Список публикаций по ключевому слову: «музыкальная культура»
Педагогика
МБУ ДО «Кукморская детская школа искусств» , Татарстан Респ
«Пентатоника в татарских, марийских и удмуртских песнях»
Уроки сольфеджио с использованием народного музыкального материала обогащают интонационный багаж учеников, развивают музыкальный слух, память и творческие навыки. Свежесть народных напевов в непредсказуемости мелодических оборотов, всплесках замысловатых ритмических фигур. В педагогической практике автор не раз сталкивался с трудностями восприятия классической европейской мелодики. Народный музыкальный материал способствует обострению слуховых ощущений в освоении новых интонаций. Изучение пентатоники как особого явления входит в учебный план курса «Сольфеджио» в музыкальной школе. Особенно актуальна данная тема в связи с национальным своеобразием музыкальной культуры Поволжья, составляющей которой является лад – пентатоника.
МБДОУ «Д/С №163» , Чувашская Республика - Чувашия
«Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников»
В статье рассматриваются современные инновационные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Автор отмечает, что развитие современного общества диктует условия организации дошкольного образования: внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики и подходы.
Дошкольная педагогика
Савина Надежда Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик» , Белгородская обл
«Становление личности ребенка через музыкально-ритмическую деятельность»
В данной статье рассматривается важность музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста, как для интеллектуального, так и для физического развития. О необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как важному явлению в духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.
Калашникова Юлия Васильевна , инструктор по физической культуре
МДОУ «Д/С ОВ №27» , Белгородская обл
«Формирование у дошкольников интереса к музыке через коллективное инструментальное музицирование»
В статье поднимается проблема подхода к воспитанию у дошкольников интереса к музыке. По мнению авторов, значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.
МБДОУ «Д/С №1 «Солнышко» , Чувашская Республика - Чувашия
Тимофеева Марина Петровна , учитель
МБОУ «Вурнарская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия
«Игровые упражнения в формировании певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие музыкальных способностей, а пения в частности, у детей начинается в дошкольном возрасте, но насколько эти способности будут развиты и сформированы, во многом зависит от совместной работы музыкального руководителя и воспитателя. В данной статье авторами предложены игровые упражнения, которые помогут сформировать певческие навыки у дошкольников.
Воспитание как приоритетная задача современного образования
МУДО «Дворец творчества детей и молодежи» , Марий Эл Респ
«Воспитание детей в процессе занятий в вокальном объединении «Гремми»»
Социология
Рогова Людмила Владимировна , магистрант
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» , Саратовская обл
«К вопросу о музыкальной культуре современной российской молодежи»
Педагогика общеобразовательной школы
Хазеева Ирина Наильевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Формирование музыкальной культуры младших школьников»
В статье представлены теоретическое обоснование педагогических условий формирования музыкальной культуры младших школьников, основное понятие, а также структурные компоненты музыкальной культуры. Авторами отмечена важность создания родителями условий для свободного развития духовного мира ребенка, а также его сохранения.
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» , Приморский край
«Оркестр Хабаровского краевого музыкального театра как часть истории развития театрального дела на Дальнем Востоке России»
В статье прослеживается история формирования оркестра Хабаровского краевого музыкального театра. По мнению автора, исследование вносит вклад в перспективную для края область музыкального краеведения. Материалами послужили архивные документы. В связи с этим широко используются методы источниковедения, анализа и интерпретации материалов, на основе которых проводится реконструкция истории развития театрального оркестра. В результате автор приходит к выводу, что в становлении оркестра краевого музыкального театра сыграли определённую роль различные факторы исторического, экономического, идеологического характера. Театральный оркестр внёс весомый вклад в развитие музыкально-театральной культуры региона в целом, а также в его инструментальное исполнительство и музыкальное образование.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Проблема сохранения традиционной музыкальной культуры ханты и манси в сфере музыкального образования»
Дополнительное (внешкольное) образование детей
МБУ ДО «Районная ДШИ им. М.А. Балакирева» , Астраханская обл
«Использование компьютерных технологий на уроках музыкального инструмента (класс виолончели)»
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» , Свердловская обл
«Теоретический анализ сущности, структуры и содержания понятия «музыкальная культура»»
В статье представлен сущностный анализ понятия «музыкальная культура»; соотнесены понятия «культура», «художественная культура» и «музыкальная культура», выявлена взаимозависимость данных понятий; дано авторское определение термина «музыкальная культура»; выявлены структурные компоненты данного музыкального явления.
Дошкольная педагогика
ДО №2 ГБОУ СОШ №2103 , Москва г
«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»
Данная статья посвящена вопросу формирования основ музыкальной культуры дошкольников. Автор приходит к выводу, что музыкальная культура является основой не только общекультурного, но и духовного, интеллектуального, мировоззренческого, развития личности, ее формирование необходимо начинать с дошкольного возраста
Дошкольное образование и социальная политика
Проскурина Татьяна Дмитриевна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
«Развитие музыкального чувства ритма у старших дошкольников на примере народных песен Белгородчины»
В статье раскрывается роль музыки в развитии личности ребенка. Автор отмечает, что развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста – важный фактор гармоничного развития. Особую роль занимает фольклор и народное творчество, знакомство с которым необходимо начинать еще в дошкольном учреждении.
Общее направление
Михайлов Сергей Анатольевич , преподаватель баяна, аккордеона
ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» , Иркутская обл
«Региональный компонент в музыкальном образовании школьников»
Включение регионального компонента в систему образования школьников позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой родины, открыть её историю, выявить связь с современностью. В статье раскрывается необходимость изучения на уроках музыки в школе музыкального наследия родного края, что влияет на отношение учащегося к своему учебному заведению, к своей семье, к своей неповторимой самобытной культуре и является незаменимым условием патриотического воспитания.