Список публикаций по ключевому слову: «лингвист»
Педагогика
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Понятие о нормативном компоненте речи в лингвистической литературе»
В статье рассматривается понятие языковой нормы как центрального элемента культуры речи в лингвистике. Автор анализирует вклад ключевых фигур русской филологии – М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина – в формирование и нормализацию русского литературного языка через их теоретические труды и художественную практику. Особое внимание уделяется противоречиям в подходе к нормированию в XIX–начале XX в., когда академическая наука дистанцировалась от практических задач культуры речи, а нормативные пособия часто носили запретительный характер, противоречащий живому языковому чутью.
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» , Калужская обл
«Интегрированный модуль «Импрессионизм: свет и краски времени, слово и дух эпохи» в рамках дисциплин культурологического и лингвистического цикла»
В статье представлена методическая разработка интегрированного модуля для студентов-лингвистов, изучающих французский язык. Модуль объединяет три дисциплины: «Язык искусства в мировой культуре», «История и культура изучаемого языка» и «Практика перевода» в рамках сквозной темы «Импрессионизм». Рассматривается проблема междисциплинарного подхода в лингвистическом и культурологическом образовании, позволяющего синхронизировать изучение языка, культурологического контекста и переводческих навыков. В основе модуля лежит анализ художественных, музыкальных и литературных произведений эпохи импрессионизма, а также критического текста журналиста Луи Леруа.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
Васильева Эльвира Алексеевна , преподаватель
Крикова Людмила Петровна , преподаватель
ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«CLIL в обучении иностранному языку в ССУЗ»
Целью статьи является ознакомление с опытом работы по методике CLIL. В статье подробно описываются 4 обязательных компонента. CLIL приобретает особую актуальность в рамках курса иностранного языка в ССУЗ, поскольку интеграция со специальными дисциплинами играет важную роль при изучении профессионального модуля. В результате использования CLIL у обучающихся повышается мотивация к изучению иностранного языка, а также обеспечивается возможность существенно улучшить знания по будущей специальности.
МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А.Г. Николаева» , Чувашская Республика - Чувашия
«ИИ в изучении английского языка»
Статья посвящена вопросу о роли искусственного интеллекта в повышении эффективности изучения английского языка. Рассматриваются современные инструменты и технологии, применяемые в образовательных программах, позволяющие создать индивидуализированные курсы, автоматизировать проверку заданий и повысить мотивацию учащихся.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
МБОУ «Кармамейская ООШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Современные тенденции в русском языке: сленг и неологизмы»
В статье рассматриваются современные тенденции в русском языке, с акцентом на сленг и неологизмы, которые активно формируются и развиваются в условиях глобализации и цифровизации. Автор анализирует влияние социальных сетей, молодежной культуры и новых технологий на языковую практику, подчеркивая, как сленговые выражения и неологизмы становятся важными инструментами самовыражения и идентификации различных социальных групп. В статье также обсуждаются примеры популярных слов и фраз, их происхождение и место в современном языке. Особое внимание уделяется роли медиа и интернета в распространении новых языковых форм, а также возможным последствиям для литературного языка и культурной идентичности. Заключение статьи подчеркивает необходимость осознания и изучения этих изменений как важного аспекта современного языкового процесса.
Филология и лингвистика
Багдадский государственный университет , Ирак
«Динамика общественно-политической лексики и новые аспекты её формирования (на примере русского и арабского языков)»
Статья посвящена разграничению понятия политического термина, политической лексики, общественно- политической лексики с их подгруппами, определению процессов и явлений, связанных со стадиями лексико- семантической динамики общественно-политической лексики в русском и арабском языках, рассмотрению исторического аспекта, как необходимый компонент в установлении идентичности обновления лексики данного разряда. Выявлению роли экстралингвистических факторов в лексико-семантической динамике названного разделе языка
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Махорин Антон Александрович , студент
Панев Денис Вячеславович , студент
Казаков Андрей Викторович , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» , Кировская обл
«Типы контекста при переводе юридических текстов»
В статье рассматриваются типы контекста в процессе перевода юридических текстов. Особое внимание уделяется лингвистическому, юридическому, ситуационному, прагматическому и функциональному контексту. Приводятся конкретные примеры и ситуации, показывающие влияние контекста на правильное восприятие информации.
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» , Тамбовская обл
«Особенности английских анекдотов и их перевод на русский язык»
В данной статье рассматривается понятие юмора и анекдота, приемы передачи комического эффекта и приводятся примеры адекватного и неудачного перевода английских анекдотов на русский язык. Автором отмечено, что перевод юмористических текстов является сложной задачей, требующей от переводчиков творческого подхода и глубокого понимания культурных и языковых особенностей. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ литературы по изучаемой проблеме, обобщение, классификация, исследование явлений, метод сплошной выборки. лингвостилистический анализ.
Современные технологии в образовании
МБОУ «Климовская средняя школа» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие памяти на уроках русского языка»
Филология и лингвистика
Шалаева Александра Алексеевна , студентка
ОЧУ ВО «Московская международная академия» , Москва г
«Особенности передачи англоязычных заимствований на русский язык»
В статье освещаются особенности заимствования английских слов в русский язык на примере периодических изданий. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества устоявшихся англицизмов в современном русском языке, а также существенными проблемами, с которыми сталкиваются на практике их употребления. В работе представлен краткий анализ исторического фона заимствований и их влияния на различные сферы жизни, а также классификация заимствованных слов по тематике и специфике.
Сарсенбек Кымбат , студент
Стычева Ольга Андреевна , канд. пед. наук , доцент
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет , Казахстан
«Односоставные предложения на школьном уроке (на примере назывных конструкций)»
Тема «Односоставные предложения» введена в школьную программу с целью показа семантико-стилистических особенностей этой группы синтаксических единиц и формирования навыков мотивированного, коммуникативно-целесообразного их использования в речи. Представляется, что достижение цели возможно при соблюдении ряда условий: применение функционально-системного и коммуникативно-деятельностного подходов в обучении; введение обобщённых понятий «односоставность» и «главный член односоставного предложения»; последовательное рассмотрение возможностей их переструктурирования (двусоставное – безличное – назывное). Указанные условия определили отбор и систематизацию материала для учебно-методического обеспечения. В статье оно описано на примере урока «Назывные предложения».
Педагогика общеобразовательной школы
МБОУ «Сосновская СОШ» , Кемеровская обл
«Формирование навыка чтения при помощи лингвистического метода на уроках английского языка в начальной школе»
В статье рассматривается проблематика формирования у младших школьников навыка чтения с использованием лингвистического метода обучения на уроках английского языка, в котором показана его эффективность. Автор акцентирует внимание на том, что чтение развивает такие аспекты, как устную и письменную речь и грамматические навыки.
Технические науки
Стуколов Сергей Владимирович , канд. физ.-мат. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» , Кемеровская обл
«Анализ записей пользователей социальных сетей для выявления актуальных проблем»
В современном мире для политических движений важным аспектом построения программ является общественное мнение. Помимо прямых способов получить его можно на основе записей и комментариев в социальных сетях. Для автоматизации этого процесса нужна информационная система, которая будет автоматически собирать и обрабатывать данные для получения кластеров – тематик, актуальных в обществе. В статье выбирается метод проведения кластеризации, библиотека для программной реализации, а также показывается пример результата работы.
Современные педагогические технологии
МБОУ «СОШ №32» , Астраханская обл
«Использование игровой технологии в работе учителя-словесника»
Филология
Багдадский государственный университет , Ирак
«Понятия «идиома» в российской и мировой лингвистике»
Статья посвящена проблеме определения понятия «идиома». Автор считает, что проблема выделения идиом на сегодняшний день не имеет единственного, однозначного решения, но при этом необходимость учёта идиом оказывается существенной с точки зрения моделирования восприятия речи, поскольку восприятие естественным образом опирается на словарь и необходимо определить, что является единицей словаря.
Багдадский государственный университет , Ирак
«Типология русских современных словарей»
Статья посвящена вопросу типологических характеристик словаря. В работе особое внимание уделяется двуязычным словарям лингвистической терминологии. Автор ставит следующую задачу: добавить к числу двуязычных словарей лингвистической терминологии русско-арабский учебный словарь, необходимый при изучении русского языка.
Багдадский государственный университет , Ирак
«Распространенные ошибки переводчиков с арабского языка»
В статье описаны распространенные ошибки переводчиков с арабского языка, приведены примеры. Автор отмечает, что перевод считается особой деятельностью, требующей знания языка, и переводчику важно владеть механизмом переключения с одного языка на другой, выбрать оптимальный вариант перевода контекст, учитывая лингвистические, так и экстралингвистические моменты.
Багдадский государственный университет , Ирак
«Влияние фонетических изменений на семантическое развитие арабского языка»
Филология и лингвистика
Дальдинова Эльза Очир-Горяевна , канд. пед. наук , доцент
Писковец Екатерина Олеговна , магистрант
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» , Калмыкия Респ
«Поликодовость рекламного текста»
В статье исследуется понятие поликодовый текст, имеющем в своем составе неоднородные вербальную и невербальную части, согласованно взаимодействующих в текстах рекламы. Реклама рассматривается как особый тип коммуникативной ситуации, в условиях которой кодированная информация передается для изменения образа мышления потребителя и формы его поведения. В статье представлены основные механизмы вербальной и невербальной коммуникации рекламного текста.
Тема номера
Научно-технологический университет штата Миссури , Соединенные Штаты Америки
«Принципы лексикографического описания терминологии словообразовательного синтеза (на материале глаголов звучания русского языка)»
Цель исследования – разработать принципы словарного описания терминологии глагольного синтеза. Научная новизна заключается в том, что впервые система терминов синтеза выступает объектом лексикографического описания с элементами интерактивности. В результате доказано, что терминологический словарь может являться не только информационным и методологическим, но и обучающим инструментом в процессе изучения синтеза русского глагола. Главной особенностью макроструктуры проектируемого словаря является неалфавитный порядок подачи материала: зонирование по специальным разделам – уровням исследования (корневому и словообразовательному). Раскрыта специфика необходимых и достаточных параметров описания терминов. С помощью авторской программы веб-извлечения в словарные статьи введена интерактивная составляющая – система отсылок к толковым словарям и Национальному корпусу русского языка (НКРЯ).
Авторская монография
. , Санкт-Петербург г
«Жизнь лингвиста»
Данное издание включает в себя воспоминания языковеда Владимира Михайловича Алпатова (р. 1945), академика Российской академии наук. Рассказывается о его студенческих годах в МГУ, о его многолетней работе в академическом Институте востоковедения. Также говорится о судьбах его родных и близких, о друзьях и сослуживцах.
Педагогика
МБОУ «Журавская СОШ» , Белгородская обл
«Использование лингвистических задач»
В статье рассматриваются виды лингвистических задач и их примеры. Автор приходит к выводу, что лингвистическая задача воплощает принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности школьника и является эффективным средством развития навыков лингвистического анализа, логического мышления школьника.
Филология и лингвистика
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Нормы русского литературного языка»
Педагогика
Кириллова Зоя Николаевна , канд. филол. наук , доцент
Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Использование игровых технологий на уроках иностранного языка»
В статье рассматриваются особенности игровых технологий на уроках иностранного языка, создание и использование игровых ситуаций в образовательном процессе. Авторы отмечают, что игровые технологии оказывают положительное воздействие на психоэмоциональный фон, поддерживают интерес к учению, формируют интеллектуальные навыки.
Филология
МБОУ «Никитовская СОШ» , Белгородская обл
«Принцип увлекательности на уроках русского языка»
В статье рассматриваются способы увлечения школьников учебным предметом «Русский язык». Автор утверждает, что поддержанию и развитию интереса к русскому языку способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание детей, заставить мысль каждого ребенка работать.

