Список публикаций по ключевому слову: «метапредмет»


Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 24.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Минуллина Эльназ Наиловна , учитель
МБОУ «Комсомольская СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия

«Применение онлайн-конкурсов в системе подготовки учащихся к олимпиадам по английскому языку»

Скачать статью

В статье рассматриваются дидактические возможности применения онлайн-конкурсов в процессе подготовки школьников к олимпиадам по английскому языку. Анализируются ключевые преимущества данного формата, включая формирование конкурентной среды, расширение языковой практики и развитие метапредметных компетенций. Представлена практико-ориентированная классификация цифровых ресурсов и методика их интеграции в индивидуальную образовательную траекторию одаренных учащихся. Делается вывод о повышении эффективности подготовки при системном использовании онлайн-соревнований.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 27.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иванов Андрей Петрович , учитель
МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Формирование исследовательских компетенций школьников через систему открытых экспериментов по физике»

Скачать статью

В статье представлена методика организации открытых домашних экспериментов по физике, направленная на развитие исследовательских навыков и критического мышления учащихся. Описаны конкретные примеры экспериментальных заданий, показана эффективность предложенного подхода для формирования метапредметных компетенций.

Дата публикации: 26.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Васильев Дмитрий Александрович , учитель
МБОУ «СОШ №11» , Чувашская Республика - Чувашия

«Методические аспекты интеграции профориентационного компонента в курс школьной физики»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема формирования осознанного профессионального выбора среди учащихся старших классов в контексте изучения предметов естественно-научного цикла. Анализируется потенциал учебного предмета «Физика» как основы для ознакомления с широким спектром профессий, требующих компетенций в области точных наук и инженерии. Определяются ключевые методические приемы интеграции профориентации в образовательный процесс, направленные на ознакомление с профессиями инженера, научного сотрудника и технолога. Предлагается модель включения профориентационного контента через систему контекстных задач, проектно-исследовательскую деятельность и установление связей с реальным сектором науки и производства. Делается вывод о повышении уровня мотивации и образовательных результатов учащихся при системном применении указанных подходов.

Педагогика

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Беляева Ольга Александровна , бакалавр , учитель
МБОУ «Выльгортская СОШ №2» , Коми Респ

«Значение метапредметных умений при изучении английского языка в школе»

Скачать статью

Одним из актуальных направлений в деятельности учителя при реализации ФГОС ООО является формирование метапредметных навыков. В статье раскрывается содержание метапредметных навыков. На уроках английского языка метапредметные навыки формируются за счет различных учебных заданий. Разнообразие заданий с опорой на метапредметные умения способствуют приобретению детьми необходимого образовательного результата.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 09.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Данилова Елена Юрьевна , учитель
МБОУ «Приволжская ООШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Скачать статью

Технология продуктивного чтения является одной из наиболее эффективных, так как она прививает интерес к чтению, развивает чувство любви к книгам, учит ребёнка понимать самостоятельно прочитанный текст.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 10.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Константинов Алексей Владимирович , учитель
МБОУ «Вурнарская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия

«Развитие внеурочной деятельности по физической культуре через онлайн-конкурсы: методологический и практический аспекты»

Скачать статью

В статье исследуется дидактический потенциал онлайн-конкурсов как эффективного инструмента модернизации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях цифровой трансформации образования. На основе анализа педагогического опыта автора и релевантных образовательных ресурсов раскрываются методологические основания, классификация форм работы и конкретные механизмы интеграции дистанционных форматов. Особое внимание уделяется решению задач формирования метапредметных компетенций и созданию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 30.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Федорова Людмила Геннадьевна , учитель
МБОУ «Моргаушская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Инфографика как инструмент повышения эффективности обучения истории и обществознанию»

Скачать статью

В статье рассматривается дидактический потенциал инфографики как средства визуализации учебной информации в курсах истории и обществознания. Анализируются ключевые принципы создания эффективных информационных графиков, включая четкость, визуальную иерархию и адаптивность. Особое внимание уделяется роли инфографики в развитии критического мышления, аналитических способностей и визуальной грамотности учащихся. На основе анализа педагогической практики сформулированы практические рекомендации для педагогов по интеграции инфографики в учебный процесс на различных его этапах. Доказывается, что системное использование инфографики способствует преодолению когнитивной перегрузки, углубленному усвоению сложных понятий и повышению учебной мотивации школьников.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Шагвалеева Эвелина Фанисовна , педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества» Ново-Савиновского района , Татарстан Респ

«Инновационная модель метапредметной интеграции в дополнительном образовании: развитие креативного мышления через синтез искусства и математики»

Скачать статью

В статье представлена авторская инновационная модель обучения, разработанная и апробированная в условиях учреждения дополнительного образования. Модель основана на глубокой интеграции содержания художественной и естественно-научной направленностей (декоративно-прикладное творчество и математика) через сквозную проектную деятельность. Раскрываются ключевые принципы модели, механизмы её реализации в рамках авторских программ «Творческий прорыв» и «Математика вокруг нас», а также диагностируемые результаты, выраженные в развитии креативного, алгоритмического мышления и устойчивой мотивации обучающихся. Эффективность модели подтверждается высокими учебными достижениями и системными победами воспитанников в конкурсах и олимпиадах от районного до международного уровня.

Дата публикации: 21.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Баймушкин Владимир Михайлович , учитель
Кузьмина Ольга Васильевна , учитель
МБОУ «Яльчикская СОШ им. Героя России Н.А. Петрова» , Чувашская Республика - Чувашия

«Использование медиаповествования на уроках в начальной школе: интегрированные уроки литературного чтения и истории»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу эффективного применения медиаповествования на уроках литературного чтения и истории в начальных классах. Рассматриваются методы интеграции двух предметов через создание постов в социальных сетях и различные средства виртуальной коммуникации, позволяющие школьникам глубже погружаться в материал и развивать творческое восприятие произведений искусства и исторических событий. Приводятся конкретные сценарии занятий, направленные на формирование метапредметных компетенций, таких как критическое мышление, воображение и умение работать с информацией. Анализируются преимущества использования медиаресурсов для формирования интереса детей к литературе и истории, а также предлагается ряд практических рекомендаций для преподавателей начальной школы.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 03.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Садовникова Татьяна Владимировна , учитель
Прохорова Наталья Николаевна , учитель
МБОУ «СОШ №57» , Чувашская Республика - Чувашия

«Межпредметная интеграция как инструмент формирования целостной картины мира: феномен грозы на стыке литературы и физики в школьном образовании»

Скачать статью

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты межпредметной интеграции на примере изучения природного явления «гроза» в курсах физики и литературы общеобразовательной школы. Доказывается, что синтез научного и гуманитарного подходов не только повышает мотивацию обучающихся, но и способствует формированию метапредметных компетенций, целостного восприятия мира и развитию критического мышления. На конкретных примерах анализируется, как физическое объяснение процессов, лежащих в основе грозы, и его литературная интерпретация взаимно обогащают понимание учениками как законов природы, так и законов человеческой души. Статья содержит методические рекомендации для реализации интегрированного подхода в обучении.

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: -30 (Всего: 1)
Потапов Радислав Иосифович , учитель
МБОУ «Моргаушская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Функциональная грамотность на уроке физической культуры: от знаний к практике здоровья»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу необходимости формирования функциональной грамотности в области физической культуры и здоровья как ключевого результата современного образования. Рассматриваются практические аспекты трансформации традиционного урока в среду формирования жизненно важных компетенций: от анализа собственного физического состояния до проектирования индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности. Представлен опыт применения технологий проблемного обучения, практико-ориентированных заданий и цифровых инструментов.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 26.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иванова Наталья Васильевна , учитель
МАОУ «СОШ №59» , Чувашская Республика - Чувашия

«Мобильный медиакласс для детей с ограниченными возможностями здоровья как ресурс для развития метапредметных навыков и социализации обучающихся»

Скачать статью

В статье рассматривается концепция и особенности реализации проекта «Мобильный медиакласс для детей с ограниченными возможностями здоровья», направленного на расширение инклюзивного пространства школы посредством вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс медиатворчества. Результаты медиатворчества детей связаны с их подготовкой к будущей взрослой жизни и носят глубокий просветительский характер.

Социальные процессы и образование

Дата публикации: 09.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Владимирова Вера Николаевна , учитель
Максимова Валентина Ивановна , учитель
Рыбакова Ирина Николаевна , учитель
МАОУ «НОШ» г. Ядрина , Чувашская Республика - Чувашия

«Воспитывая гражданина: эффективные подходы к интеграции патриотического содержания в учебные предметы начальной школы»

Скачать статью

В статье рассматриваются актуальные вопросы интеграции патриотического воспитания в содержание основных учебных предметов в начальной школе. Представлены конкретные методические примеры и практические разработки для уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии. Материал предназначен для учителей начальных классов, методистов и всех педагогов, заинтересованных в формировании гражданской идентичности у младших школьников.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 13.08.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Масленникова Алёна Ивановна , учитель
МБОУ «СОШ №50»‎ , Белгородская обл
Аулова Ольга Александровна , преподаватель
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» , Белгородская обл

«Роль педагога в подготовке к олимпиаде по русскому языку»

Скачать статью

В статье рассматривается специфика работы с одаренными детьми, кратко представлена история олимпиадного движения. Раскрываются функции педагога в подготовке к олимпиаде по русскому языку. Проанализированы и описаны метапредметные навыки, необходимые в процессе подготовки к олимпиаде.

Авторская монография

Дата публикации: 15.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гурьева Наталья Михайловна , директор
МАОУ «СОШ №61» , Чувашская Республика - Чувашия

«Практика метапредметности в обучении в рамках реализации проекта СОТ «Этнолаборатория «Времён связующая нить»»

Скачать статью

Пособие подготовлено в рамках реализации проекта «Этнолаборатория «Времен связующая нить», ставшим победителем Всероссийского конкурса грантовых проектов для педагогов СОТ–2022. Данное пособие содержит методические рекомендации к реализации проекта «Этнолаборатория «Времен связующая нить», а также материалы участников проекта, которые делятся своим инновационным опытом проведения образовательных событий с применением метапредметного подхода.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 19.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Леуткина Алёна Васильевна , учитель
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» , Алтайский край

«Организация проектной деятельности по предметам естественнонаучной направленности»

Скачать статью

Статья посвящена проектной деятельности и ее организации. Автором раскрываются основные этапы работы над проектом, формирование УУД.

Психология

Дата публикации: 11.09.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сидорова Елена Владимировна , педагог-психолог
СОШ №28 , Владимирская обл

«Психодиагностический комплекс организации мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»

Скачать статью

В статье представлены критерии оценки личностных и метапредметных результатов освоения ФГОС на ступени основного общего образования. Мониторинг рассматривается как измерительный инструмент в условиях реализации ФГОС. Автором предложены методы и методики изучения личностных и метапредметных результатов.

Педагогика

Дата публикации: 17.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 2)
Андреева Татьяна Николаевна , канд. пед. наук , учитель
МАОУ «СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия
Михайлова Лия Петровна , учитель
МБОУ «СОШ №2 им. героя Советского Союза В.И. Урукова» , Чувашская Республика - Чувашия

«Метапредметный урок изучения культуры русского чаепития»

Скачать статью

В статье раскрываются малоизвестные факты о самоварах; рассматриваются формы, методы подачи материала при проведении живого бинарного музейно-школьного урока с использованием новых сведений о самоварах. Названный урок может стать дополнением цикла занятий Чувашского национального музея «В гостях у самовара» и образовательной среды изучения культуры русского чаепития.

Естественные науки (физические и химические науки)

Дата публикации: 29.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Леденева Елена Викторовна , учитель
МБОУ «СОШ №74» , Воронежская обл

«Современные информационные технологии в практике работы учителя химии»

Скачать статью

В статье представлен ряд методов освоения разделов химии с применением современных подходов.

Педагогика

Дата публикации: 17.02.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Коннова Алевтина Анатольевна , учитель
Карпова Любовь Юрьевна , учитель
МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского Союза С.А. Ахтямова» , Татарстан Респ

«Формирование функциональной грамотности через спортивно-оздоровительную деятельность учащихся младших классов в условиях введения ФГОС»

Скачать статью

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. По мнению авторов, педагоги должны обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. В детском коллективе существуют проблемы, связанные с общением, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.

Актуальные направления преподавания в современной школе

Дата публикации: 03.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Остапенко Нина Петровна , учитель
МБОУ «ВСОШ №2» , Белгородская обл

«Достижение метапредметных результатов при изучении физики»

Скачать статью

В статье представлен опыт использования метапредметных заданий при изучении физики. Данные задания направлены на развитие у обучающихся интереса к познанию, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, способности и готовности к самостоятельному поиску методов, приемов решения практических задач.

Педагогика

Дата публикации: 12.01.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Губина Анна Валерьевна , учитель
Бакланова Татьяна Сергеевна , учитель
МБОУ «СОШ №6» , Кемеровская обл

«Формирование смыслового чтения как необходимое условие развития функциональной грамотности»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема формирования смыслового чтения. Авторы обращают внимание на то, что чтение – этап в развитии функциональной грамотности. В статье предложены методы и приемы смыслового чтения.

Теория и методика общего образования

Дата публикации: 27.12.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бородавкина Лариса Сергеевна , учитель
МБОУ «СОШ №21» , Белгородская обл

«Развитие детской одаренности как приоритетное направление работы педагога школы»

Скачать статью

В статье отмечается, что одаренных детей отличает успешность в обучении, но эти дети быстро утрачивают интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно, но и трудно. Автор полагает, что благодаря использованию технологии творческой мастерской происходит выявление одаренных детей и формирование у учащихся четырех основных метапредметных компетенций.

Педагогика

Дата публикации: 29.08.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 2 (Всего: 1)
Шевченко Ольга Владимировна , учитель
ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» , Белгородская обл
Дрожжина Елена Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино» ,

«Формирование метапредметных результатов на уроках информатики»

Скачать статью

В статье рассматривается опыт использования на уроках информатики задач, имеющих межпредметные связи. Цель решения таких задач – развитие универсальных учебных действий, и, как следствие, достижение метапредметных результатов.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 24.08.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Баскакова Наталья Владимировна , учитель
Литовкина Ирина Викторовна , учитель
Зайцева Анна Александровна , учитель
МБОУ «Гимназия №22» , Белгородская обл

«Метапредметный подход и его реализация на уроках иностранного языка»

Скачать статью

В статье рассматривается метапредметный подход в обучении иностранному языку. Особое внимание уделено метапредметным технологиями принципам.