Список публикаций по ключевому слову: «ограниченные возможности здоровья»


Психология

Дата публикации: 19.11.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Константинова Эльвира Васильевна , учитель-дефектолог
Никитина Майя Анатольевна , педагог-психолог
МБОУ «Таутовская СОШ им. Б.С. Маркова» , Чувашская Республика - Чувашия

«Развитие логического мышления у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос о развитии логического мышления у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены основные направления работы и трудности, с которыми может столкнуться учитель-дефектолог при организации данной деятельности.

Педагогика

Дата публикации: 06.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Васильева Диана Леонидовна , учитель-дефектолог
БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
Петрова Юлия Александровна , учитель
БОУ «Республиканский центр дистанционного обучения» Министерства Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия

«Искусственный интеллект в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос об использовании искусственного интеллекта (ИИ) в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Отмечается, что основная цель внедрения ИИ заключается в персонализации образовательного процесса, что позволяет адаптировать обучение под уникальные потребности каждого ребёнка. Это включает в себя не только адаптацию учебной среды, но и мониторинг прогресса учащихся, что в конечном итоге способствует более эффективному усвоению знаний.

Психология

Дата публикации: 26.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Машкович Наталия Владимировна , аспирант
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г

«Технологии поддержки жён участников специальной военной операции (СВО), воспитывающих детей с ОВЗ»

Скачать статью

В статье рассматривается актуальная проблема оказания комплексной психолого-педагогической поддержки женам участников специальной военной операции (СВО), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных моделей сопровождения, учитывающих двойную нагрузку таких семей. Целью работы является анализ и теоретическое обоснование технологий поддержки, включая психологические, образовательные и социальные аспекты. Методологическую основу составили системный подход и анализ современной научной литературы и практик. Выявлены ключевые направления работы: психологическая помощь, правовое консультирование, педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и профессиональная переподготовка женщин. Определены риски, связанные с эмоциональным выгоранием матерей и необходимостью межведомственного взаимодействия. Сделан вывод о критической важности интеграции технологий поддержки для успешной адаптации и социализации как детей с ОВЗ, так и их матерей, переживающих стресс, связанный с участием супруга в СВО.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Дата публикации: 17.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Канищева Марина Николаевна , воспитатель
Уварова Елена Вячеславовна , тьютор
Смолякова Людмила Ивановна , воспитатель
Клюева Елена Николаевна , тьютор
Миронычева Дарья Эдуардовна , бакалавр , учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Почему аутичным детям необходимы визуальные таймеры в системе дошкольного образования?»

Скачать статью

В статье рассматриваются конкретные примеры из опыта работы тьюторов детского сада №48 города Белгорода, отражающие цели и задачи, выполняемые специалистом в рамках реализации сопровождения образовательного процесса ребенка с расстройствами аутистического спектра при использовании модели «ресурсная группа». Авторами представлены задачи тьюторского сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 17.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Уварова Елена Вячеславовна , тьютор
Канищева Марина Николаевна , воспитатель
Смолякова Людмила Ивановна , воспитатель
Миронычева Дарья Эдуардовна , бакалавр , учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ресурсной группе детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)»

Скачать статью

В статье рассматриваются конкретные примеры из опыта работы тьюторов детского сада №48 города Белгорода, отражающие примеры организации предметно-пространственной среды группового помещения ресурсной группы, позволяющие продуктивно выстраивать систему сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Педагогика

Дата публикации: 15.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Александрова Марина Николаевна , воспитатель
Тимофеева Алена Валерьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №146» , Чувашская Республика - Чувашия

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как задача инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Скачать статью

В статье отмечается, что произвольная регуляция поведения рассматривается как ключевой элемент социальной адаптации ребенка, необходимой для успешного обучения в школе. Опытные педагоги дошкольных учреждений систематически проводят коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с ОВЗ, используя специально подобранные игры и упражнения, которые формируют «фундамент» мышления, развивают различные виды восприятия, моторные навыки и межсенсорные связи, постепенно стимулируя познавательный интерес и творческие способности ребенка.

Психология

Дата публикации: 16.09.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Клевцова Марина Николаевна , педагог-психолог
Тимофеева Татьяна Владимировна , педагог-психолог
Петрова Ирина Сергеевна , учитель-дефектолог
Ковальчук Светлана Олеговна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №32 «Дружные ребята» , Белгородская обл

«Сохранение психического здоровья детей с ОВЗ дошкольного возраста через использование терапевтических технологий»

Скачать статью

В современном мире внимание к вопросам здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится все более актуальным. Эти дети испытывают различного рода трудности, которые могут влиять на их эмоциональное и психологическое состояние. Психологическое здоровье дошкольников имеет важное значение для их дальнейшего развития и интеграции в общество. Использование терапевтических технологий может стать эффективным инструментом, способствующим поддержанию и улучшению психоэмоционального состояния таких детей.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 27.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Тихонова Светлана Георгиевна , учитель-дефектолог
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия

«Коррекционно-развивающие технологии, формы и методы работы с детьми с ОВЗ»

Скачать статью

Предлагаемая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми, имеющими умственную отсталость (УО), задержку психического развития (ЗПР) и расстройства аутистического спектра (РАС). Статья представляет собой комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, развитие когнитивных функций, коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Дата публикации: 15.07.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Михайлюкова Ксения Федоровна , учитель-логопед
МБОУ «Гимназия №2» , Белгородская обл

«Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»

Скачать статью

В статье затронут вопрос инновационных методов работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в общеобразовательных организациях. Такие методы и приемы, как RAFT-технологии, образовательный квест, и прием синквейн позволяют успешно реализовать некоторые задачи инклюзивного образования.

Дата публикации: 06.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Воркунова Елена Валерьевна , воспитатель
ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ» , Татарстан Респ

«Методическая разработка воспитательского часа для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья по теме «Путешествие на планету Доброты»»

Скачать статью

В статье представлена методическая разработка воспитательского часа для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательский час соответствует духовно-нравственному направлению воспитательной работы школы-интерната и призван способствовать осмыслению учащимися с ограниченными возможностями здоровья общечеловеческих ценностей, осознанию личной причастности к социуму, пониманию своего «Я». Воспитательский час проведён в виде путешествия по планетам-станциям к планете Доброты. Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям и студентам педагогических ВУЗов.

Педагогика

Дата публикации: 30.06.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Канищева Марина Николаевна , воспитатель
Смолякова Людмила Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Работа воспитателя по подготовке к переходу на новую ступень образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)»

Скачать статью

В статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе. Перечислены навыки, которым воспитателю необходимо научить ребенка.

Дата публикации: 30.06.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Канищева Марина Николаевна , воспитатель
Смолякова Людмила Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Конструирование в работе воспитателя с обучающимися с расстройствами аутистического спектра как средство развития навыков общения в процессе совместной деятельности (из опыта работы)»

Скачать статью

В статье исследуются конкретные примеры из опыта работы воспитателя по реализации занятий конструированием обучающихся с расстройствами аутистического спектра, что рассматривается авторами как средство развития навыков общения в процессе взаимодействия.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 18.06.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Канищева Марина Николаевна , воспитатель
Смолякова Людмила Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Роль воспитателя ресурсной группы в организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)»

Скачать статью

В статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистического спектра.

Дата публикации: 01.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Александрова Наталия Григорьевна , воспитатель
Степанова Светлана Евгеньевна , воспитатель
БОУ ЧР «Чебоксарская НОШ для детей с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО для детей с ОВЗ»

Скачать статью

В статье раскрывается вопрос о соблюдении требований к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО для детей с ОВЗ. Отмечается, что предметно-пространственная среда в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей с ОВЗ и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников, а также для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ.

Педагогика

Дата публикации: 29.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Титова Юлия Владимировна , магистрант
Назарова Анна Сергеевна , магистрант
Алирзаева Индира Бабаевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край

«Использование мультимедиа в логопедической практике: расширение возможностей»

Скачать статью

В статье рассматриваются популярные компьютерные программы и новые мультимедийные подходы, которые используются в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой особую группу, включающую в себя детей с нарушениями зрения, слуха, интеллектуального развития или с расстройствами центральной нервной системы. Эти дети сталкиваются с трудностями в восприятии информации из-за проблем с концентрацией внимания, памятью и другими особенностями. Авторами отмечено, что коррекционная педагогика стремится разработать эффективные методы и практики, которые помогут детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе.

Дата публикации: 25.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Поддубровская Светлана Анатольевна , педагог-психолог
МБОУ «Начальная школа – детский сад №26» , Белгородская обл
Радаева Марина Владимировна , социальный педагог
МОУ «Начальная школа «Радуга детства» , Белгородская обл

«Индивидуализированный подход к обучению: роль междисциплинарной команды в поддержке младших школьников с ОВЗ»

Скачать статью

В статье рассматривается важность индивидуализированного подхода к обучению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описывается роль междисциплинарной команды, включающей в себя педагогов, психологов, логопедов и медицинских работников, в создании оптимальных условий для обучения и социализации таких детей. На основании современных исследований показано, как эффективное сотрудничество специалистов позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося, способствуя их успешной интеграции в образовательный процесс. Также акцентируется внимание на технологиях и методах, применяемых в работе с детьми с ОВЗ, что позволяет максимально раскрыть их потенциал.

Дата публикации: 03.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Таныгина Ольга Александровна , учитель-логопед
Каляканова Вероника Владимировна , учитель-дефектолог
МДОБУ «Новоарбанский Д/С «Радуга» , Марий Эл Респ
Изотова Марина Эриковна , педагог-психолог
МДБОУ «Новоарбанский Д/С «Радуга» , Марий Эл Респ

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Скачать статью

В статье рассматривается валеологическое воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ходе формирования осознанного отношения к здоровью и привития навыков здорового образа жизни. Авторами отмечено, что важна системная и слаженная работа всех специалистов ДОУ.

Дата публикации: 03.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Черняева Анна Николаевна , инструктор по физической культуре
МБДОУ «Д/С КВ №268» , Красноярский край

«Создание психологически комфортной образовательной среды на занятиях адаптивной физической культурой детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Скачать статью

В рамках статьи анализируется создание психологически комфортной среды детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой. Сформулированы актуальные авторские рекомендации для специалистов, осуществляющих психологический комфорт для детей с нарушениями здоровья.

Дата публикации: 21.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Илларионова Ирина Геннадьевна , учитель-дефектолог
Николаева Мария Валерьевна , зам. директора по УВР
Чернова Марина Юрьевна , учитель-дефектолог
БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» , Чувашская Республика - Чувашия

«Психолого-педагогические условия развития моторики у детей и взрослых с выраженными интеллектуальными нарушениями»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос об организации работы по развитию мелкой моторики у лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями. Отмечается, что развитие мелкой моторики у детей и взрослых с интеллектуальными нарушениями должно быть всесторонним и тщательно продуманным процессом. На практике успешное овладение мелкой моторикой является ключом к независимости и способствует улучшению когнитивных функций. Задачи, которые требуют выполнения определенных действий, помогают не только развивать моторные навыки, но и тренировать мышление.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 18.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Васильева Зинаида Петровна , учитель
МБОУ «СОШ №55» , Чувашская Республика - Чувашия

«Формирование финансовой грамотности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения (из опыта работы)»

Скачать статью

В статье приводится утверждение, что финансовая грамотность лиц с ограниченными возможностями здоровья – это непременное условие их социальной адаптации. Автором отмечено, что формирование основ финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ требует учета их образовательных потребностей, в числе которых освоение базовых знаний в сфере современной экономики, и использование в образовательном процессе вариативных форм работы, методов и средств обучения.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 21.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Тельнова Елена Семеновна , учитель-логопед
МБДОУ «Воротынский Д/С №2 «Светлячок» , Нижегородская обл

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос о формировании графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается, что слабо развитые графомоторные навыки – это серьёзная проблема для ребенка с ОВЗ, поскольку они неизбежно приведут к трудностям в школе, особенно в освоении письма. Это, в свою очередь, негативно скажется на успеваемости и может привести к снижению самооценки и мотивации к учебе.

Педагогика

Дата публикации: 03.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Грибачева Владислава Сергеевна , тьютор
Уварова Елена Вячеславовна , тьютор
Шевченко Анна Ивановна , тьютор
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Тьюторский функционал в рамках реализации сопровождения обучающегося с расстройствами аутистического спектра в системе дошкольного образования»

Скачать статью

В статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы тьюторов детского сада №48 города Белгорода, отражающие цели и задачи, выполняемые специалистом в рамках реализации сопровождения образовательного процесса ребенка с расстройствами аутистического спектра при использовании модели «ресурсная группа». Авторами представлены задачи тьюторского сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Дата публикации: 03.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Грибачева Владислава Сергеевна , тьютор
Уварова Елена Вячеславовна , тьютор
Шевченко Анна Ивановна , тьютор
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Использование тьютором социальных сетей и сайта ДОО как ресурс для повышения педагогической компетентности педагогов и родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра»

Скачать статью

В статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы тьюторов детского сада №48 города Белгорода, отражающие систему работы по повышению уровня педагогической компетентности педагогов, не работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра путем использования ресурса социальных сетей и сайта ДОО. Авторами отмечено, что социальные сети и официальный сайт ДОО позволяют его экономить и решать задачи по повышению уровня педагогической компетентности в удобном формате.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 28.11.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Грибачева Владислава Сергеевна , тьютор
Уварова Елена Вячеславовна , тьютор
Шевченко Анна Ивановна , тьютор
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка» , Белгородская обл

«Использование технологии портфолио в работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра как фактор повышение уровня удовлетворенности родителей качеством обучения (из опыта работы)»

Скачать статью

В статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы тьюторов детского сада №48 города Белгорода, отражающие систему применения технологии «Портфолио» в работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. Авторами отмечено, что представленная технология позволила добиться повышения уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Дата публикации: 21.11.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 1 (Всего: 1)
Егорова Инна Анатольевна , бакалавр , воспитатель
МБДОУ «Д/С №142» , Чувашская Республика - Чувашия
Петрунова Мария Петровна , воспитатель
Данилова Анастасия Александровна , старший воспитатель
МБДОУ «Д/С №204» , Чувашская Республика - Чувашия

«Инклюзивные практики в дошкольном образовании»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме внедрения инклюзивных практик в дошкольное образовательное учреждение. Отмечается, что в основе инклюзии лежит принцип равных возможностей для всех детей. Авторами выделено, что каждый ребенок, независимо от своих особенностей, должен иметь доступ к качественному образованию, которое соответствует его потребностям.