List of publications on a keyword: «гражданская идентичность»
Современные технологии в образовании
Svetlana I. Lebedeva
Elena A. Lakizova
MBDOU D/S 29 "Riabinushka" , Белгородская обл
«Деятельностный подход в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»
В статье освещены вопросы гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе деятельностного подхода как наиболее актуального компонента воспитания. Приведены условия достижения положительных результатов, раскрыты традиционные и современные формы работы, освещен аспект взаимодействия с семьей.
Политология
AS RS(Ya) , Саха /Якутия/ Респ
«Etnopoliticheskie protsessy v Respublike Sakha (Iautiia) na rubezhe vekov (KhKh-KhKhI vv.)»
Статья обращает внимание на политические факторы, воздействующие на этническое развитие этноса. Национально-государственный статус может оказаться важнейшим ориентиром в выборе стратегий межэтнического взаимодействия, что и определяет актуальность изучения данного направления. В основу работы легли материалы социологического опроса 1999 года, проведенного в Республике Саха (Якутия) Институтом этнологии и антропологии РАН и Институтом социологии РАН под руководством Л.М. Дробижевой, участие в которых принимала и автор настоящей статьи. В статье обращается внимание на то, что в 90-х годах концепция перехода к самоуправлению и самофинансированию получила свою реализацию в подготовке и провозглашении суверенитета Республики Саха (Якутия). Укрепление государственности Якутии в постсоветский период связывается с установлением конституционно-договорных отношений с федеральными органами власти. Этносоциологические данные свидетельствуют о необходимости дальнейших усилий для повышения степени доверия населения к властным структурам как на республиканском, так и на федеральном уровнях, совершенствования договорных отношений между федеральным центром и республикой, развития гражданского общества. В целом данные опроса свидетельствуют о том, что региональная принадлежность оказалась для якутян наиболее актуальной формой консолидации, нежели общегражданская.
Общая педагогика, история педагогики и образования
Пансион воспитанниц МО РФ , Москва г
«Proektnaia deiatel'nost' kak osnova grazhdanskoi identichnosti»
В статье рассматривается проектная деятельность как одна из наиболее эффективных технологий, способствующая формированию гражданской идентичности обучающихся, развитию навыков самостоятельной и коллективной работы, формированию коммуникативной компетентности, а также имеющая практический выход, полезный не только для обучающегося (создателя), но и для общества.
Педагогика
MBOU "Ninovskaia OOSh" , Астраханская обл
Iuliia V. Uliumdzhieva
MBOU "Ozernovskaia OOSh" , Астраханская обл
«Tekhnologiia formirovaniia grazhdanskoi identichnosti na urokakh obshchestvoznaniia v usloviiakh realizatsii FGOS OOO»
В статье представлены технологии формирования гражданской идентичности учащихся на уроках обществознания. Автор статьи описывает актуальность, задачи, структуру технологии «Дебаты». В статье подчеркивается, что одной из ключевых технологий формирования гражданской идентичности является «Технология социальной пробы».
Дополнительное (внешкольное) образование детей
MBUDO "Tsentr vneshkol'noi raboty" Privolzhskogo raiona g. Kazani , Татарстан Респ
«Razvitie grazhdanskoi identichnosti lichnosti sredstvami teatral'nogo iskusstva»
В данной статье рассматривается проблема развития гражданской идентичности личности. Автор приходит к выводу, что система воспитательной работы по формированию гражданской идентичности выстраивается в условиях погружения в литературно-театральную среду, что, в свою очередь, способствует осознанию своей этнической принадлежности, знанию языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия.
Педагогика
Lidiia A. Valchuk
MBDOU D/S 10 , Белгородская обл
«Vospitanie grazhdanskoi pozitsii v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii»
Педагогика высшей профессиональной школы
ANO of HE "Russian New University" , Москва г
«Grazhdanskaia identichnost' i grazhdanskaia aktivnost' u studentov vuzov v protsesse volonterskoi deiatel'nosti»
Педагогика общеобразовательной школы
MBOU "SOSh 1" , Архангельская обл
«Формирование гражданской идентичности школьника посредством исторического пространства родного края»
В данной статье затрагиваются проблемы создания системы деятельности учителя по конструированию исторического пространства как основы для формирования гражданской идентичности обучающихся. В основе диагностики развития гражданской идентичности лежат её структурные компоненты: когнитивный, эмоциональный, ценностный и поведенческий.
SEI of HE "Moscow Region State University" , Московская обл
Alla V. Molchanova , candidate of pedagogic sciences
Research Institute of Perspective Directions and Technologies FSBEI of HE “Russian State Social University” , Москва г
Iuliia A. Drozdova
МХК МАОУ «Гимназия №1» , Московская обл
«Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами школьного музея»
В статье рассмотрены формы и технологии работы школьного музея в современных условиях с точки зрения формирования гражданской идентичности, обозначены особенности идеального образа российской идентичности. Представлены отличительные черты учебного школьного музея, направленного на формирование гражданской идентичности подрастающего поколения. Рассмотрены направления серьезных трансформаций школьного музея в современных условиях.
Этнокультурная деятельность в условиях вуза
BI of HE "Surgut State Pedagogical University" , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
«Влияние системы образования вуза на ксенофобские и националистические настроения студенчества (на примере Сургутского государственного педагогического университета)»
Ханты-мансийский округ вследствие своей относительной благополучности является весьма привлекательным для мигрантов. А это в свою очередь повышает националистические настроения как у местного населения, так и у приезжих. Статья посвящена осмыслению влияния выстроенной системы курсов и мероприятий в вузе, направленных на снижение градуса ксенофобских и националистических настроений. Автор использует в качестве инструмента массовый этносоциологический опрос студенчества. Показано, что набор предметов, ведущихся на первых курсах, формируют уважительное отношение как к представителям других национальностей и конфессий, так и к округу с многочисленными мигрантами. Это не решает проблему ксенофобии и национализма однозначно, но способствует её значительному снижению. На основе проведенного исследования автором предлагается продолжить практику, сложившуюся в СурГПУ, и формулируются возможные пути развития высшей школы в данном направлении.
Педагогика общеобразовательной школы
Tatiana N. Zotova
TOGAPOU "Pedagogicheskii kolledzh g. Tambova" , Тамбовская обл
«Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках русского языка»
В работе раскрывается необходимость формирования гражданской идентичности на уроках русского языка как залога исторического и духовно-нравственного развития младших школьников. Авторами проанализировано понятие «патриотизм». В статье отмечается важность работы по формированию гражданской идентичности детей.
Педагогические науки
FGBOU VO "Kurskaia gosudarstvennaia sel'skokhoziaistvennaia akademiia imeni I.I. Ivanova" , Курская обл
«Ценностно-смысловая структура патриотического воспитания»
Парадигмы современного образования (различные направления)
Galina S. Dulina , candidate of psychological sciences , associate professor
FSBEI of HE “I.N. Ulianov Chuvash State University” , Чувашская Республика - Чувашия
«Становление гражданственности студенческой молодежи в условиях регионального полиментального образовательного пространства Чувашии»
The results of empirical studies on the formation of civic identity of student's youth in the conditions of regional educational polymental space discussed in the monograph. The study, which was attended by 300 university students of the Chuvash Republic, was aimed at studying the civil and ethnic identity, civil identity characteristics (strength and valence), factors of consolidation, responsibility for what is happening on the different social distances, significance human rights and freedoms in the representation of student youth.
Педагогика общеобразовательной школы
MIEI "SOSh №197" , Свердловская обл
«Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами учебной дисциплины «русский язык» в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)»
Данная статья отражает опыт работы по формированию гражданской идентичности у обучающихся на уроках русского языка. Определены основные направления, по которым ведётся работа; представлены некоторые методы и приёмы, формирующие патриотизм и гордость за своё Отечество, расширяющие знания в области истории и культуры родного края.
Психология
Institute of Pedagogy, Psychology and Inclusive Education of Humanities-Pedagogical Academy (Brunch) FSAEI of HE "V.I. Vernadsky Crimean Federal University" , Крым Респ
Galina S. Kozhukhar , candidate of psychological sciences
ГБОУ ВО «Московский городской психолого-педагогический университет» , Москва г
«Риски формирования российской идентичности в современной образовательной практике Республики Крым: теоретическое обоснование и методический инструментарий исследования»
The article presents the theoretical approaches and methodological tools for the study of empirical mo-monitoring surveys to identify the risks and threats to the formation of the Russian identity of students in modern educational practice (based on the study of life of students in the educational institutions of the Republic of Crimea). The article presents a study of the diagnostic package profiles and techniques for students in grades 9-11.
Педагогика
МБДОУ «Д/С КВ №25» , Белгородская обл
Elena M. Boiko
MBDOU D/S 49 g. Belgoroda , Белгородская обл
«Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе включения их в проектную деятельность как реализации регионального компонента образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Актуальность проблемы данной статьи на научно-методическом уровне определяется противоречием между востребованностью иерархизации управления формированием основ национально-территориальной гражданской идентичности детей в ДОУ и неразработанностью педагогической технологии уровневого управления данным процессом со стороны субъектов образовательного процесса. В рамках развития технологии управления формированием основ национально-территориальной гражданской идентичности в исследовании предусматривается работа со всеми субъектами образовательного процесса (детьми, педагогами, специалистами, персоналом, родителями) на следующих уровнях взаимодействия: индивидуального взаимодействия; группового и межгруппового взаимодействия; образовательного социума, в котором предполагаются разработка управления формированием гражданской идентичности дошкольников в условиях социального партнёрства.
Воспитание как приоритетная задача современного образования
Sergei V. Babakaev , candidate of political sciences
Research Institute of Perspective Directions and Technologies FSBEI of HE “Russian State Social University” , Москва г
«Формирование гражданской идентичности как основа патриотического воспитания»
В данной статье рассмотрены некоторые проблемы повышения инновационной и общегуманистической составляющей патриотического воспитания молодежи. Проанализированы характерные особенности формирования и становления новой российской гражданской идентичности, вобравшей в себя сплав общецивилизационных социокультурных ценностей. На основе использования научных методов компаративного анализа традиционалистских и модернистских ментальных парадигм выявлена и обоснована необходимость переориентации воспитательной работы на конструктивно-деятельный тип социального характера. По результатам исследования авторами предлагается внесение определенных корректив в реализацию молодежной политики, направленных на преодоление процессов обособления разных социокультурных и этнокультурных ценностей, на углубление межкультурного диалога.
Педагогические науки
FGBOU VO "Kurskaia gosudarstvennaia sel'skokhoziaistvennaia akademiia imeni I.I. Ivanova" , Курская обл
«Аксиологический аспект художественно-эстетического воспитания»
Социология (гендерная социология, экосоциология и др.)
НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт» , Ставропольский край
«Формирование гражданской идентичности военнослужащих как условие развития социальной ответственности»
Теория и методика общего образования
МАОУ «Гимназия №1» , Коми Респ
«Квест-ориентирование как эффективная форма воспитания при обучении английскому языку»
В статье представлен опыт учителя английского языка по организации внеурочного мероприятия для учащихся 7 классов. Приведены преимущественные характеристики квест-ориентирования как приключенческой игры, формы деятельности учащихся, способствующей развитию социокультурной компетентности. Автором приведен маршрутный лист на английском языке, карта города, краткое описание этапов мероприятия, впечатления учащихся, личные впечатления и выводы.
Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста
МБДОУ «Борисовский Д/С «Ягодка» , Белгородская обл
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через образовательную и практическую деятельность»
Статья раскрывает вопрос приобщения дошкольников к истокам народной культуры. Автор отмечает, что получение детьми определённого уровня знаний, развитие восприятия, памяти (в том числе и родовой, временной), мышления; овладение способами и приёмами познавательной деятельности способствуют интеллектуальному развитию ребёнка.
Психология
Институт психологии им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» , Москва г
Svetlana V. Persiiantseva , candidate of psychological sciences
FGBNU "Psikhologicheskii institut RAO" , Москва г
«Взаимосвязь гражданской идентичности с уровнем развития интеллекта»
В статье раскрываются особенности понятия «гражданская идентичность». Показывается взаимосвязь психологических детерминантов, влияющих на усвоение лично¬стью позитивных ценностей в направлении развития как собственного потенциала, так и потенциала своих социальных групп ради прогресса и процветания общества. Выделены факторы, которые оказывают влияние на выраженность гражданской идентичности. Приведены результаты исследования взаимовлияния гражданской идентичности как свобода выбора, опирающаяс
Воспитание как приоритетная задача современного образования
Maiia N. Apish , candidate of pedagogic sciences
FSFEI of HE "Kuban State University" , Краснодарский край
«Особенности патриотического воспитания младших школьников»
Общее направление
Institute of Psychology and Pedagogics of FSBEI of HPE "Tyumen State University" , Тюменская обл
«The process of formation of civic identity in the regulatory legal documents in the field of education»
The article pays attention to the analysis of regulatory documents in the field of education dedicated to the formation of the civil identity of schoolchildren. The topic under consideration will be of interest to deputy directors for educational work, teachers of social scientific disciplines, class teachers of secondary schools.
Institute of Psychology and Pedagogics of FSBEI of HPE "Tyumen State University" , Тюменская обл