List of publications on a keyword: «концепт»
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
MBOU "SOSh 38" , Чувашская Республика - Чувашия
«Issledovanie reprezentatsii giperkontsepta "artefakt" v muzykal'noi kul'ture russkogo naroda»
В статье рассматривается проблема репрезентаций гиперконцепта «артефакт» в рамках русской музыкальной культуры. Автор статьи обращает внимание на ключевые аспекты, определяющие значение музыкальных артефактов, таких как народные инструменты, песенные формы и исполнительские традиции, которые формируют основу самобытности русской музыкальной культуры. Исследование позволяет выявить, каким образом музыкальные артефакты влияют на сохранение этнического сознания, передачу культурного опыта и развитие национальной идентичности.
Исследования в образовании и образовательные практики
MAOU "Litsei 4" g. Cheboksary , Чувашская Республика - Чувашия
«Metodicheskaia razrabotka v ramkakh deiatel'nosti po nastavnichestvu na temu: "Rabota s tekstom na osnove tekhnologii produktivnogo chteniia na urokakh literatury v starshikh klassakh»
В статье рассматривается технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, как современный метод, позволяющий развить читательские компетенции обучающихся в условиях информационного изобилия. Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС, устанавливающих осознанное чтение как результат обучения. Автор выделяет основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся. Продуктивное чтение позволяет учащимся развивать навыки анализа и интерпретации текстов, извлекая фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию. В статье подробно описаны этапы работы с текстом на уроках литературы в старших классах, включая подготовку к чтению, анализ, комментирование, дискуссии и творческие задания. Автор подчеркивает, что задача учителя состоит не только в передаче знаний, но и в создании условий для самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся. Утверждается, что продуктивное чтение является важнейшим инструментом в формировании не только грамотных, но и думающих читателей, способных к критическому осмыслению текста и глубокому пониманию литературного произведения, что в свою очередь подготавливает их к реальным вызовам в современном обществе.
Педагогика
FSBEI of HE "Voronezh State Pedagogical University" , Воронежская обл
«Ot leksicheskogo k kontseptual'nomu analizu slova»
В статье рассматриваются вопросы анализа слова. Предмет исследования – лексический разбор слова, способствующее более глубокому пониманию языка. Предлагается план обобщающего концептуального анализа, состоящий из семи последовательных этапов. Указаны примеры практического применения методики анализа.
Образовательный процесс в высшем и среднем профессиональном образовании
FGBOU VO "Ul'ianovskii institut grazhdanskoi aviatsii im. Glavnogo marshala aviatsii B.P. Bugaeva" , Ульяновская обл
«Kontseptual'nyi i deiatel'nostnyi podkhod v izuchenii distsipliny "IT v obrazovanii" kursantami instituta grazhdanskoi aviatsii»
В статье рассматриваются концептуальный и деятельностный подходы к изучению дисциплины «Информационные технологии в образовании» в контексте подготовки курсантов институтов гражданской авиации. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью цифровых технологий в авиационном образовании, где сочетание теоретических знаний и практических навыков становится критически важным для формирования профессиональных компетенций. Автор анализирует ключевые аспекты концептуального подхода, включая теоретические основы, нормативно-правовую базу и современные модели обучения. Особое внимание уделено деятельностному подходу, предполагающему применение ИТ в реальных учебных и профессиональных ситуациях: разработке цифровых образовательных ресурсов, использованию специализированных платформ и тренажерных комплексов, моделированию авиационных процессов.
Philology and linguistics
Irina V. Mel'nik
OGAPOU "Alekseevskii kolledzh" , Белгородская обл
«Frazeologicheskie sredstva reprezentatsii miloserdiia (na primere sovremennogo angliiskogo iazyka)»
Филология
Moskovskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet , Москва г
«Conceptual metaphor as the basis for the semantics of perfumery naming»
In this article the author analyzes the most common means of forming the semantics of nominations for perfumery and scents based on a conceptual metaphor. It should be noted that the stylistic coloring of nominations can be different: from neutral to colloquial (slang). Particular attention is paid to nominations related to the representation of the concept “Alcohol” in perfumery. Lexical units of the English and French languages were used in this analysis. The total number of lexical units is 300 units.
Philology and linguistics
MBOU "Gurzufskaia SSh im. A.S. Pushkina" , Крым Респ
«Dar" Vladimira Nabokova: realizatsiia kontsepta "tvorchestvo" v romane»
Система образования
Institut obshchestvennykh nauk i mezhdunarodnykh otnoshenii FGAOU VO "Sevastopol'skii gosudarstvennyi universitet" , Севастополь г
«Educational innovative project "Professional subscriptions for teaching staff»
The transition to a cumulative system of professional development of teaching staff is one of the key factors in the modernization of the Russian education system at the present stage. Monitoring of existing models of accumulative systems, including their regulatory regulation at the level of regional educational systems and educational organizations implementing professional development programs, shows that the reasons for introducing this organizational model are the peculiarities of education development in the conditions of the formation of the information society, the implementation of the National Project "Education", the implementation of the competence model of education, professional standards, the involvement of teachers with basic non-pedagogical (university) education in school. An important circumstance is also the upcoming renewal of the mechanisms for financing educational services related to the allocation of funds for professional development.
Педагогика
GBOU "Shebekinskaia gimnaziia-internat" , Белгородская обл
«Primenenie mental'nykh kart v metode proektov po russkomu iazyku»
Institut obshchestvennykh nauk i mezhdunarodnykh otnoshenii FGAOU VO "Sevastopol'skii gosudarstvennyi universitet" , Севастополь г
«Staffing of educational organizations in the Russian Federation: federal and regional aspects»
Fundamental approach to the study of academic disciplines, fostering respect for the national history, the state language and pedagogical traditions, the personality of the teacher and the child; awareness of the responsibility and importance of Russian education, taking into account advanced ideas and requests of society. The fundamental nature of training in Russian education has always been combined with high requirements for the educational mission of teaching staff.
Филология и лингвистика
МОУ "Гимназия № 7" Г.о.Подольск , Московская обл
«Язык как объективное отражение мировоззрения русских людей»
В статье поднимаются проблемы лингвокультурологического характера. Среди прочего проводится анализ функционирования языка как " зеркала души народа." Подробным образом рассматривается ряд объективных исторических и природных факторов, которые гипотетически могут или могли оказывать влияние на становление национального языка. Исследование осуществляется на трех уровнях: грамматическом, лексическом и фонетическом.
Теория и методика общего образования
Liubov I. Zhigulina
GBOU "Shebekinskaia gimnaziia-internat" , Белгородская обл
«Pedagogika sotrudnichestva v vospitatel'nom protsesse gimnazii-internata»
Статья посвящена такой технологии воспитания, как педагогика сотрудничества, которая также является системой научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. По мнению авторов, одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами-практиками продуктивных педагогических идей педагогики сотрудничества. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.
Педагогика
MAOU "SOSh 112 s uglublennym izucheniem informatiki" , Кемеровская обл
«Sistema priiomov ponimaniia teksta»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
FGBOU VO "Irkutskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet" Minzdrava Rossii , Иркутская обл
«Metaphorical modelling of the heart in medical scientific discourse»
Metaphorical modelling is one way of expressing knowledge in scientific discourse. This article identifies metaphorical models functioning in scientific medical discourse. The metaphorical representation of the heart and its normal physiology is analyzed on the material of physiology and anatomy academic works.
Филология и лингвистика
FGKOU "SOSh 11" , Чеченская Респ
«Osobennosti reprezentatsii kontsepta "Rossiia" v proizvedeniiakh A. Bloka»
В статье анализируются лексемы, репрезентирующие концепт «Россия» в произведениях А. Блока. Актуальность исследования определяется тем, что для русского национального сознания концепт Россия является базовым. Формирование этого концепта протекало одновременно со становлением русской нации, и к XIX в. он занял значимое место в национальной картине мира. Цель исследования – проанализировать языковые репрезентанты концепта «Россия» в поэтических произведениях А. Блока, определить контекстуальное окружение лексем, вербализирующих феминную природу исследуемого концепта. В рамках данного исследования автором был использован описательно-аналитический метод, предусматривающий непосредственное наблюдение анализируемых языковых фактов с последующим обобщением полученных результатов.
Institute of Foreign Philology and Regional Studies of FSAEI of HPE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University" , Саха /Якутия/ Респ
«Methods of scientific research on the work "Concept "Body" in the linguistic picture of the world of Yakuts»
This paper examines methods of scientific research. The aim of the study is to develop methods for further analysis of the concept of "body" in the Yakut language picture of the world. The scientific novelty and theoretical significance of the main study is determined by the study of the concept of the Body in ethnic culture by studying the most ancient kind of folk creativity - epic, its language, attitude to the environment/or attitude towards man, woman, upper and lower world, mythology and rites. The practical significance of the work is the possibility of using the studied material, i.e. methods of research for qualitative analysis of the text, and to give conclusions in the preparation of indicators of folklore motives, in the courses of lectures on folklore of Yakuts and other Turkic people, having a single-crown beginning of the epic story of Olonho.
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
EI "Yanka Kupala Grodno State University" , Belarus
«Zastyvshee mgnovenie kak iskusstvo fotografii»
Педагогика
Institut pedagogiki, psikhologii i sotsial'nykh tekhnologii FGBOU VO "Udmurtskii gosudarstvennyi universitet" , Удмуртская Респ
Vladimir P. Ovechkin , doctor of pedagogic sciences
FSBEI of HE "Udmurt State University" , Удмуртская Респ
«Metodologicheskie osnovy postroeniia sistemy poniatii professional'nogo obrazovaniia»
В статье рассматриваются вопросы профессионального образования. Определены причины неопределенности смыслов и целей профессионального образования. Обозначена необходимость систематизации его понятийного аппарата. Выявлены основные причины, затрудняющие в настоящее время разработку и систематизацию понятийного аппарата профессионального образования. Предложена процедура отбора, систематизации и анализа понятий профессионального образования.
Филология и лингвистика
Tatiana E. Kozlova
MBOU "SOSh 36" , Астраханская обл
«Opredelenie poniatii "gender" i "gendernyi kontsept" i ikh sviaz' s kartinoi mira»
История и политология
FGBOU VO "Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet" , Москва г
«Kontsept "Russkii mir": prichiny poiavleniia i upadka v pervoi chetverti XXI v»
Проблема концепта «Русский мир» сегодня потеряла актуальность и отошла на второй план. Это дает возможность отнестись к проблеме беспристрастно и разобраться в причинах появления и упадка самой идеи. Основой исследования стали методы общенаучного характера, как сравнение, обобщение, анализ, синтез и т. д. Результатами исследования является тезис о том, что основную роль в развитии концепта сыграли экономические, внутреполитические и внешнеполитические проблемы.
Образовательная среда высшего учебного заведения
Anetta V. Berngardt
FGBOU VO IaGMU Minzdrava Rossii , Ярославская обл
«Otrazhenie lingvokul'turnykh osobennostei nemetskogo iumora v vystupleniiakh berlinskikh komikov»
Выступления берлинских комиков представляют особый интерес, так как в центре исследования оказывается дискурс юмористического монолога. В данной статье анализируется роль коммуникативной личности в процессе креативного смыслопорождения, а также лингвокультурные концепты, на основе которых строятся юмористические монологи берлинских комиков.
Филология и лингвистика
Tamara V. Markova
Моргаушская СОШ , Чувашская Республика - Чувашия
«Отражение экологических концептов в стихотворениях Михаила Сеспеля в переводах Петра Хузангая»
Парадигмы современной науки
Khong zhang Nguen , bachelor of pedagogic sciences , Магистрант II курса
FSBEI of HE “Pushkin State Russian Language Institute” , Москва г
«Отражение концепта «глупость» в русских и вьетнамских фразеологизмах, пословицах и поговорках»
The article explores different aspects of the concept «stupidity» presented in Russian and Vietnamese phraseology, proverbs and sayings. Based on the comparative analysis of Russian and Vietnamese stable expressions, united by the concept «stupidity», it is concluded that in most characteristics the understanding of this concept in Russian and Vietnamese coincide. The most important non-matching characteristic of the concept «stupidity» is that Russian linguoculture is characterized by ambivalent understanding of stupidity, in the light of which stupidity can be a phenomenon closely related to cunning, and Vietnamese linguoculture is characterized by a more unambiguous assessment of stupidity.
Искусствоведение и культурология
EI "Yanka Kupala Grodno State University" , Belarus
«Проблема истины в современной фотографии. Объективность и цифровые манипуляции»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Li Nguen khong , магистрант 2 курса
FSBEI of HE “Pushkin State Russian Language Institute” , Москва г
«Frazeologizmy tematicheskoi gruppy "smert'" vo v'etnamskom iazyke»
В статье анализируются фразеологизмы тематической группы «смерть», представленной во вьетнамской фразеологии. Делается вывод о классификации представлений о смерти, характерных для вьетнамской лингвокультуры, по 4 основным тематическим блокам: 1) смерть как дыхание; 2) смерть – сон; 3) жесты, связанные со смертью; 4) места, связанные со смертью. В заключении делается вывод о том, что вьетнамские фразеологизмы отличаются очень сильной степенью наглядности и образности

