Список публикаций по ключевому слову: «русский язык»


Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 09.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иевлева Валерия Александровна , студентка
Перова Светлана Вячеславовна , канд. филол. наук, доцент , преподаватель
Белорусский государственный университет , Беларусь

«К вопросу о номинациях верхней одежды в русском языке в XV-XXI вв»

Скачать статью

В статье предпринята попытка описать номинации верхней одежды русского языка в диахроническом аспекте. Определен состав лексики в пределах темы «Верхняя одежда» русского языка в период XV – XXI вв. Рассмотрено функционирование этих номинаций в современном языке. Выполнено исследование лингвистической и экстралингвистической сущности номинаций, установлено влияние национально-культурных, прагматических, исторических и других факторов на их возникновение.

Система образования

Дата публикации: 17.01.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Носкова Наталья Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №6» , Астраханская обл

«Словарная работа на уроках русского языка»

Скачать статью

В статье поднимается тема проведения словарной работы на уроке. Автором перечислены различные виды диктантов на запоминание и выработку правописания, представлена методика запоминания словарных слов.

Педагогика

Дата публикации: 11.09.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Атнагулова Алия Дамировна , преподаватель
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ

«Выработка орфографических навыков обучающихся на занятиях по русскому языку в деловой документации и культуре речи в рамках программ профессиональной подготовки»

Скачать статью

В статье речь идет о формировании орфографической грамотности слушателей на занятиях по русскому языку в деловой документации и культуре в рамках освоения ими основных программ профессиональной подготовки. Автор дает перечисление наиболее частых орфографических ошибок сотрудников органов внутренних дел и рекомендации по их предупреждению и исправлению.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 14.12.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Лю Ян , канд. пед. наук , доцент
Цзянсуский педагогический университет , Китайская Народная Республика

«Лексика как система: основные подходы к её описанию в учебных целях»

Скачать статью

В статье рассматривается лингвокультурологический подход в обучении русскому языку. Автор акцентирует внимание на необходимости комбинации различных методов ее описания, что обусловлено объективными свойствами лексико-семантической системы языка.

Тема номера

Дата публикации: 16.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Хади Нахля Джавад , канд. филол. наук , доцент, преподаватель
Багдадский государственный университет , Ирак

«Семантика цветообозначения в названиях арабских и русских литературных произведений»

Скачать статью

В статье рассматриваются связи между культурными символическими значениями цвета и цветообозначениями в заглавиях арабских и русских литературных произведений. Автором анализируются закономерности функционирования цветообозначений в названиях этих литературных текстах и их роль в понимании идейного замысла данных произведений.

Педагогика

Дата публикации: 31.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ахмерова Гульсина Раучатовна , учитель
МБОУ «СОШ №48 с УИОП» , Татарстан Респ

«Обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос об использовании компьютерных технологий в образовании и благодаря им значительное упрощение жизни учителей. Автор описывает специальные программы для обучения, образовательное программное обеспечение и веб-сайты, которые помогают объединить базовые знания, расширить кругозор учащихся, способы использования программы PowerPoint для создания презентаций. Подчеркивается важность визуализации и использование мультимедийных презентаций для лучшего запоминания и понимания учебного материала.

Филология

Дата публикации: 29.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Джасим Муна Ареф , канд. филол. наук , преподаватель
Багдадский государственный университет , Ирак

«Словари лингвистических терминов и лингвистические энциклопедии»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы лексикографии – раздела языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей. Первой важной проблемой науки автор считает необходимость собрать и проанализировать всю лексику языка, выявить и описать лексические единицы. Отмечается, что одной из функций лексикографии является составление словарей и что не вся лексика не может поместиться в одном словаре, поэтому автор описывает различные их типы.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 13.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Магомедова Патимат Сайпилавовна , канд. филол. наук , учитель
МБОУ «СШ №7» , Ямало-Ненецкий АО

«Преподавание русского языка в классе с детьми-инофонами: основные проблемы и способы их преодоления»

Скачать статью

В статье речь идёт о том, что в связи с увеличением числа обучающихся, для которых русский язык является неродным, система российского школьного образования столкнулась с проблемой преподавания русского языка в полиэтнической среде. Возникает противоречие между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку выпускником российской школы и реальным уровнем знания языка учащимися, для которых русский язык родным не является. В данной работе анализируются причины возникновения данной проблемы, пути и способы работы по ее преодолению на уроках русского языка.

Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 07.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Аксёнова Виктория Валерьевна , учитель
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл

«Имя прилагательное как часть речи и особенности его употребления»

Скачать статью

В статье рассматривается тема выявления особенностей совершенствования речевой культуры младших школьников при изучении имени прилагательного.

Культурология и искусствоведение

Дата публикации: 23.05.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Коржанова Алла Александровна , канд. культурологии , доцент
Лисицына Татьяна Борисовна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» , Московская обл

«Фразеологические единицы русского языка со значением внешней характеристики человека»

Скачать статью

В статье рассматриваются фразеологические единицы русского языка со значением внешней характеристики человека. Внимание акцентируется на устойчивых оборотах, оценивающих в том или ином плане внешность человека или какие-либо черты, связанные с её характеристиками. Фактический материал взят из «Фразеологического словаря русского языка» и сборника В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» Новизна определяется характером наблюдений над спецификой анализируемых фразеологизмов, а теоретическая значимость заключается в выводах и обобщениях, сделанных в результате наблюдений над фактическим материалом.

Педагогика

Дата публикации: 30.05.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чустеева Алла Владимировна , студентка
Тургинекова Лилия Халялаевна , преподаватель
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» , Хакасия Респ

«Особенности формирования связной монологической речи у младших школьников»

Скачать статью

В статье рассматриваются особенности формирования связной монологической речи у младших школьников, раскрывается понятие связной монологической речи, обосновывается актуальность ее формирования.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 11.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бочина Татьяна Геннадьевна , профессор
Линь Шуйжань , магистрант
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Фразеологические единицы с зоонимами в русском и китайском языках»

Скачать статью

В статье рассматривается понятие «код», затрагивается тема классификации лингвокультурных кодов со множеством их форм, одной из которых являются зоонимы. Они отражают видение человеком животного мира. Отмечается, что в каждом обществе существуют особые представления о животных, отразившиеся в культурных кодах. Фразеологизмы в данной работе рассматривается как важнейшее средство выражения кодов.

Дата публикации: 11.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 1)
Фуатэ Айминтай , магистрант
Институт международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Перевод имен собственных на русский язык (на материале романа 吴承恩У Чэн-эня «Путешествие на Запад»)»

Скачать статью

В данной статье на материале классического романа китайской литературы рассмотрены различные способы перевода безэквивалентных слов. Показаны достоинства и недостатки перевода китайских имен собственных на русский язык посредством транслитерации, адаптации, описания, создания новых слов. Результаты исследования могут быть полезны для лингвистов и переводчиков, работающих с китайским языком.

Педагогика

Дата публикации: 28.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Александрова Светлана Сергеевна , студентка
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого» , Новгородская обл

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в современных учебниках для начальной школы»

Скачать статью

Статья раскрывает понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», формирование которых ФГОС начального общего образования выделяет ведущим направлением в начальной школе. Автором проанализированы несколько учебных пособий с точки зрения формирования коммуникативной компетенции младших школьников и выявление их специфики, рассмотрены отдельные задания, представлена специфика проектной части каждого предмета, влияющая на развитие коммуникативных умений. Рассматривается парадигма включения в обучение заданий, направленных на бесконфликтное взаимодействие.

Дата публикации: 27.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ильина Ирина Васильевна , воспитатель
Медведева Зоя Николаевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №183» , Чувашская Республика - Чувашия

«Информационно-коммуникационные технологии при обучении грамоте детей дошкольного возраста»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста грамоте. Рассматриваются положительные и отрицательные моменты использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по обучению грамоте. Кроме того, конкретно рассмотрены цели применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении в процессе обучения грамоте в дошкольном учреждении. Отмечена важность применения презентаций на занятиях грамоте.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 15.02.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Кириллов Ярослав Валерьевич , студент
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» , Иркутская обл
Кислицин Сергей Александрович , учащийся
МАОУ «СОШ №69» , Иркутская обл

«Судьба рунглиша в смене тренда глобализации»

Скачать статью

В статье рассматривается понятие рунглиш, указывается его место в современной коммуникации, уточняется значение понятия рунглиш. Авторы показывают, что рунглиш является продуктом глобализации. Далее в статье представлены мнения экспертов о смене тренда глобализации и о возможных языковых изменениях. Цель статьи – рассмотреть возможное состояние контактных языков на примере рунглиша. Материал исследования составили примеры из Национального корпуса русского языка.

Коррекционная педагогика

Дата публикации: 17.05.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Макарова Татьяна Алексеевна , соискатель , преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» , Саха /Якутия/ Респ

«Из опыта работы со студентами ОВЗ на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

Статья посвящена описанию опыта работы со студентами ОВЗ на уроках русского языка и литературы.

Педагогика

Дата публикации: 12.01.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иванова Елена Александровна , учитель
Сосновская СОШ , Кемеровская обл

«Использование разнообразных методов контроля как средства активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос организации контроля как средства активизации познавательной деятельности. Автор полагает, что эффективность контроля знаний учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок, выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.

Дата публикации: 14.09.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Дмитриева Юлия Юрьевна , учитель
МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» , Татарстан Респ

«Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»»

Скачать статью

В статье представлена разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

Дата публикации: 14.09.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Копонева Надежда Сергеевна , учитель
МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа – Д/С» , Татарстан Респ

«Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Число и род имён прилагательных»»

Скачать статью

В статье описаны цели, задачи, планируемые предметные результаты и ход урока по русскому языку в 4 классе на тему «Число и род имен прилагательных».

Дата публикации: 09.09.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Дмитриева Юлия Юрьевна , учитель
МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» , Татарстан Респ

«Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Словосочетание»»

Скачать статью

В данной работе автором представлен разработка урока по русскому языку. Описаны цели, задачи и сам процесс урока.

Дата публикации: 30.08.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Горбунова Алевтина Юрьевна , воспитатель
Габдрахманова Эльмира Ринатовна , учитель
МБОУ «Многопрофильная школа №181» , Татарстан Респ
Михайлова Татьяна Николаевна , учитель
МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова» , Татарстан Респ

«Работа над предложением в первом классе»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос о необходимости работы над предложением в 1 классе. Приводятся примеры работы, используемые на уроках, внеурочных занятиях, а также во внеклассной работе для активизации деятельности учащихся.

Дата публикации: 21.06.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мельник Алёна Олеговна , учитель
Бухалина Нелли Михайловна , учитель
Тетеркина Светлана Павловна , учитель
Журавлева Елена Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №36» , Белгородская обл

«Особенности применения дидактических игр в процессе обучения на уроках русского языка»

Скачать статью

В данной работе рассматривается использование дидактических игр в процессе обучения на уроках русского языка.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 07.06.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бакирова Лена Рифхатовна , канд. филол. наук , доцент
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ

«Учебные речевые ситуации на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере профессионального общения юристов)»

Скачать статью

В статье на примере профессиональной коммуникации юристов рассматриваются основные этапы работы над учебными речевыми ситуациями, направленными на развитие диалогической речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Среди них выделяются: знакомство с новой лексикой, работа над речевыми образцами, презентация учебной речевой ситуации, работа с учебными речевыми ситуациями.

Педагогика

Дата публикации: 03.03.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мергенбаева Салтанат Рапыковна , преподаватель
Зикирова Шайгуль Камаловна , преподаватель
Хамидова Шахноза Баймурзаевна , преподаватель
Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт Баткенский государственный университет , Кыргызстан

«Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка»

Скачать статью

Процесс формирования мотивационной сферы деятельности школьника управляем, и у каждого ученика можно развить положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы усиливать мотивы, подталкивающие ребенка к учебному процессу. Поэтому актуальна задача формирования полноценной учебной мотивации, необходима целенаправленная, специально организованная работа.