Список публикаций по ключевому слову: «русский язык»
Педагогика
МБОУ «СОШ №6» , Кемеровская обл
«Использование рабочей тетради для организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка»
МБОУ «Гимназия №22» , Белгородская обл
Пузанок Таисия Александровна , бакалавр , учитель
Мякшина Марина Владимировна , магистр , учитель
МБОУ ЦО №6 «Перспектива» , Белгородская обл
«Технологии развития критического мышления на уроках русского языка»
Статья посвящена анализу и разработке методик активизации критического мышления на уроках русского языка в средней школе. Основное внимание уделяется применению различных технологических и интерактивных подходов, которые могут способствовать развитию аналитических способностей учащихся. В статье рассматриваются теоретические основы критического мышления.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
МБОУ «СШ №25» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Использование системно-деятельностного подхода на примере урока русского языка»
В статье представлен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода на примере урока русского языка в начальной школе при изучении темы «Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения». Системно-деятельностный подход – это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Филология и лингвистика
Шалаева Александра Алексеевна , студентка
ОЧУ ВО «Московская международная академия» , Москва г
«Особенности передачи англоязычных заимствований на русский язык»
В статье освещаются особенности заимствования английских слов в русский язык на примере периодических изданий. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества устоявшихся англицизмов в современном русском языке, а также существенными проблемами, с которыми сталкиваются на практике их употребления. В работе представлен краткий анализ исторического фона заимствований и их влияния на различные сферы жизни, а также классификация заимствованных слов по тематике и специфике.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Перова Светлана Вячеславовна , канд. филол. наук, доцент , преподаватель
Белорусский государственный университет , Беларусь
«К вопросу о номинациях верхней одежды в русском языке в XV-XXI вв»
В статье предпринята попытка описать номинации верхней одежды русского языка в диахроническом аспекте. Определен состав лексики в пределах темы «Верхняя одежда» русского языка в период XV – XXI вв. Рассмотрено функционирование этих номинаций в современном языке. Выполнено исследование лингвистической и экстралингвистической сущности номинаций, установлено влияние национально-культурных, прагматических, исторических и других факторов на их возникновение.
МБОУ «Лицей №34» , Адыгея Респ
«Роль родного адыгейского языка в условиях формирования триязычия»
Статья посвящена исследованию роли родного адыгейского языка в условиях формирования триязычия. Акцент делается на необходимость повышения статуса родного языка. В свою очередь, следует помнить, что процветание этноса и его культуры возможно лишь тогда, когда жив его родной язык, который представляет собой бесценное культурное сокровище каждого народа.
Короткова Инна Петровна , канд. пед. наук , преподаватель
ОЧУ ВО «Московская международная академия» , Москва г
«Особенности перевода патриотической рэп-композиции с помощью синтаксической матрицы»
В статье производится анализ одного из примеров применения вспомогательной графической схемы, называемой «синтаксическая матрица», в переводе рэп-текста с патриотическим содержанием. Авторы статьи рассматривают влияние синтаксической матрицы на реконструкцию элементов ритмической системы в тексте перевода и передачу в нём посланий, заложенных автором оригинала. В качестве методов исследования используются общенаучные методы анализа и синтеза, а также метод параллельных текстов, семантический анализ и переводческий анализ текста. В результате проведенного исследования была выявлена возможность применения синтаксической матрицы к переводу рэп-композиций с возможностью высокоточной передачи семантических элементов и таких элементов ритмической системы, как порядок расположения ударных слогов, тип рифмовки, поэтический размер и количество слогов.
Система образования
МБОУ «СОШ №6» , Астраханская обл
«Словарная работа на уроках русского языка»
Педагогика
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ
«Выработка орфографических навыков обучающихся на занятиях по русскому языку в деловой документации и культуре речи в рамках программ профессиональной подготовки»
В статье речь идет о формировании орфографической грамотности слушателей на занятиях по русскому языку в деловой документации и культуре в рамках освоения ими основных программ профессиональной подготовки. Автор дает перечисление наиболее частых орфографических ошибок сотрудников органов внутренних дел и рекомендации по их предупреждению и исправлению.
Исследования в образовании и образовательные практики
Цзянсуский педагогический университет , Китайская Народная Республика
«Лексика как система: основные подходы к её описанию в учебных целях»
Тема номера
Багдадский государственный университет , Ирак
«Семантика цветообозначения в названиях арабских и русских литературных произведений»
В статье рассматриваются связи между культурными символическими значениями цвета и цветообозначениями в заглавиях арабских и русских литературных произведений. Автором анализируются закономерности функционирования цветообозначений в названиях этих литературных текстах и их роль в понимании идейного замысла данных произведений.
Педагогика
МБОУ «СОШ №48 с УИОП» , Татарстан Респ
«Обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы»
В статье рассматривается вопрос об использовании компьютерных технологий в образовании и благодаря им значительное упрощение жизни учителей. Автор описывает специальные программы для обучения, образовательное программное обеспечение и веб-сайты, которые помогают объединить базовые знания, расширить кругозор учащихся, способы использования программы PowerPoint для создания презентаций. Подчеркивается важность визуализации и использование мультимедийных презентаций для лучшего запоминания и понимания учебного материала.
Филология
Багдадский государственный университет , Ирак
«Словари лингвистических терминов и лингвистические энциклопедии»
В статье рассматриваются вопросы лексикографии – раздела языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей. Первой важной проблемой науки автор считает необходимость собрать и проанализировать всю лексику языка, выявить и описать лексические единицы. Отмечается, что одной из функций лексикографии является составление словарей и что не вся лексика не может поместиться в одном словаре, поэтому автор описывает различные их типы.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
МБОУ «СШ №7» , Ямало-Ненецкий АО
«Преподавание русского языка в классе с детьми-инофонами: основные проблемы и способы их преодоления»
В статье речь идёт о том, что в связи с увеличением числа обучающихся, для которых русский язык является неродным, система российского школьного образования столкнулась с проблемой преподавания русского языка в полиэтнической среде. Возникает противоречие между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку выпускником российской школы и реальным уровнем знания языка учащимися, для которых русский язык родным не является. В данной работе анализируются причины возникновения данной проблемы, пути и способы работы по ее преодолению на уроках русского языка.
Педагогика общеобразовательной школы
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Имя прилагательное как часть речи и особенности его употребления»
Культурология и искусствоведение
Лисицына Татьяна Борисовна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» , Московская обл
«Фразеологические единицы русского языка со значением внешней характеристики человека»
В статье рассматриваются фразеологические единицы русского языка со значением внешней характеристики человека. Внимание акцентируется на устойчивых оборотах, оценивающих в том или ином плане внешность человека или какие-либо черты, связанные с её характеристиками. Фактический материал взят из «Фразеологического словаря русского языка» и сборника В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» Новизна определяется характером наблюдений над спецификой анализируемых фразеологизмов, а теоретическая значимость заключается в выводах и обобщениях, сделанных в результате наблюдений над фактическим материалом.
Педагогика
Тургинекова Лилия Халялаевна , преподаватель
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ
«Особенности формирования связной монологической речи у младших школьников»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Линь Шуйжань , магистрант
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Фразеологические единицы с зоонимами в русском и китайском языках»
В статье рассматривается понятие «код», затрагивается тема классификации лингвокультурных кодов со множеством их форм, одной из которых являются зоонимы. Они отражают видение человеком животного мира. Отмечается, что в каждом обществе существуют особые представления о животных, отразившиеся в культурных кодах. Фразеологизмы в данной работе рассматривается как важнейшее средство выражения кодов.
Институт международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Перевод имен собственных на русский язык (на материале романа 吴承恩У Чэн-эня «Путешествие на Запад»)»
В данной статье на материале классического романа китайской литературы рассмотрены различные способы перевода безэквивалентных слов. Показаны достоинства и недостатки перевода китайских имен собственных на русский язык посредством транслитерации, адаптации, описания, создания новых слов. Результаты исследования могут быть полезны для лингвистов и переводчиков, работающих с китайским языком.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого» , Новгородская обл
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в современных учебниках для начальной школы»
Статья раскрывает понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», формирование которых ФГОС начального общего образования выделяет ведущим направлением в начальной школе. Автором проанализированы несколько учебных пособий с точки зрения формирования коммуникативной компетенции младших школьников и выявление их специфики, рассмотрены отдельные задания, представлена специфика проектной части каждого предмета, влияющая на развитие коммуникативных умений. Рассматривается парадигма включения в обучение заданий, направленных на бесконфликтное взаимодействие.
Медведева Зоя Николаевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №183» , Чувашская Республика - Чувашия
«Информационно-коммуникационные технологии при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста грамоте. Рассматриваются положительные и отрицательные моменты использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по обучению грамоте. Кроме того, конкретно рассмотрены цели применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении в процессе обучения грамоте в дошкольном учреждении. Отмечена важность применения презентаций на занятиях грамоте.
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» , Иркутская обл
Кислицин Сергей Александрович , учащийся
МАОУ «СОШ №69» , Иркутская обл
«Судьба рунглиша в смене тренда глобализации»
В статье рассматривается понятие рунглиш, указывается его место в современной коммуникации, уточняется значение понятия рунглиш. Авторы показывают, что рунглиш является продуктом глобализации. Далее в статье представлены мнения экспертов о смене тренда глобализации и о возможных языковых изменениях. Цель статьи – рассмотреть возможное состояние контактных языков на примере рунглиша. Материал исследования составили примеры из Национального корпуса русского языка.
Коррекционная педагогика
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» , Саха /Якутия/ Респ
«Из опыта работы со студентами ОВЗ на уроках русского языка и литературы»
Педагогика
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл
«Использование разнообразных методов контроля как средства активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»
МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» , Татарстан Респ