшей профессиональной школы
FSAEI of HE "Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov" , Архангельская обл
«Технологии проведения практических занятий по иностранному языку в вузе с целью формирования межкультурной компетенции»
В данной статье рассматриваются отдельные технологии, которые могут использоваться в рамках проведения практических занятий со студентами, направленные на формирование коммуникативной компетенции и межкультурной компетенции. Отмечено участие студентов в подготовке презентаций о изучаемых странах. Выделены мастер-классы, проводимые студентами. Обозначены особенности межкультурного тренинга.
Психология
FSBEI of HE "Chelyabinsk State Pedagogical University" , Челябинская обл
«Структура психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического университета, обучающихся по профилю «Иностранный язык»»
В данной статье представлена модель структуры психологической готовности к межкультурной коммуникации, а также разработанная в соответствии с этой структурой анкета для психологического изучения этого феномена. В работе также содержатся результаты эмпирического исследования психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического университета. Автором выявлено, что наиболее сформированными у студентов, изучающих иностранные языки, являются социокультурный и эмоциональный компоненты психологической готовности к межкультурной коммуникации, более затрудненно формируются концептуальный и поведенческий компоненты.
Педагогика высшей профессиональной школы
Elabuga Institute FAEI of HE "Kazan (Volga) Federal University" , Татарстан Респ
«Особенности формирования межкультурной компетенции иноязычных студентов в контексте поликультурного образования (на примере иностранного языка)»
В статье актуализируется необходимость формирования межкультурной компетенции иностранных студентов российских вузов. Рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы в поликультурном студенческом сообществе. Опираясь на идеи поликультурного образования, автор предлагает возможные варианты их решения на занятиях иностранного языка.
Педагогические науки
FSBEI of HE "Novosibirsk State Technical University" , Новосибирская обл
«Формирование межкультурной компетенции с использованием ИКТ»
Article is devoted to features of formation of cross-cultural competence at classes of foreign language. The component structure of cross-cultural competence and the principles of its formation are considered in the article. The features of training with the use of ICT which is promoting formation of cross-cultural competence are identified.
Педагогика
MAEI "School №5" , Амурская обл
Natalya V. Makovey , candidate of pedagogic sciences
FSBEI of HE "Amur State University" , Амурская обл
«Forming intercultural competencies of students at foreign language lessons with applying innovative technologies in education»
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях существует ряд интересных методических наработок, педагогический и содержательно-методический аспекты развития межкультурной компетенции у студентов остаются недостаточно исследованными. Существуют различные противоречия между потребностями общества в высококвалифицированных специалистах с высоким уровнем межкультурной компетенции (далее – МК), и недостаточным уровнем овладения теоретических и практических знаний, культуры других народов. В процессе исследования авторами был использован комплекс методов исследований: теоретических (изучение, систематизация лингвистической, психолингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирических (беседы, тестирование, анкетирование), метод математической обработки данных. Результатом данного исследования послужило научное обоснование и разработка комплекса упражнений по формированию межкультурной компетенции у студентов на занятиях ИЯ, которая представляет единство подсистем целеполагания, содержательной, функциональной, организационной, оценочной.
Pedagogical Institute of FSEI of HE “Pacific State University” , Хабаровский край
«Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения китайскому языку как иностранному»
Olga L. Iurchuk , candidate of psychological sciences
МБОУ «Гимназия» , Ямало-Ненецкий АО
«Сотрудничество между Гимназией г. Нового Уренгоя и Гимназией им. Фридриха г. Касселя»
В статье представлено описание образовательной практики развития межкультурной компетенции через взаимный обмен обучающимися гимназий г. Кассель (Германия) и г. Новый Уренгой. Эффектом реализации описываемой практики можно считать активизацию гражданской позиции школьников обеих стран, обращение к забытым страницам истории международного взаимодействия.
Филологические науки
Novokuznetskii filial GBPOU "Kemerovskii oblastnoi meditsinskii kolledzh" , Кемеровская обл
Natalia P. Katkova
GBPOU "Kemerovskii oblastnoi meditsinskii kolledzh" , Кемеровская обл
«О трудностях перевода нетерминологической медицинской лексики с английского языка на русский на примере научно-популярных текстов по геронтологии»
Данная статья посвящена вопросам трудностей перевода медицинских текстов с английского языка на русский. Анализируется значение слов, относящихся к понятию «старение» и названиям возрастных периодов в русском и английском языках. Авторы считают, что нетерминологические единицы в языке медицины имеют отличный от общеязыковых значений смысл, отражающий культурную специфику данной сферы деятельности. Делаются вы-воды о том, что при переводе подобных текстов необходимо учитывать культурологические аспекты изучаемого языка, существующие социокультурные явления в родном языке, использовать словари, изданные в стране изучаемого языка.
Компетентностный подход в образовании всех уровней
АНОО «Study English language school» , Краснодарский край
«Организация внеклассной деятельности в школе иностранных языков как условие проявления и развития межкультурной компетенции»
В статье раскрывается понятие «межкультурная компетенция», которая соотносится с понятием «международная компетенция» и подразумевает идентификацию себя на национальном и профессиональном уровне со знанием человеческого поведения и признанных ценностей и «межкультурное взаимодействие», основанное на диалоге, терпимости и согласии. Автор затрагивает вопросы организации внеурочной деятельности, а также делится опытом развития и актуализации межкультурной компетентности в школе иностранных языков города Ейск.
Актуальные направления преподавания в современной школе
МБОУ «СОШ №153» , Татарстан Респ
«Актуальные направления преподавания татарского языка»
Компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении
Elabuga Institute FAEI of HE "Kazan (Volga) Federal University" , Татарстан Респ
«Methods of formation of intercultural competence in the Russian language lessons»
This article discusses a number of problems arising in the study of the Russian language among students in grades 5-7. The author attempts to reveal the main causes of difficulties in the process of learning the Russian language, and also develops a set of tasks for the successful assimilation of the curriculum by representatives of all nationalities living in the territory of the Russian Federation.