Список публикаций по ключевому слову: «КТУ»
Педагогика
Воронова Марина Николаевна , бакалавр , воспитатель
МБДОУ «Д/С №46 «Колокольчик» , Белгородская обл
«Содержание экологического образования дошкольников»
Лозина Людмила Ивановна , учитель
МБОУ «Гимназия №22» , Белгородская обл
«Пути повышения качества математического образования в начальной школе»
Статья посвящена актуальной проблеме формирования математических умений и навыков учащихся младшего школьного возраста, развитию у детей интереса к урокам математики, умению регулярно, настойчиво, целеустремленно и рационально трудиться. Авторами отмечено, что для формирования базовых математических способностей необходимо развивать у детей интерес к урокам математики.
Чалкова Ксения Валерьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52 «Телей» , Чувашская Республика - Чувашия
«Интеллектуальная игра с детьми старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»»
МБДОУ «Д/С №52 «Телей» , Чувашская Республика - Чувашия
«Сказка «Колобок» как средство развития фразовой речи детей раннего возраста»
В работе рассматривается роль сказки как инструмента для развития фразовой речи у детей раннего возраста. Анализируются особенности восприятия сказок детьми, их влияние на формирование речевой компетенции, а также возможности использования сказок в образовательном процессе. Автором обоснованная методика работы с текстами сказок помогает развивать не только лексический запас детей, но и грамматические структуры речи.
Психология
Абдулаева Атикат Агабовна , магистр , студент
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» , Дагестан Респ
«Изучение эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью»
В статье рассматривается вопрос выбора методов психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями интеллекта зависит от степени тяжести и спектра этих нарушений. Авторами представлены результаты исследования влияния внешнего социального окружения на эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта.
Педагогика
Агаркова Ирина Николаевна , воспитатель
Кремова Елена Владимировна , воспитатель
Паршуткина Антонина Николаевна , воспитатель
Проскурина Елена Васильевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик» , Белгородская обл
«Использование развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений дошкольников о профессиях взрослых»
В статье представлены материалы по созданию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по профориентации детей в дошкольном образовательном учреждении. Авторами описана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию интереса детей дошкольного возраста к профессиональной трудовой деятельности. Оформлены специальные центры по ознакомлению детей с трудом взрослых, современными профессиями.
Технические науки
Маннонов Абдулрауф Абдухамидович , студент
Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими , Таджикистан
«Народная архитектура горных поселений Северного Таджикистана (на примере долины Ягноб)»
Статья посвящена вопросу народной архитектуре горной долины Ягноб, что формируется в контексте синтез природы, прикладное искусство, служащее потребностям человека. Авторами отмечено, что лучший способ понять это искусство – обратиться к существующие примеры, исторические жилище, его выявления и анализа.
Социальные процессы и образование
Попова Татьяна Валерьевна , воспитатель
Сорокина Лола Бахтиеровна , учитель-логопед
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок» , Белгородская обл
«Трудовое воспитание дошкольников «Детский сад – семья»»
Исследования в образовании и образовательные практики
Тихонова Наталья Федоровна , воспитатель
Краснова Наталия Витальевна , воспитатель
МБДОУ «Детский сад №207 «Планета детства» , Чувашская Республика - Чувашия
«Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается важность использования дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Авторами раскрыты определение игры и сущность дидактической игры, представлена краткая техника проведения с детьми дидактической игры, включающая в себя определенную структуру с последующим результатом. В исследовании описывается работа воспитателей и педагогов МБДОУ «Детский сад №207 «Планета детства» города Чебоксары по использованию дидактических игр в образовательно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста.
Коррекционная педагогика
Набиева Муслимат Камиловна , магистр
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» , Дагестан Респ
«Особенности восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
В статье рассматривается вопрос нарушения речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторами отмечено, что все операции речевой деятельности у них оказываются несформированными, нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонетическая сторона, лексика, грамматический строй. актуальность заключается в недостаточно сформированной устной речи и оптико-пространственного восприятия ведущие к нарушениям письменной речи.
БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для детей с ОВЗ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
В статье рассматривается вопрос о развитии мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Автором отмечается, что развитие мелкой моторики у младших школьников – это комплексный процесс, требующий систематических занятий и разнообразных упражнений. Регулярные занятия помогут детям не только улучшить свои двигательные навыки, но и повысить успеваемость в школе.
Педагогика
Миронова Ольга Олеговна , воспитатель
Шамаева Виктория Александровна , воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №201 «Волшебница» , Самарская обл
«Эффективные направления в работе детского сада по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
В статье представлен опыт работы детского сада №201 «Волшебница» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти Самарской области по применению различных направлений с целью формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей. Авторами отмечено, что одним из ключевых методов формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников является приобщение их к народным играм Поволжья.
МБДОУ «Д/С №84» , Белгородская обл
«Игры В.В. Воскобовича как средство познавательного развития для дошкольников»
Статья посвящена актуальному вопросу воспитания интеллектуальной, творческой личности. Учитывая значение игровой деятельности в развитии дошкольника, технология В.В. Воскобовича – это инновационная, современная, самобытная и творческая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
Битанг А Кос Ольга Александровна , магистр , учитель
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«Современные методы сбора данных физической подготовки учеников средней общеобразовательной школы»
Педагогика
МБДОУ «Д/С №84» , Белгородская обл
«Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»
Статья раскрывает особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Предназначена для педагогов и родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ. Автором отмечено, что основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеют свои особенности.
Кривчикова Татьяна Анатольевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С КВ №60» , Белгородская обл
«Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР»
Статья посвящена проблеме формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Авторами выявлены особенности формирования слоговой структуры слова, описана система логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у названной категории детей, проанализированы результаты исследования.
Современные технологии в образовании
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж» , Татарстан Респ
Гогина Лейсан Индусовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №129 «Белоснежка» , Татарстан Респ
Осипова Регина Рафаилевна , воспитатель
Шайдуллина Алия Фаилевна , воспитатель
МАДОУ №112 «Мозайка» , Татарстан Респ
Шабалина Александра Анатольевна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №112 «Мозаика» , Татарстан Респ
«Дидактическая игра как средство формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе»
МБОУ «Алдиаровская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках информатики»
Инклюзивное образование
МДОУ «Д/С №23 с. Таврово» , Белгородская обл
Потапова Ольга Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №53» , Белгородская обл
Потапова Наталья Александровна , инструктор по физической культуре
МБОУ «Начальная школа – Д/С №8» , Белгородская обл
Сущенко Ксения Владимировна , учитель-логопед
МДОУ «Д/С №23 с. Таврово» , Белгородская обл
«Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр»
В статье акцентировано внимание на важности создания интересной и мотивирующей среды для детей. Обсуждается, как правильно организовать игровую деятельность, чтобы она соответствовала уровню развития детей и способствовала их активному участию. Регулярная практика в формате игры рассматривается как необходимый элемент для улучшения речевых навыков, что подчеркивает значимость систематического подхода в работе с детьми с нарушениями.
Педагогика
Жигулина Любовь Ивановна , воспитатель
ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» , Белгородская обл
«Одаренный ребенок как субъект образовательного процесса»
В статье рассмотрены вопросы одарённости детей в образовательном процессе гимназии-интерната. Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Совершенствование современного образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению и сопровождению интеллектуально одарённых детей.
МБОУ «Школа №14» , Татарстан Респ
«Экономические вопросы на уроках истории»
В статье приведен опыт работы по изучению экономических вопросов в школе, форм и методов, целей учебного процесса, исходя из реалий сегодняшнего дня, большой значимости экономических знаний, одновременно сложности восприятия материала. Эта работа важна для формирования системы практико-ориентированных знаний и навыков, собственной позиции, восприятия общечеловеческих ценностей.
Черных Людмила Николаевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52» , Белгородская обл
«Отечественные технологии в развитии детей раннего возраста»
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Научно-технологический университет штата Миссури , Соединенные Штаты Америки
«Роль микро- и макроструктуры словаря терминов в решении задач синтеза русского глагола»
Цель статьи – представить новые подходы к построению терминологического словаря. Рассматривается идея создания наиболее полного справочника по синтезу русского глагола, в структуру которого интегрирована обучающая база. Через микро- и макроструктуру словаря пользователь получает необходимые инструменты для решения актуальных задач синтеза. Разработанные алгоритмы представляют собой этапы решения поставленной задачи: от микроструктуры словаря к приложениям и блокам глагольных форм в макроструктуре. При этом доказано, что активные обучающие инструменты (формулы синтеза и готовые алгоритмы поиска), встроенные в структуру словаря, помогают решать основные задачи словообразовательного синтеза: создание нового значения от исходного с помощью заданных параметров; определение семантического потенциала глаголов; поиск максимально точного состава существующих в языке и узусе глагольных модификаций. Важным результатом работы является интерактивная связь словаря с Матричной системой форм глаголов звучания (около 12000 единиц), разработанной автором, и базой Национального корпуса русского языка (около 2 млрд слов).
Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)
УВО «Университет управления «ТИСБИ» , Татарстан Респ
«Подход к стратегическому управлению социально-экономических систем»
Стратегическое управление социально-экономической системы (СЭС) является одним из главных инструментов обеспечения ее эффективной и конкурентоспособной деятельности в условиях нестабильной среды. В статье рассмотрены основные проблемы осуществления процессов формирования стратегического управления социально-экономической системы. Проанализированы этапы процесса разработки стратегии социально-экономической системы в ходе ее создания и развития. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути их решения на основе линейного программирования распределения ресурсов. В качестве методологической основы исследования использованы системный и комплексный подходы, стратегический анализ, а также метод линейного программирования. Сформулирован авторский подход к понятиям «социально-экономическая система», ресурсы, условия, фактор и возможности в контексте стратегического управления. Раскрыто содержание применения комплексного подхода к разработке этапов процессов стратегического управления. Для целей повышения эффективности стратегического управления СЭС предложена модель линейного программирования распределения ресурсов. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании стратегического управления социально-экономических систем.
Педагогика
Попова Татьяна Валерьевна , воспитатель
Филатова Ирина Анатольевна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок» , Белгородская обл