List of publications on a keyword: «культурология»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Kseniia V. Karabinerova
Omsk State Pedagogical University , Омская обл
«Formirovanie sotsiokul'turnoi kompetentnosti obuchaiushchikhsia pri izuchenii toponimicheskoi spetsifiki iazykovoi sistemy»
Статья посвящена описанию специфики топонимической системы Соединенных Штатов Америки как одного из ключевых компонентов в формировании картины мира обучающихся при изучении английского языка. Отличительной чертой топонимов США является большое количество заимствованной лексики. В работе они рассмотрены на примере гидронимов, оронимов и ойконимов. Лингвокультурологические исследования позволяют определить этимологические характеристики топонимов США в соответствии с историческими особенностями становления системы в соответствии с культурой коренных народов, проживающих на территории до колонизации континента, и переселенцев. Данная статья может быть использована студентами языковых специальностей при изучении лингвострановедческих особенностей становления языка, его этимологии, а также культуры и истории США, что способствует формированию и становлению социокультурной компетентности.
Культурология и искусствоведение
FSBEI of HE "Nizhnevartovsk State University" , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Art as a Cultural Text»
Филология и лингвистика
MBOU "Starovichugskaia SOSh im. G.V. Pisareva" , Ивановская обл
«Lingvisticheskoe issledovanie v rabote s odarennymi det'mi»
Образовательная среда высшего учебного заведения
Anetta V. Berngardt
FSBEI of HE "Yaroslavl State Medical University of Healthcare Ministry of Russia" , Ярославская обл
«Otrazhenie lingvokul'turnykh osobennostei nemetskogo iumora v vystupleniiakh berlinskikh komikov»
Выступления берлинских комиков представляют особый интерес, так как в центре исследования оказывается дискурс юмористического монолога. В данной статье анализируется роль коммуникативной личности в процессе креативного смыслопорождения, а также лингвокультурные концепты, на основе которых строятся юмористические монологи берлинских комиков.
FSBEI of HE "Kuban State Technological University" , Краснодарский край
«Russkie skazki na urokakh RKI: kliuchevye cherty russkoi natsional'noi lichnosti»
Филология и лингвистика
FSEI of HE "Orenburg State Pedagogical University" , Оренбургская обл
«Концепт «дружба» в философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»»
MBOU "SKOSh 36 III-IV vidov" , Челябинская обл
«Репрезентация концепта «Любовь» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»»
Данная работа выполнена в русле исследований в области лингвокультурологии и посвящена анализу концепта «любовь» в индивидуально-авторском представлении – в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что в репрезентации данного концепта в романе нашло отражение мировоззрение Л.Н. Толстого, для которого идеалы семьи, взаимоотношения между родными, любящими людьми всегда являлись эталоном высокой нравственности. Любовь в понимании Л.Н. Толстого преобразует человека, воздействует на его характер и психику, формирует смысл жизни.
Культурология и искусствоведение
MBU DO PGO "TsRT im. N.E. Bobrovoi" , Свердловская обл
«Quality assessment of the educational process in the format of culturological expertise»
The article presents the developed methodology for carrying out cultural expertise. The purpose of the expertise is defined as the establishment of the quality of the cultural component in the substantive and technological components of the educational process. The culturological approach as a methodological basis for culturological expertise is considered in three aspects.
Филология и лингвистика
Kermen A. Dzhushkhinova , candidate of philological sciences
FSBEI of HE "Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov" , Калмыкия Респ
«The specificity of precedent names in the newspaper headlines (based on the English and Russian languages)»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Kermen A. Dzhushkhinova , candidate of philological sciences
FSBEI of HE "Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov" , Калмыкия Респ
«Прецедентность газетных заголовков (на материале англо- и русскоязычной прессы)»
FSBEI of HE «Chelyabinsk State University» , Челябинская обл
«Лингвокультурные аспекты понимания текста»
Филология и лингвистика
FSBEI of HE «Chelyabinsk State University» , Челябинская обл
«Специфика реализации концепта «тревожность» во французском газетно-публицистическом тексте»
Филология
Institute of Foreign Languages and Literature, Beijing Normal University , The People's Republic of China
«Application of the theory of lacunae in intercultural communication»
This article details with the historical, daily, numerological, religious and geographical aspects of lacunae formation. With the help of diachronic analysis, the characteristics of Russia and China’s national consciousness have been revealed. It is established that national traditions and mentality are best traced in literature works and oral folklore. Classical mythological characters, which are recognized by different peoples, also serve as one of the leading roles in the formation of reader’s consciousness. Therefore, these mythological characters can be used as a connecting means of interlingual communication.
Филологические науки
Alexander S. Aleynik
FSAEI of HE "Belgorod State National Research University" , Белгородская обл
«Nature lexis as a representation of regiolect»
The article presents the findings obtained by the author in the course of natural language analysis, operating in the Belgorod says. lingual and culturological description of this language has revealed regional features inherent to a fragment of linguistic reality, which is represented by the specified lexical tokens.
FSBEI of HE "Kabardino-Balkarian State University" , Кабардино-Балкарская Респ
«Языковая картина мира как объект лингвокультурологии»
NCEI of HPE "St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences" , Санкт-Петербург г
«Понятийный и образный компоненты концепта «PUB» в сетевом англоязычном дискурсе»
Педагогика
MBOU "Obrazovatel'nyi kompleks "Oziorki" otdelenie doshkol'nogo obrazovaniia Oziorskii D/S "Rucheiok" , Белгородская обл
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной культуре»
Коррекционная педагогика, дефектология
FSBEI of HE "Kalashnikov Izhevsk State Technical University" , Удмуртская Респ
«Материалы к лекции и семинару по теме «Русская риторика, наследие культуры Византии» инклюзивного междисциплинарного курса «Русский язык и культура речи» (тезисы)»
Приведенный в данной статье тезисный план лекции артикулирует взаимосвязь между лингвистикой, культурологией и философией. Автором отражена проблема преемственности русской и византийской культур. Материалы семинарского занятия структурированы согласно инклюзивной Карте индивидуального маршрута изучения русского языка. Результаты исследования, кратко изложенные в этой статье, могут быть применены в обучении слабослышащих студентов в университете.
Филологические науки
Iuliia P. Bolotina , candidate of philological sciences
Волховский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» , Ленинградская обл
«Типология антипословиц в английском языке»
В данной статье обосновывается необходимость исследования антипословиц английского языка. С помощью концептов, заложенных в антипословицах, можно изучать языковую картину мира, классифицируя их согласно тематике; также освещаются результаты классификации антипословиц английского языка по способу образования.
Tatiana N. Galinskaia , candidate of pedagogic sciences
FSEI of HE "Orenburg State Pedagogical University" , Оренбургская обл
«Менталитет французов как объект лингвистического исследования»
В данной статье рассматривается менталитет французов как объект лингвистического исследования. В работе проводится краткий обзор публикаций, исследующих языковую и концептуальную картины мира французов. Авторы приводят перечень уже описанных концептов, позволяющих понять суть французского естества, и выявляют тенденцию к изучению данного вопроса на основе лингвистического материала.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Leisan K. Shaiakhmetova , candidate of philological sciences
Institute of Philology and Intercultural Communication FSAEI of HE "Kazan (Volga Region) Federal University" , Татарстан Респ
«Коннотационный компонент лексемы «туй» («свадьба») в татарской лингвокультуре»
Лингвокультурологическое описание языка является одним из наиболее активно развивающихся направлений языкознания, в русле которого выполнена данная работа. Актуальность данной работы объясняется тем, что она направлена на углубление представлений о понятии туй (свадьба) татарского народа. Авторами, на материале результатов свободного ассоциативного эксперимента, выявляется коннотационный компонент лексемы туй, который позволяет отражать иерархию ценностей носителей татарской лингвокультуры.
Филология и лингвистика
FGBOU VO "Pskovskii gosudarstvennyi universitet" , Псковская обл
«Лингвокультурологический аспект репрезентации устойчивых сравнений иностранным студентам»
Педагогика
FSBEI of HE "Kalashnikov Izhevsk State Technical University" , Удмуртская Респ
«Творчество в словесном пространстве: практический аспект (смысловые алгоритмы как метод инклюзивного обучения в вузе)»
Педагогика высшей профессиональной школы
FSAEI of HE «National Nuclear Research University MEPhI» , Москва г
«Проблема поликультурного воспитания студентов в курсе «Культурология»»
В данной статье рассматриваются важные проблемы поликультурного воспитания студентов в процессе преподавания культурологии. Автором уточняется смысл понятия «поликультурность». Исследуются особенности воспитательной работы в процессе лекционных и семинарских занятий. Приводятся примеры подобной работы из педагогического опыта автора
FSBEI of HE "Samara State University of Social Sciences and Education" , Самарская обл
«Теоретические основы творческого развития личности в процессе естественнонаучного образования»
В статье представлено теоретическое обоснование необходимости и важности культурологического подхода в процессе подготовки студентов по дисциплине «Естественнонаучная картина мира». Культурологический подход позволяет использовать разнообразные методы и средства обучения и способствует творческому развитию личности учащегося.