List of publications on a keyword: «лингвист»
Педагогика
MBOU "SOSh 46" g. Belgoroda , Белгородская обл
«(RUS): The concept of the normative component of speech in linguistic literature»
Культурология и искусствоведение
FSBEI of HPE "Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky" , Калужская обл
«Integrirovannyi modul' "Impressionizm: svet i kraski vremeni, slovo i dukh epokhi" v ramkakh distsiplin kul'turologicheskogo i lingvisticheskogo tsikla»
В статье представлена методическая разработка интегрированного модуля для студентов-лингвистов, изучающих французский язык. Модуль объединяет три дисциплины: «Язык искусства в мировой культуре», «История и культура изучаемого языка» и «Практика перевода» в рамках сквозной темы «Импрессионизм». Рассматривается проблема междисциплинарного подхода в лингвистическом и культурологическом образовании, позволяющего синхронизировать изучение языка, культурологического контекста и переводческих навыков. В основе модуля лежит анализ художественных, музыкальных и литературных произведений эпохи импрессионизма, а также критического текста журналиста Луи Леруа.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
Elvira A. Vasileva
Liudmila P. Krikova
GAPOU ChR "Cheboksarskii professional'nyi kolledzh im. N.V. Nikol'skogo" Minobrazovaniia Chuvashii , Чувашская Республика - Чувашия
«CLIL v obuchenii inostrannomu iazyku v SSUZ»
Целью статьи является ознакомление с опытом работы по методике CLIL. В статье подробно описываются 4 обязательных компонента. CLIL приобретает особую актуальность в рамках курса иностранного языка в ССУЗ, поскольку интеграция со специальными дисциплинами играет важную роль при изучении профессионального модуля. В результате использования CLIL у обучающихся повышается мотивация к изучению иностранного языка, а также обеспечивается возможность существенно улучшить знания по будущей специальности.
MBOU "Kalaikasinskaia SOSh im. A.G. Nikolaeva" , Чувашская Республика - Чувашия
«II v izuchenii angliiskogo iazyka»
Статья посвящена вопросу о роли искусственного интеллекта в повышении эффективности изучения английского языка. Рассматриваются современные инструменты и технологии, применяемые в образовательных программах, позволяющие создать индивидуализированные курсы, автоматизировать проверку заданий и повысить мотивацию учащихся.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
MBOU "Karmameiskaia OOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Sovremennye tendentsii v russkom iazyke: sleng i neologizmy»
В статье рассматриваются современные тенденции в русском языке, с акцентом на сленг и неологизмы, которые активно формируются и развиваются в условиях глобализации и цифровизации. Автор анализирует влияние социальных сетей, молодежной культуры и новых технологий на языковую практику, подчеркивая, как сленговые выражения и неологизмы становятся важными инструментами самовыражения и идентификации различных социальных групп. В статье также обсуждаются примеры популярных слов и фраз, их происхождение и место в современном языке. Особое внимание уделяется роли медиа и интернета в распространении новых языковых форм, а также возможным последствиям для литературного языка и культурной идентичности. Заключение статьи подчеркивает необходимость осознания и изучения этих изменений как важного аспекта современного языкового процесса.
Филология и лингвистика
Bagdadskii gosudarstvennyi universitet , Iraq
«Dinamika obshchestvenno-politicheskoi leksiki i novye aspekty eio formirovaniia (na primere russkogo i arabskogo iazykov)»
Статья посвящена разграничению понятия политического термина, политической лексики, общественно- политической лексики с их подгруппами, определению процессов и явлений, связанных со стадиями лексико- семантической динамики общественно-политической лексики в русском и арабском языках, рассмотрению исторического аспекта, как необходимый компонент в установлении идентичности обновления лексики данного разряда. Выявлению роли экстралингвистических факторов в лексико-семантической динамике названного разделе языка
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Anton A. Makhorin
Denis V. Panev
Andrei V. Kazakov , candidate of philological sciences
FSBEI of HE "Vyatka State University" , Кировская обл
«Tipy konteksta pri perevode iuridicheskikh tekstov»
В статье рассматриваются типы контекста в процессе перевода юридических текстов. Особое внимание уделяется лингвистическому, юридическому, ситуационному, прагматическому и функциональному контексту. Приводятся конкретные примеры и ситуации, показывающие влияние контекста на правильное восприятие информации.
FSBEI of HE "Tambov State University named after G.R. Derzhavin" , Тамбовская обл
«Osobennosti angliiskikh anekdotov i ikh perevod na russkii iazyk»
В данной статье рассматривается понятие юмора и анекдота, приемы передачи комического эффекта и приводятся примеры адекватного и неудачного перевода английских анекдотов на русский язык. Автором отмечено, что перевод юмористических текстов является сложной задачей, требующей от переводчиков творческого подхода и глубокого понимания культурных и языковых особенностей. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ литературы по изучаемой проблеме, обобщение, классификация, исследование явлений, метод сплошной выборки. лингвостилистический анализ.
Современные технологии в образовании
MBOU "Klimovskaia sredniaia shkola" , Чувашская Республика - Чувашия
«Razvitie pamiati na urokakh russkogo iazyka»
Филология и лингвистика
Aleksandra A. Shalaeva
OChU VO "Moskovskaia mezhdunarodnaia akademiia" , Москва г
«Osobennosti peredachi angloiazychnykh zaimstvovanii na russkii iazyk»
В статье освещаются особенности заимствования английских слов в русский язык на примере периодических изданий. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества устоявшихся англицизмов в современном русском языке, а также существенными проблемами, с которыми сталкиваются на практике их употребления. В работе представлен краткий анализ исторического фона заимствований и их влияния на различные сферы жизни, а также классификация заимствованных слов по тематике и специфике.
Philology and linguistics
Kymbat Sarsenbek
Olga A. Stycheva , candidate of pedagogic sciences
Iuzhno-Kazakhstanskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet , Kazakhstan
«Odnosostavnye predlozheniia na shkol'nom uroke (na primere nazyvnykh konstruktsii)»
Тема «Односоставные предложения» введена в школьную программу с целью показа семантико-стилистических особенностей этой группы синтаксических единиц и формирования навыков мотивированного, коммуникативно-целесообразного их использования в речи. Представляется, что достижение цели возможно при соблюдении ряда условий: применение функционально-системного и коммуникативно-деятельностного подходов в обучении; введение обобщённых понятий «односоставность» и «главный член односоставного предложения»; последовательное рассмотрение возможностей их переструктурирования (двусоставное – безличное – назывное). Указанные условия определили отбор и систематизацию материала для учебно-методического обеспечения. В статье оно описано на примере урока «Назывные предложения».
Педагогика общеобразовательной школы
MBOU "Sosnovskaia SOSh" , Кемеровская обл
«Formirovanie navyka chteniia pri pomoshchi lingvisticheskogo metoda na urokakh angliiskogo iazyka v nachal'noi shkole»
В статье рассматривается проблематика формирования у младших школьников навыка чтения с использованием лингвистического метода обучения на уроках английского языка, в котором показана его эффективность. Автор акцентирует внимание на том, что чтение развивает такие аспекты, как устную и письменную речь и грамматические навыки.
Технические науки
Sergei V. Stukolov , candidate of physical and mathematical sciences
FSFEI of HE "Kemerovo State University " , Кемеровская обл
«Social Network Users’ Posts’ Analysis for Actual Problems’ Detection»
It is important for politicians to understand public opinion. To get that, they can use not only direct quizzes, but also social networks’ posts and comments. In order to do this, they should use information system that could gather and analyze data to gat clusters – actual topics. The purpose of this article is to select clustering method as well as library for implementing code and to show some test results.
Современные педагогические технологии
MBOU "SOSh 32" , Астраханская обл
«Использование игровой технологии в работе учителя-словесника»
Филология
Bagdadskii gosudarstvennyi universitet , Iraq
«Poniatiia "idioma" v rossiiskoi i mirovoi lingvistike»
Статья посвящена проблеме определения понятия «идиома». Автор считает, что проблема выделения идиом на сегодняшний день не имеет единственного, однозначного решения, но при этом необходимость учёта идиом оказывается существенной с точки зрения моделирования восприятия речи, поскольку восприятие естественным образом опирается на словарь и необходимо определить, что является единицей словаря.
Bagdadskii gosudarstvennyi universitet , Iraq
«Tipologiia russkikh sovremennykh slovarei»
Статья посвящена вопросу типологических характеристик словаря. В работе особое внимание уделяется двуязычным словарям лингвистической терминологии. Автор ставит следующую задачу: добавить к числу двуязычных словарей лингвистической терминологии русско-арабский учебный словарь, необходимый при изучении русского языка.
Bagdadskii gosudarstvennyi universitet , Iraq
«Rasprostranennye oshibki perevodchikov s arabskogo iazyka»
В статье описаны распространенные ошибки переводчиков с арабского языка, приведены примеры. Автор отмечает, что перевод считается особой деятельностью, требующей знания языка, и переводчику важно владеть механизмом переключения с одного языка на другой, выбрать оптимальный вариант перевода контекст, учитывая лингвистические, так и экстралингвистические моменты.
Bagdadskii gosudarstvennyi universitet , Iraq
«The influence of phonetic changes on the semantic development of the Arabic languag»
Philology and linguistics
Elza O. Daldinova , candidate of pedagogic sciences
Ekaterina O. Piskovets
FSBEI of HE "Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov" , Калмыкия Респ
«Polikodovost' reklamnogo teksta»
В статье исследуется понятие поликодовый текст, имеющем в своем составе неоднородные вербальную и невербальную части, согласованно взаимодействующих в текстах рекламы. Реклама рассматривается как особый тип коммуникативной ситуации, в условиях которой кодированная информация передается для изменения образа мышления потребителя и формы его поведения. В статье представлены основные механизмы вербальной и невербальной коммуникации рекламного текста.
Тема номера
Missouri University of Science and Technology , USA
«PRINCIPLES OF LEXICOGRAPHIC DESCRIPTION FOR WORD-FORMATION SYNTHESIS TERMINOLOGY (on the Мaterials of Verbs of Sound in the Russian Language)»
The purpose of this study is to develop the description principles for lexicographic terminology in word-formation (WF) synthesis of Russian verbs. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the terminological system for WF synthesis of verbs is presented as the object of lexicographic description and enhanced with inter-active web-based elements. As a result, it has been proven that this terminological dictionary can serve not only as an informational and methodological instrument, but it also can become an effective teaching tool for studying Russian verb synthesis. The main macro-structure of the designed dictionary features the departure from the traditional alphabetic organization of the material, utilizing instead the principle of zoning by synthesis levels (the root and the word formation levels). Each lexicographic entry is augmented with interactive links to digital Russian explanatory dictionaries and to the Russian National Corpus (RNC) database.
Авторская монография
- , Санкт-Петербург г
«Zhizn' lingvista»
Данное издание включает в себя воспоминания языковеда Владимира Михайловича Алпатова (р. 1945), академика Российской академии наук. Рассказывается о его студенческих годах в МГУ, о его многолетней работе в академическом Институте востоковедения. Также говорится о судьбах его родных и близких, о друзьях и сослуживцах.
Педагогика
MBOU "Zhuravskaia SOSh" , Белгородская обл
«Ispol'zovanie lingvisticheskikh zadach»
В статье рассматриваются виды лингвистических задач и их примеры. Автор приходит к выводу, что лингвистическая задача воплощает принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности школьника и является эффективным средством развития навыков лингвистического анализа, логического мышления школьника.
Philology and linguistics
MBOU "SOSh 46" g. Belgoroda , Белгородская обл
«Norms of the Russian literary language»
Педагогика
Zoia N. Kirillova , candidate of philological sciences
Institute of Philology and Intercultural Communication FSAEI of HE "Kazan (Volga Region) Federal University" , Татарстан Респ
«Ispol'zovanie igrovykh tekhnologii na urokakh inostrannogo iazyka»
В статье рассматриваются особенности игровых технологий на уроках иностранного языка, создание и использование игровых ситуаций в образовательном процессе. Авторы отмечают, что игровые технологии оказывают положительное воздействие на психоэмоциональный фон, поддерживают интерес к учению, формируют интеллектуальные навыки.
Филология
MBOU "Nikitovskaia SOSh" , Белгородская обл
«Printsip uvlekatel'nosti na urokakh russkogo iazyka»
В статье рассматриваются способы увлечения школьников учебным предметом «Русский язык». Автор утверждает, что поддержанию и развитию интереса к русскому языку способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание детей, заставить мысль каждого ребенка работать.

