List of publications on a keyword: «психологические»


Психология

Publication date: 11.12.2025
Evaluate the material Average score: 5 (Всего: 1)
Звездина Екатерина Алексеевна , магистрант
FGAOU VO "Rossiiskii universitet druzhby narodov im. P. Lumumby" , Москва г

«Индивидуально-психологические факторы эмоционального выгорания у родителей детей с РАС»

Download an article

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Основное внимание уделено анализу индивидуально-психологических факторов, которые выступают предикторами развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). На основе теоретического анализа и обобщения эмпирических данных выделены такие ключевые факторы, как особенности личностной организации (перфекционизм, нейротизм, локус контроля), стратегии совладающего поведения (копинг-стратегии), уровень психологической гибкости и ресурсные характеристики личности. В статье представлены результаты теоретического моделирования, отраженные в таблицах и схемах, которые обобщают взаимосвязь между изучаемыми переменными. Практическая значимость работы заключается в указании мишеней для психологической профилактики и коррекции эмоционального выгорания в целевой группе родителей.

Педагогика

Publication date: 17.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Marina V. Zheleznova
MAOU "SOSh 93" , Кемеровская обл

«Kak nauchit' shkol'nikov ponimat' tekst?»

Download an article

Статья посвящена проблеме понимания и интерпретации текста в средней школе. Так как достижения в области грамотности среди учащихся снижаются из года в год, в современной школе необходимо изменить отношение к тексту и поставить перед учащимися задачу не просто орфографического и орфоэпического чтения, а прежде всего осмысленного чтения текста. Воспитание культурного человека, человека, умеющего понимать текст, – работа долгая и кропотливая, и проводиться она может на разном материале и в разных формах. Автор статьи показывает некоторые приёмы обучения для понимания текста, которые использует в своей педагогической практике.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Publication date: 22.10.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Aminat S. Khuazheva , doctor of economic sciences
Anatolii P. Kazakov
Oksana S. Bulavintseva
FSBEI of HPE "Adygeya State University" , Адыгея Респ

«Psikhologicheskie bar'ery i motivatsionnye faktory vovlechennosti pedagogov v nepreryvnoe obuchenie»

Download an article

Авторы статьи утверждают, что в условиях стремительного развития информационного общества и постоянного обновления знаний непрерывное профессиональное образование педагогов становится важным фактором повышения качества образования. Однако практика показывает, что многие педагоги сталкиваются с эмоциональными барьерами, снижающими их вовлеченность в процесс постоянного обучения. Цель данной статьи – проанализировать основные психологические барьеры и мотивационные факторы, влияющие на вовлеченность педагогов в непрерывное обучение, а также предложить направления работы по их преодолению, основываясь на анализе современных психологических и педагогических подходов, эмпирических наблюдений и обобщении практик профессионального развития педагогов.

Психология

Publication date: 22.09.2025
Evaluate the material Average score: 5 (Всего: 1)
Galina P. Afrikian
FSBEI of HE "Don State Technical University" , Ростовская обл

«Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty kompleksnogo podkhoda v lechenii enureza u detei»

Download an article

В статье затрагивается весьма деликатная проблема – энурез у детей. Семьи, столкнувшиеся с этим диагнозом, испытывают ряд не только социальных, но и психологических трудностей. Дети и их родители сталкиваются с такими сложностями, как неудобства с различными поездками, возникает необходимость запасаться одноразовыми пеленками на случай «мокрых» ночей. Именно поэтому в таких семьях возникает ряд ситуаций, вызывающих психоэмоциональное напряжение. Проведены многочисленные исследования не только учеными нашей страны, но и учеными стран зарубежья, доказывающие полиэтиологичность диагноза энурез и сложность, а иной раз и невозможность, в установлении первопричины заболевания. Что касается решения данной проблемы, то исходы могут быть самыми неожиданными: начиная со спонтанного выздоровления, заканчивая полной резистентностью к проводимой терапии до определенного возраста. Взаимоотношения внутри семьи так же играют большую роль на течение заболевания.

Publication date: 01.07.2025
Evaluate the material Average score: 5 (Всего: 1)
Olga I. Nikolaeva
Elena V. Gunina , candidate of psychological sciences
FSBEI of HPE “Chuvash State Pedagogical University named after I.Yа. Yakovlev” , Чувашская Республика - Чувашия

«Psikhologicheskie aspekty otbora personala v organizatsii»

Download an article

Современные организации все больше осознают критическую важность грамотного отбора персонала как ключевого фактора конкурентного преимущества. Психологические аспекты этого процесса становятся объектом пристального внимания исследователей и практиков в области управления человеческими ресурсами. Как отмечают специалисты, в условиях формирования российского рынка труда появился новый вид бизнеса – кадровый. При этом экономические кризисы значительно изменили отношение руководителей к сотрудникам – от рассмотрения их как статьи расходов к восприятию как источника достижения преимуществ в конкурентной борьбе, требующего мудрого управления. Научная актуальность исследования психологических особенностей отбора персонала обусловлена тем, что найм неподходящего кандидата может привести к значительным потерям, связанным с качеством работы, производительностью, надежностью и ущербом для корпоративного имиджа. В конечном счете, это может вызвать сокращение клиентской базы и даже прекращение деятельности компании.

Технические науки

Publication date: 27.05.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Oleg M. Gorun
Marina V. Somova
Institut kosmicheskikh i informatsionnykh tekhnologii FGAOU VO "Sibirskii federal'nyi universitet" , Красноярский край

«Sotsial'naia inzheneriia: metody protivodeistviia i zashchita ot psikhologicheskikh manipuliatsii»

Download an article

В работе рассматривается социальная инженерия как одна из главных угроз информационной безопасности, основанной на психологических манипуляциях. Анализируются методы атак (фишинг, вишинг, смишинг, бейтинг и др.), стадии их реализации, а также когнитивные и эмоциональные механизмы воздействия на жертв. Отдельное внимание уделяется комплексным стратегиям защиты, включающим развитие корпоративной культуры кибербезопасности, обучение сотрудников, мотивацию на безопасное поведение и применение технических средств защиты.

Социальные процессы и образование

Publication date: 30.06.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Nadezhda A. Liloashvili
Oleg A. Smirnov
Natalia L. Smirnova
MAUDO "Tsentr dopolnitel'nogo obrazovaniia "Uspekh" , Белгородская обл

«Vozrastnye osobennosti detskogo razvitiia. Ikh vliianie na razrabotku dopolnitel'nykh obshcheobrazovatel'nykh obshcherazvivaiushchikh programm»

Download an article

В статье рассматриваются основные этапы детского развития и характерные черты каждой возрастной группы. Отмечается, что необходимо учитывать психологические особенности детей при составлении программ дополнительного образования.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Publication date: 05.03.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Klara N. Kashapova , bachelor
SBE ORS №1 Saint-Petersbrug's Nevsky District , Санкт-Петербург г
Roman I. Sitnikov , master
SShOR Vyborgskogo raiona Sankt-Peterburga , Санкт-Петербург г

«Osobennosti psikhologicheskoi podgotovki podrostkov v liogkoi atletike»

Download an article

В статье рассматривается психологическая подготовка как важный аспект спортивной деятельности, особенно в контексте подросткового возраста, когда формируются ключевые личностные качества и навыки. В лёгкой атлетике, как и в других видах спорта, психологическое состояние спортсмена играет значительную роль в достижении высоких результатов. Подростковый возраст характеризуется интенсивными физиологическими и психологическими изменениями, что делает процесс подготовки спортсменов в этом возрасте особенно сложным и ответственным. Понимание и учёт этих особенностей позволяет тренерам и педагогам эффективно организовывать тренировочный процесс, способствуя гармоничному развитию личности спортсмена и улучшению его результатов.

Педагогика

Publication date: 21.03.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Igor' V. Bugaev
Valeriia M. Bogorovskaia
GBOU "SOSh 383" , Санкт-Петербург г

«The relationship between mathematical abilities and psychological characteristics of a person»

Download an article

The paper conducted a survey of 150 respondents (11th grade students and students) and analyzed their results in solving problems in logic, spatial reasoning, probabilistic analysis and algorithms. Significant correlations were found between the level of mathematical skills and such personal qualities as perseverance, attentiveness, discipline and responsibility. The advanced-level participants demonstrated mindfulness (90%) and perseverance (95%), while the low-level group was characterized by a predominance of laziness (30%) and inattention (25%). The results of the study emphasize the need to integrate a psychological approach into educational methods to personalize learning.

Психология

Publication date: 21.02.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Klara N. Kashapova , bachelor
SBE ORS №1 Saint-Petersbrug's Nevsky District , Санкт-Петербург г
Roman I. Sitnikov , master
SShOR Vyborgskogo raiona Sankt-Peterburga , Санкт-Петербург г

«Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie iunykh sportsmenov v legkoi atletike»

Download an article

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов в легкой атлетике как многогранный и комплексный процесс, охватывающий не только физическую подготовку, но и психологические аспекты, необходимые для достижения высоких результатов. Авторами отмечено, что методы, используемые в психолого-педагогическом сопровождении, должны быть разнообразными и адаптированными к индивидуальным особенностям каждого спортсмена.

Педагогика

Publication date: 03.12.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Alena A. Osetrova , master
Viktoriia V. Fedorova
ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» , Костромская обл

«Psikhologicheskaia gotovnost' shkol'nikov k uchastiiu v olimpiadakh i sorevnovaniiakh»

Download an article

Исследование направлено на выявление уровня психологической готовности школьников к участию в олимпиадах и соревнованиях, а также на определение основных барьеров и сложностей, с которыми они сталкиваются в процессе подготовки. Авторами отмечено, что полученные данные могут создать основу для разработки методов поддержки учащихся в рамках образовательного процесса.

Publication date: 20.11.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Iana M. Galitskaia
Svetlana I. Mamatova
Elena V. Chaika
MBDOU "D/S 52" , Белгородская обл

«Osnovnye usloviia sotsial'no-kommunikativnogo razvitiia detei doshkol'nogo vozrasta»

Download an article

Авторы статьи, опираясь на работу Майи Ивановны Лисиной, выделяют удовлетворение базовых психологический потребностей ребенка, как главное условие его успешной социализации и формирования коммуникативной компетенции. Общение со взрослыми они считают базой формирования коммуникативной компетенции, развития личности ребенка.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Publication date: 26.11.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Liudmila G. Babenko
MBOU "SOSh 9" , Чувашская Республика - Чувашия

«Psikhologicheskie i vozrastnye osobennosti mladshego shkol'nika»

Download an article

В статье представлен вопрос о психологических и возрастных особенностях младшего школьника. Автором отмечается, что младший школьный возраст – это период значительных изменений и развития, как в личностном, так и в социальном плане.

Социальные процессы и образование

Publication date: 30.10.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Dmitrii I. Nikerov
FKOU VO "Samarskii iuridicheskii institut FSIN Rossii" , Самарская обл

«Individual'noe kuratorstvo kursantov FSIN kak zveno sotsial'no-professional'nogo vospitaniia»

Download an article

В статье рассматривается специфика индивидульного кураторства в вузах ФСИН, которая позволяет подготовить курсанта к предстоящим обстоятельствам работы и влияет на его социально-профессиональное воспитание. Кураторство определено как постоянное взаимодействие со студентом посредством персональной работы. Обусловлена необходимость указанного процесса и его актуальность в настоящее время в условиях ведомственных вузов. Проблематика темы отражена в повышении мотивации кураторов реализовывать их функции на более высоком уровне, а также в продвижении данной программы среди других вузов ФСИН России. В работе использованы такие методы, как анализ, абстрагирование. Результатом стала разработка методических рекомендаций по проведению кураторских плановых работ в вузах ФСИН России.

Педагогика

Publication date: 02.07.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anastasiia I. Piatina
Tatiana N. Fedorovskaia
Vita N. Dmitrieva
MDOU "D/S 22" , Белгородская обл

«Effektivnost' primeneniia neiropsikhologicheskikh igr pri formirovanii poznavatel'nykh sposobnostei u detei starshego doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia»

Download an article

Статья посвящена рассмотрению вопроса актуальности мотивации и познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается сущность влияния использования в образовательном процессе нейропсихологических игр на мотивацию и познавательный интерес. В статье представлены результаты исследования познавательной активности детей до и после введения в образовательный процесс нейропсихологических игр.

Publication date: 25.04.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Natalia A. Andriianova
Iraida V. Ivanova
MBDOU "Kuges'skii detskii sad "Krepysh" , Чувашская Республика - Чувашия

«Neirogimnastika kak metod korrektsii v razvitii rechi»

Download an article

В статье рассматривается вопрос об использовании нейропсихологических технологий в образовательной работе с дошкольниками. Отмечается, что нейропсихологические технологии в данном случае будут использоваться и для развития речи детей, и для коррекции функционирования первого и второго функционального блока головного мозга, а также для развития деятельности основных компонентов подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимоотношений в коре головного мозга.

Психология

Publication date: 03.05.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Diana O. Melnikova
Anna A. Popova , candidate of psychological sciences , доцент
FSBEI of HE "Aramvir State Pedagogical University" , Краснодарский край

«Vzaimootnosheniia s mater'iu kak faktor agressivnogo povedeniia podrostkov»

Download an article

Подростковый возраст довольно трудный для психологического состояния ребенка. За этот период с ним происходит множество изменений от физиологических, причиной которых становится большая активность гормонов в этом возрасте, до психических, когда у ребенка формируется новая система ценностей и устремлений.

Publication date: 08.05.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Mikhail M. Usachev
Polina S. Nedozhdieva
Iakov A. Ershov
Tatiana I. Oleshko , candidate of psychological sciences, associate professor , доцент, преподаватель
FSBEI of HE "Aramvir State Pedagogical University" , Краснодарский край

«Psikhologicheskie osobennosti refleksii i samootsenki v iunosheskom vozraste»

Download an article

В статье рассматриваются особенности рефлексии и самооценки в юношеском возрасте. Авторами описывается влияние особенностей рефлексии и самооценки на развитие психологических факторов.

Исследования в образовании и образовательные практики

Publication date: 06.02.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Olga I. Manuilovskaia
Elena A. Andreeva
MBOU "SOSh 55" , Чувашская Республика - Чувашия

«Применение нейропсихологических практик на уроках русского языка в начальной школе»

Download an article

В статье рассматривается следующая актуальная проблема: усложнение школьных программ, не до конца сформированные отделы головного мозга приводят к трудностям усвоения школьных дисциплин. Автор утверждает, что важно вовремя начать коррекцию недостатков при помощи нейроупражнений, чтобы активировать кору головного мозга для успешной учёбы.

Педагогика

Publication date: 21.08.2023
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Arina A. Fedorova
MADOU "D/S 7 "Sozvezdie" , Чувашская Республика - Чувашия
Nadezhda V. Pestrikova
MBDOU "D/S 95" , Чувашская Республика - Чувашия

«Podkhody v razvitii mezhpolusharnykh sviazei u detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia»

Download an article

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций. Авторами предложены упражнения с целью речевого и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Publication date: 20.07.2023
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Mariia V. Denezhko
MDOU "D/S KV 8" , Белгородская обл

«Ispol'zovanie kompleksa neiropsikhologicheskikh igr i uprazhnenii dlia rechevogo razvitiia detei starshego doshkol'nogo vozrasta»

Download an article

В статье речь идёт о том, что в последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Систематически наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям развития, в частности речевым. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, дети с речевыми нарушениями отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, у них страдает продуктивность запоминания; отмечаются двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, страдает эмоциональная сфера. Это является актуальной проблемой дошкольного образования.

Publication date: 31.01.2023
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Larisa A. Goriunova
Miliausha R. Batyrshina
Elmira R. Gabdrakhmanova
MBOU "Mnogoprofil'naia shkola 181" Sovetskogo raiona g. Kazani , Татарстан Респ

«Психолого-педагогические основы работы с народной сказкой»

Download an article

Целью статьи является анализ и изучение сказки. Авторы подчёркивают поразительно мощное психологическое влияние сказки как средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент для становления и развития личности. Функции народной сказки определяют основные толчки в работе со сказкой: когнитивное развитие, социальное развитие, физическое развитие, развитие творческого воображения. В статье описаны приемы и методы работы со сказкой. Авторами подчеркивается способность к развитию познавательной деятельности, формированию креативности как личного качества у дошкольников с помощью сказки.

Психология

Publication date: 06.01.2023
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Dmitrii M. Shubnyi
Liudmila A. Reshetylo
MBOU "SOSh 2" , Белгородская обл

«Psikhologicheskie osobennosti mladshego shkol'nika»

Download an article

В статье рассмотрены психологические особенности младшего школьного возраста.

Педагогическая и коррекционная психология

Publication date: 23.12.2022
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Aleksandra V. Alekseeva
MBDOU "D/S 48 "Pchiolka" , Тамбовская обл
Ekaterina V. Vinokurova
MBDOU "D/S 68 "Svetliachok" , Тамбовская обл
Rimma A. Strel'nikova
MBDOU "D/S 48 "Pchiolka" , Тамбовская обл

«Ispol'zovanie fotografii v razvitii i korrektsii emotsional'no-povedencheskoi sfery detei starshego doshkol'nogo vozrasta»

Download an article

Авторы отмечают, что наблюдение за дошкольниками в игре и в повседневной деятельности показывает, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд и т. д.), что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться. Использование фотографий открывает педагогам широкий спектр возможностей в развитии самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей.

Педагогика

Publication date: 16.12.2022
Evaluate the material Average score: 1 (Всего: 1)
Irina V. Baklanova
Marina I. Safonova
Nataliia A. Kreizo
Svetlana S. Chirkova
MADOU "D/S 47 "Lesovichok" , Белгородская обл

«Korrektsiia zvukoproiznosheniia u detei doshkol'nogo vozrasta posredstvom ispol'zovaniia rechedvigatel'nykh uprazhnenii»

Download an article

В статье рассматривается вопрос звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством использования речедвигательных упражнений. Авторы утверждают, что от произношения звуков зависит, насколько речь ребенка будет понятна окружающим, насколько комфортно он будет чувствовать себя в обществе, в социуме. Игры и игровые упражнения на балансировочной доске, выполнение разных движений левой и правой рукой попеременно и обеими руками вместе, в ходе автоматизации звуков у дошкольников с ТНР, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи.