Список публикаций по ключевому слову: «русский язык»


Педагогика

Дата публикации: 28.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Николаева Надежда Ивановна , учитель
МБОУ «СОШ №12» , Чувашская Республика - Чувашия

«Творческое задание «Ожившие фразеологизмы в стихах и картинках»»

Скачать статью

В статье представлена разработка творческого задания и конкретные результаты. Отмечается, что в языке отражается вся жизнь народа, его история, обычаи. В настоящее время в мире существует около пяти тысяч языков, но одним из самых богатых, колоритных и образных является русский. Драгоценными нитями языкового полотна можно считать фразеологизмы или «крылатые» слова.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 07.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Николаева Галина Ивановна , учитель
МБОУ «Кильдюшевская СОШ Яльчикского муниципального округа» , Чувашская Республика - Чувашия

«Информационные технологии на уроках русского языка»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу применения информационных технологий на уроках русского языка. Сделан вывод: использование ИКТ на уроках русского языка при работе с текстом помогает разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Дата публикации: 09.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гайнуллина Айсылу Миневагизовна , учитель
МБОУ «Урмаевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В последние годы наблюдается активное внедрение современных технологий в образовательный процесс, что особенно актуально для уроков русского языка и литературы. Использование цифровых инструментов и инновационных методов обучения позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и улучшить качество усвоения материала. В статье рассматриваются различные современные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, их преимущества и недостатки, а также примеры успешной практики. Особое внимание уделяется таким методам, как проектная деятельность, использование интерактивных платформ и мультимедийных ресурсов.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 06.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Петрова Евгения Васильевна , учитель
МБОУ «Юськасинская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями»

Скачать статью

Статья посвящена теме слитного и раздельного написания не с причастиями и деепричастиями. Приведены практические задания для закрепления.

Дата публикации: 06.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Черекова Гелсиня Зайдулловна , учитель
МБОУ «Долгоостровская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости»

Скачать статью

В статье описаны методы и приемы для формирования орфографической зоркости школьников на уроках русского языка в школе.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 06.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Андреева Татьяна Юрьевна , учитель
МБОУ «Кармамейская ООШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Современные тенденции в русском языке: сленг и неологизмы»

Скачать статью

В статье рассматриваются современные тенденции в русском языке, с акцентом на сленг и неологизмы, которые активно формируются и развиваются в условиях глобализации и цифровизации. Автор анализирует влияние социальных сетей, молодежной культуры и новых технологий на языковую практику, подчеркивая, как сленговые выражения и неологизмы становятся важными инструментами самовыражения и идентификации различных социальных групп. В статье также обсуждаются примеры популярных слов и фраз, их происхождение и место в современном языке. Особое внимание уделяется роли медиа и интернета в распространении новых языковых форм, а также возможным последствиям для литературного языка и культурной идентичности. Заключение статьи подчеркивает необходимость осознания и изучения этих изменений как важного аспекта современного языкового процесса.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Портнова Светлана Васильевна , бакалавр , учитель
МБОУ «Батыревская СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия

«Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье рассматриваются возможности применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей для модернизации и повышения эффективности обучения русскому языку и литературе. Описаны конкретные инструменты и методы использования ИИ для создания учебных материалов, интерактивных заданий, персонализации обучения и развития творческого потенциала школьников. Особое внимание уделяется методическим идеям, позволяющим сделать домашние задания более интересными и разнообразными, а также роли ИИ как помощника учителя и ученика.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 23.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: -29 (Всего: 2)
Алексеева Людмила Павловна , учитель
МБОУ «Комсомольская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия

«План урока развития речи: сочинение-рассуждение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»»

Скачать статью

В статье представлена разработка урока по развитию речи учащихся. Автор статьи использует работу над написанием сочинения-рассуждения по картине известного художника для развития устной и письменной речи. В ходе урока учащиеся закрепляют уже полученные знания и работают над написанием собственного сочинения по заданной теме, что способствует развитию навыков выстраивания логичного высказывания как в письменном, так и устном виде.

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иванюта Елена Юриевна , методист
МБОУ «Гимназия №3» , Астраханская обл
Мурзагалиева Гульнара Махсатовна , учитель
МБОУ «СОШ №37» , Астраханская обл
Кабдрахимова Аделя Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №51» , Астраханская обл

«Повышение языковой культуры на уроках русского языка в школе»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы повышения уровня языковой культуры учащихся на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Анализируются современные методики и подходы, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, обогащение их лексического запаса и формирование грамотного письма. Особое внимание уделено роли учителя в организации образовательного процесса, созданию условий для активного вовлечения учеников в изучение родного языка. Статья представляет интерес для педагогов-русистов, методистов и исследователей, занимающихся проблемами совершенствования преподавания русского языка в современной образовательной среде.

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мурзагалиева Гульнара Махсатовна , учитель
МБОУ «СОШ №37» , Астраханская обл
Кабдрахимова Аделя Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №51» , Астраханская обл

«Развитие познавательных универсальных учебных действий школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Скачать статью

Статья посвящена изучению роли проблемных ситуаций в формировании познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у школьников на уроках русского языка. Актуальность исследования связана с необходимостью модернизации образовательной системы, направленной на подготовку выпускников к самостоятельной работе с большими объемами информации и решению нестандартных задач. Целью работы является выявление эффективных путей повышения качества обучения посредством включения проблемных ситуаций в учебный процесс.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 24.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Журавлева Марина Владимировна , учитель
МБОУ «Гимназия №6» , Чувашская Республика - Чувашия

«Конспект урока на тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение»»

Скачать статью

В статье представлен конспект занятия по русскому языку, посвященный изучению второстепенных членов предложения с акцентом на дополнение. Цель урока – сформировать у учащихся понятие о роли дополнения как важного компонента предложения, развить умение находить и определять дополнения в тексте, а также различать главные и второстепенные члены предложения. В рамках урока используются разнообразные методы: объяснение, практические упражнения и анализ предложений.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 17.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Дмитриева Дарья Алексеевна , учитель
Дмитриева Олеся Витальевна , учитель, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
МБОУ «Нискасинская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Русский язык в эпоху цифровизации: вызовы, трансформации и новые горизонты»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос влияния цифровизации на русский язык, анализируются вызовы и трансформации, с которыми сталкивается язык в эпоху интернета, социальных сетей и искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется изменениям в стилистике, лексике и коммуникационных формах, а также возможностям, которые цифровые технологии открывают для сохранения и популяризации русского языка. В статье предлагаются рекомендации по повышению языковой и цифровой грамотности, а также по активному участию в развитии и адаптации языка к новым условиям.

Дата публикации: 11.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Штехман Елена Александровна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» , Москва г
Мельник Юлия Александровна , канд. филол. наук , доцент
ФГКОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации , Москва г

«Интенсификация обучения РКИ в вузе на современном этапе»

Скачать статью

Статья посвящена актуальным вопросам интенсификации обучения русскому языку как иностранному в вузах. Авторы рассматривают современные тенденции и подходы оптимизации учебного процесса, направленные на повышение эффективности освоения языка иностранными обучающимися, анализируют приемы, позволяющие интенсифицировать обучение РКИ.

Педагогика

Дата публикации: 03.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Каркина Юлия Владимировна , учитель
МАОУ «СОШ №1 им. С.С. Алексеева» , Свердловская обл

«Использование настольной игры в обучении русскому языку»

Скачать статью

В статье рассматривается настольная игра как разновидность игровой технологии, способствующей более качественному обучению русскому языку в 5 классе. Основная часть игры – презентация разработанной настольной игры «Дай подумать!», основанной на загадывании слова определенным способом. Предложены правила игры, игровое поле и пример карточек. Данная игра была апробирована учащимися 5-х классов и получила высокую оценку среди них. Кроме того, экспериментальные тесты показали, что игра стала отличным способом закрепления материала.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 03.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Недобойко Ирина Олеговна , учитель
Манжосова Инна Владимировна , учитель
Клестова Ирина Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №40» , Белгородская обл

«Использование нейросети (ИИ) на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье рассматривается применение нейросетей как инновационного инструмента для улучшения образовательного процесса. Авторы описывают различные направления использования нейросетей на уроках русского языка и литературы. Подчёркивается, что использование нейросетей позволяет сделать обучение более современным, интерактивным и персонализированным, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у обучающихся.

Педагогика

Дата публикации: 27.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бескоровайная Дарья Павловна , бакалавр , учитель
Илюк Ангелина Богдановна , бакалавр , учитель
МОУ «Пролетарская СОШ №2» , Белгородская обл

«Интерактивные методы обучения русскому языку как средство повышения учебной мотивации и активизации познавательной деятельности»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема снижения интереса к изучению русского языка у современных школьников. Предлагается обзор интерактивных методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности и повышению мотивации учащихся. Обосновывается целесообразность применения интерактивных технологий на уроках русского языка, приводятся примеры конкретных методик и описывается их практическая реализация. Особое внимание уделяется роли учителя в создании благоприятной образовательной среды и организации эффективного взаимодействия между учениками.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 26.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Хади Нахля Джавад , канд. филол. наук, доцент , преподаватель
Багдадский государственный университет , Ирак

«Динамика общественно-политической лексики и новые аспекты её формирования (на примере русского и арабского языков)»

Скачать статью

Статья посвящена разграничению понятия политического термина, политической лексики, общественно- политической лексики с их подгруппами, определению процессов и явлений, связанных со стадиями лексико- семантической динамики общественно-политической лексики в русском и арабском языках, рассмотрению исторического аспекта, как необходимый компонент в установлении идентичности обновления лексики данного разряда. Выявлению роли экстралингвистических факторов в лексико-семантической динамике названного разделе языка

Педагогика

Дата публикации: 14.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Маклеева Елена Александровна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Развитие письменной речи у иностранных студентов-филологов (на примере темы «Путешествие в космос»)»

Скачать статью

В статье рассматриваются возможности организации подготовительной работы при обучении написанию сочинения студентов-иностранцев. Актуальность данной темы обусловлена тем, что, во-первых, письмо как продуктивный вид речевой деятельности может вызывать трудности у обучающихся, изучающих русский язык как иностранный, во-вторых, имеющиеся учебники и учебные пособия не всегда соответствуют программе конкретной учебной организации, в результате чего преподавателю может быть необходимо полностью самостоятельно разрабатывать материалы для занятий. На примере работы над темой «Путешествие в космос» в статье показано, как можно организовать подготовку к написанию сочинения, используя различные методы (план-схема, вопросный план, иллюстрации).

Дата публикации: 13.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Аксёнова Виктория Валерьевна , магистр , учитель
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл

«Выработка культуры речевого поведения у младших школьников в учебно-методических пособиях»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу формирования речевой культуры речи у младших дошкольников. Автором отмечено, что развитие литературной речи помогает детям усваивать нормы устной речи, обеспечивает их литературное развитие.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 10.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Логоша Лилия Николаевна , учитель
МБОУ «Волоконовская СОШ №2 им. Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко» , Белгородская обл

«Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка»

Скачать статью

В статье рассматриваются эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе учитель русского языка в условиях реализации ФГОС. Автором отмечено, что в своей практической деятельности языковедам необходимо использовать элементы технологий деятельностного типа.

Дата публикации: 03.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Маклеева Елена Александровна , канд. филол. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Работа с личными именами на занятиях по русскому языку как иностранному (на материале рассказа В.Г. Лидина «Гнездо»)»

Скачать статью

В статье рассматривается роль анализа личных имён при работе с художественным текстом в иностранной аудитории. Актуальность темы обусловлена тем, что использование различных форм русского имени вызывает затруднения у иностранных обучающихся даже на продвинутом этапе обучения. На примере рассказа В.Г. Лидина «Гнездо» показано, как с помощью использования различных вариантов имени (полная форма, уменьшительная форма, уменьшительно-ласкательная форма) автор может передавать отношения между героями произведения и показывать изменение этих отношений.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 24.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Белоусова Светлана Николаевна , учитель
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина , Самарская обл

«Изучение русского языка и литературы в поликультурной среде»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы методики и технологии преподавания русского языка и литературы в поликультурной среде. Данные приемы важны в гармонизации межличностных отношений и межкультурных отношений в современном обществе. Также представлен опыт работы автора не только в обучении русскому языку и литературе учащихся разных национальностей, но и в работе классного руководителя.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 14.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мухаметянова Гульчехра Давроновна , учитель
МБОУ «СОШ п. Победа» , Татарстан Респ

«Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

Статья посвящена вопросам развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Описываются различные формы и методы, которые способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, формированию их креативного мышления и самостоятельности. Автором рассматриваются подходы, позволяющие создать атмосферу, способствующую творческому самовыражению школьников, и показано, как использование разнообразных методов может значительно повысить интерес к предмету и развить навыки анализа и критического мышления.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 04.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Иванова Кристина Робертовна , учитель
МБОУ «Турмышская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования на уроках русского языка»

Скачать статью

Статья рассматривает роль инновационных технологий в процессе обучения русскому языку, подчеркивая их значимость для повышения качества образования. Автор делятся опытом внедрения таких технологий, как мультимедийные ресурсы и интерактивные доски, в учебный процесс. В исследовании выделяются ключевые аспекты применения цифровых инструментов, которые способствуют активному вовлечению учащихся и индивидуализации обучения. Примеры, такие как использование платформы «Kahoot!» для викторин и организации виртуальных классов, демонстрируют, как технологии могут оживить уроки и улучшить взаимодействие между учениками и преподавателем. Автор обоснованно утверждает, что интеграция инновационных технологий не только делает обучение более интересным и доступным, но и развивает критическое мышление и самостоятельность учащихся. Заключение статьи акцентирует внимание на важности адаптации технологий к специфическим потребностям учеников и формирования благоприятной образовательной среды для их успешного обучения.

Педагогика

Дата публикации: 18.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Савин Константин Сергеевич , канд. экон. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Москва г

«Интеграция языковой и предметной подготовки при обучении экономике китайских студентов на начальном этапе изучения русского языка»

Скачать статью

В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты интегрированного обучения китайских студентов экономическим дисциплинам на начальном этапе изучения русского языка. На основе анализа научно-методической литературы и практического опыта преподавания в Институте русского языка и культуры МГУ исследуются особенности организации учебного процесса с учетом лингвистических и культурологических факторов. Автором выявлены ключевые проблемы в освоении экономической терминологии и профессиональной коммуникации китайскими студентами. Предложены методические рекомендации по адаптации учебных материалов, разработке системы упражнений и организации контроля знаний с учетом когнитивных особенностей целевой аудитории.