Список публикаций по ключевому слову: «КТУ»


Психология

Дата публикации: 09.12.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Исламов Рустам Азизович , магистр , студент
Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» , Москва г

«Трудности когнитивного развития детей с умственной отсталостью»

Скачать статью

В статье рассматриваются специфические трудности когнитивного развития, характерные для детей с умственной отсталостью (УО). Анализируются особенности основных психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи, восприятия. Подчеркивается роль несформированности высших психических функций и дефицита произвольной регуляции как ключевых факторов, определяющих структуру дефекта. Статья предназначена для педагогов-дефектологов, психологов и студентов соответствующих специальностей.

Юриспруденция (теория и история права и государства, гражданское, уголовное, международное право и др.)

Дата публикации: 02.12.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чакрян Артур Сетракович , магистрант
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» , Москва г

«Государственное регулирование в сфере информации, информационных технологий и защиты информации в Российской Федерации»

Скачать статью

В статье рассматривается система государственного регулирования информационной сферы Российской Федерации в условиях цифровизации общества и возрастающих угроз информационной безопасности. Проведен комплексный анализ действующего законодательства, включая Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» и последних изменений, вступивших в силу в 2024–2025 годах. Особое внимание уделяется новым механизмам государственного контроля, ужесточению ответственности за нарушения в информационной сфере и защите критической информационной инфраструктуры. Исследуется эволюция правовой базы в ответ на трансформацию информационного пространства и геополитические вызовы. Проведенный анализ демонстрирует переход от преимущественно координационного подхода к более жесткому регулированию и контролю в целях обеспечения национальной безопасности.

Педагогика

Дата публикации: 20.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Алиев Абдулалибек Беглярович , магистр , аспирант
ЧОО ВО «Институт мировой экономики» , Дагестан Респ

«О категориях «оптимальный урок» и «современный урок»»

Скачать статью

Цель исследования – дать актуальное определение указанным в названии статьи педагогическим категориям. Анализируется научная формулировка категорий «оптимальный урок», «современный урок», формулируется актуальное определение перечисленным педагогическим категориям. Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлено определение категории «оптимальная модель современного урока». Для проведения исследования применялись методы анализа и обобщения. В результате изучения установливается, что категория «оптимальная модель современного урока» представляется категорией-принципом, которой должен руководствоваться каждый педагог, в своей профессиональной деятельности.

Дата публикации: 17.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Железнова Марина Владимировна , учитель
МАОУ «СОШ №93» , Кемеровская обл

«Как научить школьников понимать текст?»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме понимания и интерпретации текста в средней школе. Так как достижения в области грамотности среди учащихся снижаются из года в год, в современной школе необходимо изменить отношение к тексту и поставить перед учащимися задачу не просто орфографического и орфоэпического чтения, а прежде всего осмысленного чтения текста. Воспитание культурного человека, человека, умеющего понимать текст, – работа долгая и кропотливая, и проводиться она может на разном материале и в разных формах. Автор статьи показывает некоторые приёмы обучения для понимания текста, которые использует в своей педагогической практике.

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Яичникова Ирина Юрьевна , учитель
МБОУ «Гимназия №6» , Чувашская Республика - Чувашия

«Интеграция шахмат с учебными предметами как средство развития логического мышления младших школьников»

Скачать статью

Интеграция шахмат в образовательный процесс начальной школы открывает новые горизонты для развития логического мышления у младших школьников. Шахматы как уникальная форма интеллектуальной деятельности позволяют не только развлечь детей, но и активно развивать их когнитивные навыки. Важно отметить, что шахматные задачи могут быть использованы в различных учебных предметах, что способствует созданию межпредметных связей и углублению знаний учащихся.

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ансимова Виктория Викторовна , воспитатель
Пискунова Татьяна Георгиевна , воспитатель
Шолохова Мария Алексеевна , учитель-логопед
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок» , Белгородская обл

«Развитие мимической и интонационной выразительности у заикающихся дошкольников»

Скачать статью

В статье представлен материал по развитию мимической и интонационной выразительности у заикающихся дошкольников.

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мешкова Светлана Владимировна , учитель-логопед
МДОУ «Д/С №7» , Белгородская обл

«Игры с элементами двигательной активности при формировании слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Скачать статью

В статье описаны игры для использования в работе педагогами дошкольного образования при формировании слоговой структуры слова у детей.

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Боброва Софья Алексеевна , учитель-дефектолог, учитель-логопед
Богаченко Лариса Петровна , учитель-логопед
Глотова Валентина Викторовна , учитель-логопед
МБОУ «Лицей №10» , Белгородская обл

«Воспитание положительного отношения к родному языку у подростков с интеллектуальными нарушениями в рамках внеурочной деятельности»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу заимствования и использования иноязычных слов в современном русском языке. Предлагаются варианты работы, направленные на привитие обучающимся с нарушениями интеллекта положительного отношения к родному языку.

Дата публикации: 29.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Козырева Ирина Александровна , воспитатель
Литвин Оксана Анатольевна , воспитатель
Чернышева Татьяна Юрьевна , воспитатель
Козлитина Татьяна Сергеевна , тьютор
Литовченко Елена Вячеславовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Диагностика сформированности представлений о величине предметов у детей с интеллектуальными нарушениями в подготовительной к школе группе»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу диагностике сформированности представлений о величине предметов у детей с интеллектуальными нарушениями. Представления о величине предметов являются ключевым компонентом элементарных математических представлений, имеющих важнейшее познавательное значение. Они также необходимы в ежедневной практической жизни, так как ими человек постоянно оперирует в быту для решения широкого круга жизненно-практических задач.

Дата публикации: 29.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Перовская Татьяна Ивановна , соискатель , преподаватель
ГАПОУ Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» , Свердловская обл

«Анализ лирического произведения на уроках литературы (на примере стихотворения А. Фета «Я пришел к тебе с приветом»)»

Скачать статью

В статье представлен, разработанный автором, пошаговый алгоритм анализа поэтического текста, основанный на современных литературоведческих подходах и соотнесенный с психологическими аспектами восприятия искусства. Он направлен на развитие образного мышления и творческих способностей учащихся. Демонстрируются методы и приемы работы с художественным текстом, которые приобщают учащихся к пониманию красоты поэтического слова. Предлагаемые методические приемы позволяют обратиться к художественным формам стиха, структуре организации стихотворения, многозначности ключевых слов текста, ассоциациям, ритмической звуковой окраске.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Бантурова Оксана Александровна , учитель
МБОУ «Выездновская СШ» , Нижегородская обл

«Способы достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе»

Скачать статью

В статье рассмотрены способы достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе. Описаны современные образовательные технологии на уроках английского языка.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 06.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Михайлова Надежда Викторовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №179» , Чувашская Республика - Чувашия

«Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников»

Скачать статью

В статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Даются определения таким терминам, как игра и интеллект. Делаются выводы, что роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников является основополагающей.

Педагогика

Дата публикации: 07.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Лесных Анастасия Олеговна , педагог-психолог
Кривошеенко Екатерина Сергеевна , воспитатель
Гуженко Эльмира Эльмановна , воспитатель
Филатова Ирина Анатольевна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок» , Белгородская обл

«Психологическая готовность ребенка к школе»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос компонентов психологической готовности ребенка к школьному обучению. Авторами даны рекомендации по развитию основных навыков и умений, которыми должен овладеть дошкольник к моменту поступления в первый класс.

Психология

Дата публикации: 07.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 5)
Сальникова Нина Евгеньевна , писатель, психолог, руководитель проекта «Экология человека»
нет данных , Санкт-Петербург г

«Исследование ресурсных персональных ритмов с помощью методики «Мелодия Твоей жизни»»

Скачать статью

Автор статьи отмечает, что исследование является продолжением изучения условий управления вдохновением и творческим процессом в индивидуальной и групповой работе. Методика «Мелодия Твоей жизни» – современный вариант автобиографического метода для выявления ритмо-структуры ресурсного личностного опыта. Качественный и количественный анализ ежедневных трехмесячных записей Дневника показал взаимосвязь событий жизни, возможность управления творческим процессом на «лестнице восхождения», накоплением опыта управления вдохновением через осознание ведущих индивидуальных ритмов человека.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 22.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Парфентьева Ирина Ивановна , учитель
МАОУ «Лицей №4» , Чувашская Республика - Чувашия

«Методическая разработка в рамках деятельности по наставничеству на тему: «Работа с текстом на основе технологии продуктивного чтения на уроках литературы в старших классах»»

Скачать статью

В статье рассматривается технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, как современный метод, позволяющий развить читательские компетенции обучающихся в условиях информационного изобилия. Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС, устанавливающих осознанное чтение как результат обучения. Автор выделяет основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся. Продуктивное чтение позволяет учащимся развивать навыки анализа и интерпретации текстов, извлекая фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию. В статье подробно описаны этапы работы с текстом на уроках литературы в старших классах, включая подготовку к чтению, анализ, комментирование, дискуссии и творческие задания. Автор подчеркивает, что задача учителя состоит не только в передаче знаний, но и в создании условий для самостоятельной, активной познавательной деятельности учащихся. Утверждается, что продуктивное чтение является важнейшим инструментом в формировании не только грамотных, но и думающих читателей, способных к критическому осмыслению текста и глубокому пониманию литературного произведения, что в свою очередь подготавливает их к реальным вызовам в современном обществе.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 03.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Скворцова Наталия Николаевна , учитель
МАОУ «СОШ №59» , Чувашская Республика - Чувашия

«Использование сингапурских технологий на уроках окружающего мира в 4 классе в условиях реализации ФГОС»

Скачать статью

Автор описывает опыт работы с использованием сингапурских технологий, позволяющих построить процесс обучения творчески. Подобные формы работы положительно влияют на развитие активности, инициативности современных детей и подростков, повышают качество знаний учащихся, позволяют выстроить урок в соответствии с современными требованиями.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 21.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чубайкина Ирина Евгеньевна , магистр , учитель
МАОУ «Лицей №4» , Чувашская Республика - Чувашия

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся 9-х классов средней школы в процессе изучения социально-экономической истории России»

Скачать статью

В статье анализируются труды отечественных педагогов, посвященные вопросу проблемного обучения и измерению интеллекта в психологической и педагогической науках. Автором также рассматривается использование проблемного обучения на уроках истории как средство интеллектуального развития учащихся.

Педагогика

Дата публикации: 16.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Антонова Галина Анатольевна , воспитатель
Копылова Татьяна Владимировна , воспитатель
Осипова Апполинария Степановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №160» , Чувашская Республика - Чувашия

«Основы формирования экологической культуры обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос о формировании экологической культуры обучающихся с нарушениями интеллекта. Отмечается, что формирование экологически ответственной личности школьника с умственной отсталостью – это не только вклад в его личное развитие, но и важный шаг к созданию более устойчивого и гармоничного будущего для всех. Успешность этой работы будет зависеть от системного подхода, инновационного подхода к методикам обучения и тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Дата публикации: 15.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Любушина Татьяна Владимировна , музыкальный руководитель
Филимонова Любовь Сергеевна , старший воспитатель
Бужинская Александра Евгеньевна , воспитатель
Орлова Маргарита Александровна , воспитатель
Букина Татьяна Николаевна , воспитатель
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» , Белгородская обл

«Сенсорное воспитание дошкольников как основа интеллектуального и творческого развития»

Скачать статью

Статья посвящена вопросам сенсорного воспитания дошкольников и его значению в формировании интеллектуально-творческого потенциала детей. Раскрываются механизмы воздействия сенсорного развития на становление базовых представлений о мире, восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Особое внимание уделено роли игры, занятий с природными материалами и специализированных упражнений в процессе сенсорного воспитания. Приводятся конкретные методики, направленные на стимулирование сенсорного восприятия и эмоционального отклика у детей.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 17.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Осипова Альбина Димитриевна , учитель
МБОУ «Ямашевская СОШ» Канашского МО , Чувашская Республика - Чувашия

«Имя существительное в русском и чувашском языках»

Скачать статью

Статья посвящена исследованию имени существительного в русском и чувашском языках, выявлению сходства и различий в грамматической структуре, семантическом содержании и функционировании категории. Рассматриваются основные признаки, присущие именам существительным обоих языков, включая род, число, падеж, одушевленность–неодушевленность, собственные и нарицательные имена, абстрактные и конкретные понятия. Анализируются способы выражения принадлежности, определенности-неопределенности, особенности склонения и согласования с прилагательными и глаголами. Приведены примеры употребления существительных в речи, иллюстрирующие различия в синтаксисе русского и чувашского языков. Исследование представляет интерес для лингвистов, преподавателей и всех, изучающих сопоставительную лингвистику славянских и финно-угорских языков.

Культурология и искусствоведение

Дата публикации: 04.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Дзацило Валерия Алексеевна , преподаватель
ГУ ДО «Краснокутская детская художественная школа им. Г.Д. Криворучко» , Саратовская обл

«Готическая скульптура Германии»

Скачать статью

В статье рассматривается история становления и развития готической скульптуры в Германии, начиная с её зарождения под влиянием французской традиции и до формирования самостоятельных художественных направлений в XIII–XV вв. Особое внимание уделяется роли феодальной раздробленности, которая способствовала появлению выразительных и эмоционально насыщенных образов, отражающих духовные и социальные поиски эпохи. В работе анализируются стилистические особенности немецкой готики, такие как лёгкость и устремлённость форм, остроконечные элементы, декоративное богатство и внимание к натуралистическим деталям. Рассматриваются значимые памятники, включая «Триумфальное Распятие» в Хальберштадте и Вексельбурге, а также вклад скульптора Жана из Льежа в развитие мемориальной пластики. В результате исследования показано, что готическая скульптура Германии не только выполняла функцию храмового убранства, но и служила важным средством духовного воздействия, формируя художественный язык, оказавший влияние на последующее развитие европейского искусства.

Педагогика

Дата публикации: 01.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Охотникова Юлия Викторовна , канд. арх. наук , доцент
Высшая школа архитектуры и градостроительства ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» , Хабаровский край

«Профориентационная деятельность Тихоокеанского государственного университета в контексте подготовки будущих архитекторов: комплексный подход»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос комплексной системы профориентационной работы Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) по направлению «Архитектура». Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к качеству подготовки архитектурных кадров для Дальневосточного региона и необходимостью осознанного выбора профессии абитуриентами. В статье освещаются ключевые форматы деятельности: довузовская подготовка в рамках архитектурной школы «Политен», организация предметных олимпиад и региональных творческих конкурсов для школьников, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, с общеобразовательными учреждениями города и края, и учреждениями среднего профессионального образования (СПО), а также работа с потенциальными абитуриентами через дни открытых дверей и мастер-классы, воркшопы. Делается вывод о том, что реализуемый институтом Архитектуры строительства и дизайна ТОГУ комплексный подход позволяет эффективно решать задачи по выявлению талантливых учащихся, формированию у них осознанного профессионального выбора и обеспечению высокого качества набора абитуриентов, мотивированных к получению архитектурного образования.

Дата публикации: 12.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ахметова Ирина Владимировна , учитель
МБОУ «Юринская СОШ им. С.А. Лосева» , Марий Эл Респ

«Духовно-нравственное становление личности современного школьника при подготовке к ОГЭ по русскому языку»

Скачать статью

В статье подчеркивается, что образовательный процесс играет ключевую роль в духовно-нравственном развитии учащихся. Уроки подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку способствуют формированию у школьников важных нравственных качеств, создавая для этого благоприятную среду. Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку способствует развитию у школьников эмоциональной отзывчивости. В процессе обучения они испытывают широкий спектр чувств: радость от усвоения новых знаний, разочарование в связи с неудачами и ошибками. Автор отмечает, что способность переживать подобные эмоции является важным аспектом формирования нравственных качеств личности.

Психология

Дата публикации: 21.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Николаева Ольга Витальевна , бакалавр , педагог-психолог
Федотова Наталья Николаевна , старший воспитатель
МБДОУ «Д/С №182» , Чувашская Республика - Чувашия

«Цветотерапия как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Скачать статью

В статье раскрываются особенности работы над интеллектуальной и эмоциональной сферами дошкольников средствами цветотерапии. Представлено влияние цветов на психику детей, некоторые техники цветотерапии, а также игровые упражнения.

Технические науки

Дата публикации: 26.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Прокопьева Ольга Андреевна , канд. техн. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» , Свердловская обл

«Обоснование мониторинга и применения мероприятий по укреплению фундаментов»

Скачать статью

В статье представлены основы мониторинга состояния фундаментов и обоснование необходимости проведения мероприятий по их укреплению с целью обеспечения долговечности и безопасности сооружений. Анализируются практические подходы к внедрению виброизоляции, вибродемпфирования и динамических амортизаторов для защиты наземных сооружений.