List of publications on a keyword: «антропология»
Педагогика
Rossiiskii universitet sporta "GTsOLIFK" , Москва г
Evgeniia B. Savostianova , candidate of biological sciences
Liudmila V. Silaeva
FSBEI of HE "Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism" , Москва г
«Osobennosti izucheniia sportivnoi morfologii v vuze fizicheskoi kul'tury»
В статье рассматриваются педагогические особенности и характер изучения дисциплины «Спортивная морфология» в физкультурном вузе. Отличительной чертой курса, изучающего спортивную морфологию в спортивном вузе, является изучение биологии человека, включая те адаптационные механизмы, которые работают на отдельных этапах онтогенеза и в различных режимах функционирования, связанных со спортивной специализацией.
Философия
FSBEI of HE “National University of Oil and Gas “Gubkin University” , Москва г
«Narodnaia kukla kak obekt filosofskoi antropologii»
В статье рассматривается феномен куклы c точки зрения философской антропологии. Народная кукла исследуется в исторической перспективе как альтер-эго человека, своеобразный инструмент самопознания и самоопределения, фактор активного диалога человека c миром. Раскрывается связь куклы c ключевыми моментами экзистенции человека: рождение, свадьба и смерть. Анализируются технологии изготовления народной куклы, символика ее образа, главной чертой которого является условность. Народной кукле противопоставляется механическая кукла как феномен промышленной индустрии.
Технические науки
Faizinisso A. Mannonova
Khujand Politechnical Institute, Tajik Technical University named after academic M.S.Osimi , Tajikistan
«Osobennosti konstruktorsko-tekhnologicheskoi podgotovki proizvodstva detskoi odezhdy»
Имеющиеся на сегодняшний день параметры антропологических данных не соответствуют реальной картине телосложения детей Республики Таджикистан. Также отсутствует многолетний опыт работы швейных фабрик по выпуску детский изделий, который давал бы однозначный ответ при выборе той или иной методики конструирования. В статье рассматриваются существующие методики конструирования швейных изделий.
Биологические науки
Rossiiskii universitet sporta "GTsOLIFK" , Москва г
«Nekotorye antropologicheskie pokazateli bortsov greko-rimskogo stilia s narusheniem slukha»
В статье даётся анализ некоторых антропологических показателей спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой и имеющих проблемы со слухом в сравнении со здоровыми спортсменами. Программа обследования включала антропометрические измерения, которые проводились на базе кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКСМиТ, по стандартной методике, принятой в Научно-исследовательском институте и Музее антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В результате было выявлено, что борцы греко-римского стиля с нарушением слуха превосходят здоровых борцов по массе тела, но уступают им по окружности грудной клетки. Толщина подкожно-жировых складок у борцов с нарушением слуха значительно превышает толщину подкожно-жировых складок у контрольной группы спортсменов.
Cover article
Mikhail M. Kurochko , candidate of philosophical sciences , professor
FSOMEI of HE "Military University" of the Ministry of Defense of Russian Federation , Москва г
«Transhumanism and the Phenomenon of Superman»
The article reveals the essence of transhumanism and its influence on the formation of the superhuman phenomenon. Transhumanism is assessed as the basis for the formation of the technogenic type of superhuman, as a new anthropological type, denying the existing man. There comes an era of a new confrontation in the world: Superman against man. This confrontation will lead to a new alignment in modern civilization.
Философия
FSBEI of HE “National University of Oil and Gas “Gubkin University” , Москва г
«The Concepts of the Newest Anthropology: a Review on the Monograph by N.N. Rostova “The Human Problem in Modern Philosophy”. M.: Prospect, 2020»
N. N. Rostova's monograph is considered in the review as an actual textbook for the study of philosophical anthropology in the system of higher and secondary professional education. Of particular interest in this monograph is a critical understanding of the latest Western concepts that have appeared in the last two decades and have not yet been reflected in textbooks on philosophical anthropology. These are speculative realism, nature anthropology, poststructuralist anthropology, evolutionary psychology, and philosophical horror. The article compares classical and post-non-classical concepts of man, his nature, essence, life purpose and place in the universe. Modern anthropology can be called anti-anthropology, because it denies human exclusivity, reduces man either to the organic world – animals, plants and microbes, or to the inorganic world – digital technologies.
Философия (этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, философии науки и др)
Milana A. Moskalenko
FSBEI of HE “National University of Oil and Gas “Gubkin University” , Москва г
«Khudozhestvennaia praktika sovetskogo andegraunda kak raznovidnost' svetskogo iurodstva»
В статье представлен обзор основных научных работ, посвященных феномену юродства, как религиозного, так и светского. Предпринят анализ практики светского юродства на примере творчества советских художников-представителей неофициального искусства А. Зверева, В. Комара и А. Меламида. Рассмотрены характерные черты светского юродства как социального явления и предмета культурной антропологии.
Педагогика
BSAEI "Regional Educational Center" , Хабаровский край
«Antropologicheskie podkhody K.D. Ushinskogo k pedagogike»
NIO ANIU IDSNIA "MAPI" im. akademika A.K. Pavlova , Карелия Респ
«Краткое философско-педагогическое обоснование компетентностно-ориентированной педагогики»
Философия (этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, философии науки и др)
Institut istorii i prava FGBOU VO "Kaluzhskii gosudarstvennyi universitet im. K.E. Tsiolkovskogo" , Калужская обл
«Дифференциация предмета «опытной» и «рациональной психологии» в философии А.А. Фишера»
Статья посвящена философско-психологическим взглядам А.А. Фишера, определению предмета «опытной психологии» в контексте его философского теизма. Показано понимание им «опытной психологии» как реалий бытия душевной жизни человека (= сознания) посредством отображения во внешнем (= материальном) мире. Отмечено, что мыслитель считал «опытную психологию» пропедевтикой ряда сфер знания: рациональной психологии, логики, нравственной философии и т. д.
Философия
Moscow Technological University , Москва г
«Время как социокультурный символ в философско-педагогической антропологии»
Moscow Technological University , Москва г
«Методологические программы философско-педагогической антропологии»
Философия (этика, эстетика, религиоведение, философия культуры, философии науки и др)
Moscow Technological University , Москва г
«Философско-педагогическая антропология и ее предметное поле»
Педагогика высшей профессиональной школы
NIO ANIU IDSNIA "MAPI" im. akademika A.K. Pavlova , Карелия Респ
«Модель организации педагогической технологии проблемно-модульного обучения студентов психолого-педагогических специальностей в процессе изучения спецкурса «Педагогическая антропология»»
Философия
Moscow Technological University , Москва г
«Антропологическое измерение образовательных практик»
Педагогические науки
FGBOU VO "Kurskaia gosudarstvennaia sel'skokhoziaistvennaia akademiia imeni I.I. Ivanova" , Курская обл
«Педагогическая антропология К.Д. Ушинского в контексте современных проблем воспитания личности»
Общая педагогика
SBEI of HPE "North Ossetian State Pedagogical Institute" , Северная Осетия - Алания Респ
««Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего как средство поликультурного воспитания личности»
Статья обращена к гуманистическому наследию великого художника Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего, чьи картины знакомят с фольклором нидерландского народа. В работе рассматривается дидактическая направленность картины-притчи «Фламандские пословицы» и других произведений автора. В эпоху господства «визуальной культуры» решение задач гуманизации образования, поликультурного воспитания личности и индивидуализации культурных потребностей видится в тесной взаимосвязи с образно-аксиологической системой художественного искусства.
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
Sterlitamak Branch of FSBEI of HE "Bashkir State University" , Башкортостан Респ
«Изучение повседневной жизни российского общества сквозь призму религиозной антропологии: проблемы и перспективы»
В данной статье проанализирован опыт теоретико‐методологического осмысления зарубежными и отечественными учеными содержания и перспектив исследований в области исторической антропологии. Автором изучены перспективы использования данного подхода в области изучения повседневной жизни различных социальных слоев, их культурно‐религиозной практики на материалах отечественной российской истории.
Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста
МБДОУ «Борисовский Д/С «Ягодка» , Белгородская обл
«Проблема нравственного и социального развития ребенка в концепции гуманистического воспитания»
Наука и инновации в современном мире и изменения социальных ценностей
FSBEI of HE "Bunin Yelets State University" , Липецкая обл
«Современные тренды развития музеологии»
Considered the history of appearing and development of museums and also the history of formation and enfoldment of the humankind and men. Revealed the museums’ role in humaneness’ formation. Distinguished two types of museums – Museums-Collections and the Human Capital Museums. Articulated the modern trends in museums development in the world and in Russia, and also of the Museum’s science as a science.
Философские науки
Filipp I. Rozanov , candidate of philosophical sciences
FGBOU VO "Bratskii gosudarstvennyi universitet" , Иркутская обл
«Логическая неоднозначность философии Ницше»
Педагогика
Herzen State Pedagogical University of Russia , Санкт-Петербург г
«Педагогико-антропологические характеристики «открытой школы» в социокультурном контексте»
В статье раскрываются особенности актуализации субъектности человека в условиях образовательной модели открытой школы. Данная модель, обладая антропологическими характеристиками, призвана формировать жизненный опыт субъекта в различных областях социокультурной действительности, способствовать развитию навыков межкультурной коммуникации. Показан опыт реализации модели открытой школы на примере средней общеобразовательной школы № 3 г. Печоры Псковской области. Выделены ведущие организационно-педагогические задачи, характеристики поликультурной компетентности субъекта.