List of publications on a keyword: «когнитивные»
Психология и социология
ANO VO "Slaviano-Greko-Latinskaia Akademiia" , Москва г
«The article explores the cognitive aspects of Orthodox prayer, considering it as a tool that affects the mind and consciousness of the believer. Orthodox prayer practices, such as Jesus Prayer, Hesychasm, and mindful prayer, play an important role in the spiritual life, forming a special state of mind, attention and self-control. The study draws on work in religious philosophy, neuropsychology, and cognitive psychology to analyze how regular prayer practice affects cognitive function and can promote neuroplasticity»
The article explores the cognitive aspects of Orthodox prayer, considering it as a tool that affects the mind and consciousness of the believer. Orthodox prayer practices, such as Jesus Prayer, Hesychasm, and mindful prayer, play an important role in the spiritual life, forming a special state of mind, attention and self-control. The study draws on work in religious philosophy, neuropsychology, and cognitive psychology to analyze how regular prayer practice affects cognitive function and can promote neuroplasticity
Психология
FSFEI of HE "Kemerovo State University " , Кемеровская обл
«Adaptatsiia inostrannykh studentov k usloviiam obucheniia v vuze (na primere Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta)»
В статье рассматривается проблематика психологической адаптации иностранных студентов к образовательной и внеучебной деятельности. Цель исследования заключается в изучении механизма адаптации иностранных студентов к процессу обучения в вузе и условиям жизни в новой среде, а также порядка их социализации в российском обществе. Предметом исследования являются психофизиологические параметры, когнитивные характеристики, личностные особенности, национальная принадлежность, уровень владения русским языком.
Коррекционная педагогика, дефектология
Tatiana N. Diuzheva
Irina V. Zozulenko
MOU "D/S 2" , Волгоградская обл
«Avtorskie elektronnye posobiia kak sredstvo realizatsii subektnykh otnoshenii v khode obrazovatel'nogo protsessa s doshkol'nikami s ZPR»
Общая педагогика
Tatiana L. Tretiakova
Oksana S. Karpenko
MBDOU "Krasnoiaruzhskii D/S "Solnechnyi" , Белгородская обл
«Формирование элементарных математических представлений у ребёнка-дошкольника»
Педагогика
Oksana V. Chekrizova
Iuliia S. Golovashova
MBDOU "Krasnoiaruzhskii D/S "Solnechnyi" , Белгородская обл
«Maind-fitnes" - tekhnologiia razvitiia kognitivnykh sposobnostei v doshkol'nom vozraste»
MBDOU D/S 180 g. Irkutska , Иркутская обл
«Intellekt-karta kak sredstvo razvitiia kognitivnykh sposobnostei detei starshego doshkol'nogo vozrasta»
Общая педагогика, история педагогики и образования
FSBEI of HE "Irkutsk State University" , Иркутская обл
Anna N. Derbeneva
MAOU "SOSh 63" , Иркутская обл
«Vliianie inostrannogo iazyka na formirovanie kognitivnykh funktsii u vzroslykh i detei (po materialam zarubezhnykh issledovanii)»
В статье представлен обзор исследований западных психолингвистов, посвященных проблеме влияния иностранного языка на формирование когнитивных процессов человека. Результаты исследований показывают, что у двуязычных детей и взрослых обнаруживается высокий уровень осведомленности, рабочей памяти, абстрактного мышления, контроля внимания, а также высокая эффективность в решении проблемных ситуаций. Знание особенностей функционирования когнитивных процессов билингвов позволит работникам сферы образования индивидуализировать образовательные программы с учётом знания указанных особенностей, повысив тем самым качество обучения лиц, изучающих иностранный язык.
Психологические аспекты педагогической деятельности
FGBOU VO "Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet" , Москва г
Viktor I. Chmel
FSBEI of HE "Bauman Moscow State Technical University" , Москва г
«The Success of the Diagnostic Activity of an Educational Psychologist and His Psychological Characteristics»
Статья рассматривает диагностическую деятельность педагога-психолога в форме сложного и многоэтапного процесса диагностического мышления. Описываются результаты исследований, посвященных изучению взаимосвязи эффективности диагностической деятельности педагогов-психологов и их психологических особенностей (когнитивных, личностных или характерологических, а также мотивационных). Показывается специфика коммуникативной компетентности и роль абнотивности в диагностическом процессе. Анализируются когнитивные стили педагогов-психологов в диагностической деятельности, а также их ресурсные комплексы, которые обеспечивают эффективность в решении диагностических причинно-следственных задач. Демонстрируется роль диагностического мышления. Описывается типология неуспешных в диагностической деятельности педагогов-психологов.
Психология
MBDOU "D/S 56 "Solnyshko" , Белгородская обл
«Бизиборд как инновационная игровая технология по развитию когнитивных процессов у детей младшего возраста»
Теория и методика общего образования
MBOU "SSh 33 im. P.N. Shubina" , Липецкая обл
«Smyslovoe chtenie: vchera, segodnia, zavtra»
Статья посвящена такому виду чтения, как смысловое чтение. По мнению автора, сегодня чтение наряду с письмом и владением компьютером относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. В настоящее время в системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Чтение следует воспринимать как умение человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Социальная психология
GKU SO "KTs SO "Rovesnik" , Самарская обл
Iuliia S. Rybkina
Anastasiia A. Latypina
MADOU "D/S KV 3 "Raduga" , Саратовская обл
«Travma zhestokogo obrashcheniia v zhizni rebenka»
Дошкольная педагогика
Svetlana V. Galkina
Nadezhda I. Savina
Olesia A. Skorobogatykh
MBDOU D/S 61 "Semitsvetik" , Белгородская обл
«Formirovanie navykov refleksii u doshkol'nikov kak odna iz form psikhokorrektsionnoi i profilakticheskoi raboty»
Проблема формирования навыков рефлексии у дошкольников представляется особенно значимой, так как является частью организации развивающего обучения ребёнка. Развитие навыков рефлексии – творческий процесс, в ходе которого ребёнок приобретает способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, умению чётко и ясно излагать свои мысли.
Pedagogy
Liubov V. Kultsova
FGBOU VO "Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet" , Москва г
«Cognitive processes in the artistic and educational environment»
The article discusses the features of the cognitive processes of students, including the process of cognition in context with the artistic and educational environment that ensures the reflection of the phenomena of the objective world in solving the upcoming life tasks. The impact of an insufficiently objective attitude to the discipline «Visual arts» in school teaching practice, which influences the development of cognitive-visual (visual-cognitive) thinking of students, is shown. It is in the artistic and educational environment that the skills of visual perception of various information are formed using the pictorial language of images, clarity, sign and symbolic systems that promote the conscious use of concepts and inference in any academic discipline. As a result, it is shown that the development of cognitive processes includes the formation of internal motivational activity of children, methods of perception of visual information associated with information exchange, inspired by cognitive metaphor and cognitive load, as a result, children's intellectual development, including cognition, explanation and understanding of educational information.
Общая педагогика, история педагогики и образования
Magomed K. Bilalov , candidate of pedagogic sciences
FGBOU VO "Dagestanskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. R. Gamzatova" , Дагестан Респ
«Ispol'zovanie tekhnologii razvitiia kriticheskogo myshleniia v podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniia»
Исследователи отмечают, что в современном мире вузовское образование нацелено не просто на строгую, жесткую подготовку студентов к работе в той или иной сфере, но и на выявление, раскрытие и развитие их личных способностей. Ведь каждый человек должен найти в развивающемся мире высоких технологий свое место.
Современные педагогические технологии
FSBEI of HE "Voronezh State University" , Воронежская обл
«Osobennosti akademicheskoi parnoi prezentatsii na angliiskom iazyke»
Коррекционная педагогика, дефектология
MBOU "Sredniaia obshcheobrazovatel'naia Monakovskaia shkola" , Белгородская обл
Aleksandr V. Luzginov , учитель технологии
Comprehensive school №30 , Белгородская обл
Anastisiia A. Ivleva
МБДОУ ДС № 44"Золушка" , Белгородская обл
«Deti s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia i osobennosti ikh obucheniia»
В статье рассмотрены дети с задержкой психического развития, как одна из категорий детей с ОВЗ. Причины и отличия данной категории нарушений интеллекта в сравнении со схожими нарушениями. Рассмотрены причины и виды данного нарушения, основные методы работы с такими детьми. Авторами также сделан акцент на совместном взаимодействии при коррекции и диагностике медицинских и педагогических работников.
Медицинские науки
Медицинский институт ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» , Тульская обл
«Fenomen posleoperatsionnoi kognitivnoi disfunktsii (POKD) v sovremennoi anesteziologicheskoi praktike u patsientov pozhilogo vozrasta (obzor literatury)»
В современной анестезиологии широко распространен феномен послеоперационной когнитивной дисфункции (ПОКД), возникающий после общего анестезиологического пособия. Особого внимания в вопросе профилактики ПОКД требуют пациенты пожилого и старческого возраста. В обзоре данной работы представлены данные об особенностях нервной системы у данной категории больных, негативных эффектах общей анестезии в геронтологической практике, освещены патогенетические механизмы развития ПОКД, предложены варианты медикаментозной профилактики и лечения.
Педагогика
Institute of Foreign Philology and Regional Studies of FSAEI of HPE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
«Развитие когнитивных стратегий освоения лексики немецкого языка студентами неязыковых специальностей»
Философия
FSAEI of HE "National Research Tomsk State University" , Томская обл
«Концепт мышления в когнитивных исследованиях и проблема взаимоотношения философии и науки»
Проблема взаимоотношения философии и науки как когнитивных практик является одной из наиболее острых и дискуссионных проблем в философии науки. Аналитически рассматривая данную проблему в свете взаимоотношения и результатов дискуссии для области когнитивных наук, проблема находит компромиссный путь решения ввиду трансцендентальности категории мышления как объекта когнитологии. Решения варьируются в зависимости от каждой науки. Трансцендентализм категории мышления объединяет субъект и объект исследований.
Философия (этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, философии науки и др)
FSAEI of HE "National Research Tomsk State University" , Томская обл
«Объект когнитивных исследований и лингвистики с позиции антиреализма»
В статье рассматривается проблема, относящаяся к философии науки, онтологии и эпистемологии, – взаимоотношения языка и мышления в когнитивной лингвистике и языкознании с позиции антиреализма. Исследование проведено аналитическим методом. Утверждается, что объект когнитивных исследований, как и возможность его познания, относятся к семантической сфере антиреализма.
Педагогика
Filial AO "NTsPK Orleu" IPK PR po Kostanaiskoi oblasti , Kazakhstan
«Метакогнитивные стратегии для развития саморегуляции школьников»
Социология
Andrey E. Makarov
Medical Institute under FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
Marina V. Danilova
FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
«The influence of network technologies on cognitive processes»
В современном мире наблюдается постепенное увеличение роли информационных технологий в жизни человека. Это, в свою очередь, приносит изменения, к которым относится трансформация особенностей когнитивных процессов. Целью нашей работы является оценка памяти, логического мышления и кругозора студентов Медицинского института Северо-Восточного федерального университета в зависимости от времени, которое они проводят в Интернете. Исследование проводилось в 2017 году со студентами 3 курса, всего опрошено было 140 респондентов, из них 99 девушек и 41 юноша, возраст которых составлял от 19 до 22 лет. Проведенное исследование выявило, что студенты не испытывают больших проблем с когнитивными способностями в целом. Таким образом, по полученным результатам нельзя сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии (в особенности, Интернет) негативно влияет на когнитивные способности человека.
Психология
Humanitarian Institute FSBEI of HE "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovy" , Владимирская обл
Maria V. Potanina
Public Health Facility of the Vladimir Region "City hospital №4 in Vladimir" , Владимирская обл
«The effectiveness of the program for cognitive dysfunctions correction occurring to people with acute disorder in cerebral circulation»
Работа посвящена изучению психологической коррекции когнитивных дисфункций у лиц с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК). Целью работы является разработка программы психологической коррекции когнитивных дисфункций у лиц с острым нарушением мозгового кровообращения. При этом решаются следующие задачи: изучение теоретического материала по данной проблеме, подбор методов, организация и постановка констатирующего и формирующего экспериментов, выявление и коррекция когнитивных дисфункций у лиц с острым нарушением мозгового кровообращения.
[09.00.00] Философские науки
Obninsk Institute of Nuclear Energy (branch) FSAEI of HE "National Research Nuclear University "MEPI " , Калужская обл
«Opportunities to identify changes in the epistemological status of cognitive practices through the lens of science psychology»
The article presents the results of the analysis of approaches to the question of the relationship of psychological features of the scientist and his ratings of cognitive practices. A comparison of the approaches of researchers in psychology and sociology of science lead to conclusion that these variables are independent.
Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)
Institut otraslevogo menedzhmenta SP FGBOU VO "Gosudarstvennyi universitet upravleniia" , Москва г
«Анализ основных тенденций развития и использования информационных технологий в логистике»
В данной статье проводится анализ основных тенденций развития информационных технологий в логистике. Анализируется Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации, выделяется в ней пункт, касающийся когнитивных технологий. Рассматриваются некоторые виды когнитивных технологий и показывается пример их использования в логистике. На основе проведённого исследования автор приходит к выводу, что в настоящий момент в логистике активно используются информационные технологии, ведутся постоянные разработки в этой области и одним из перспективных направлений являются когнитивные технологии, которые сделают работу логиста более продуктивной.