Список публикаций по ключевому слову: «народ»
Педагогика
Мизюркина Светлана Геннадьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №150» , Кемеровская обл
Мельникова Евгения Ивановна , воспитатель
МБ ДОУ «Д/С №251» , Кемеровская обл
Винтовкина Оксана Владимировна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №150» , Кемеровская обл
«Сценарий новогоднего утренника в средней группе»
В статье представлен подробный сценарий новогоднего утренника для детей, разработанный в рамках приобщения к русским народным традициям. Сценарий включает в себя образовательные, развивающие и воспитательные задачи и содержит детальный план предварительной работы, перечень необходимых материалов, полный текст постановки с ролями ведущего, сказочных персонажей и детей, а также указания по музыкальному сопровождению.
Селезнева Галина Алексеевна , музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/С №31 «Журавлик» , Белгородская обл
«Эффективные практики по воспитанию патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей»
Яцуха Ирина Васильевна , воспитатель
Левченко Ольга Сергеевна , учитель-логопед
Чащина Евгения Александровна , педагог-психолог
Костина Ксения Александровна , инструктор по физической культуре
МБДОУ «Д/С №40 «Золотая рыбка» , Белгородская обл
«Роль совместной деятельности семьи и детского сада по воспитанию патриотизма у дошкольников»
Статья посвящена проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Автор обосновывает необходимость приобщения ребёнка к народной культуре, семейным традициям и истории родного края как фундаменту для формирования любви к большой и малой Родине. Особое внимание уделяется роли семьи как первичного источника патриотических чувств и важнейшему партнёру дошкольной образовательной организации. В статье раскрываются ключевые компоненты патриотического воспитания и подчёркивается важность личного примера старшего поколения. Представлен практический опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи через совместные праздники, тематические мероприятия, проекты, экскурсии и акции, направленные на формирование у дошкольников гражданской идентичности и чувства сопричастности к судьбе страны. Делается вывод о том, что только системное и совместное воздействие семьи, ближайшего окружения и образовательного учреждения позволяет успешно решить задачу воспитания настоящего гражданина и патриота.
Степанова Оксана Ивановна , бакалавр , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №46 «Вишенка» , Белгородская обл
«Использование народного фольклора в непрерывном образовательном процессе дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через проектную деятельность»
Титова Надежда Геннадьевна , педагог-психолог
Московкина Татьяна Ивановна , воспитатель
Геронтьева Мария Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №174 «Микроша» , Чувашская Республика - Чувашия
«Устное народное творчество как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников в программе «Социокультурные истоки»»
В статье рассматривается роль устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста в рамках программы «Социокультурные истоки». Автором анализируется, как фольклорные произведения способствуют формированию системы ценностей, развитию эмоциональной сферы и усвоению социокультурных норм. Статья будет полезна воспитателям, методистам и родителям.
Физическая культура и спорт
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» , Москва г
«Диалог культур в физическом воспитании в высшей школе»
Статья посвящена вопросу о роли и значения этнокультурных аспектов в процессе физического воспитания студенческой молодежи в высших учебных заведениях. Целью является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности интеграции этнокультурного компонента в учебный процесс по дисциплинам физической культуры. Задачи исследования: проанализировать современное состояние проблемы; выявить отношение студентов к этнокультурным элементам на занятиях; разработать и апробировать программу, включающую национальные виды физической активности; оценить ее влияние на мотивацию, психоэмоциональное состояние и социально-коммуникативные навыки обучающихся. В ходе педагогического эксперимента была внедрена авторская программа, основанная на использовании народных игр, единоборств и танцев. Результаты исследования показали, что студенты экспериментальной группы продемонстрировали статистически значимое повышение уровня мотивации к занятиям, улучшение показателей психологического климата в учебных группах и рост интереса к традиционной культуре. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета этнокультурного фактора как значимого ресурса для оптимизации физического воспитания в поликультурной среде вуза. Разработанная программа может быть рекомендована к использованию в практике работы кафедр физического воспитания.
Педагогика
Агаркова Ирина Николаевна , воспитатель
Проскурина Елена Васильевна , воспитатель
Хожайнова Елена Ивановна , воспитатель
Паршуткина Антонина Николаевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик» , Белгородская обл
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей и культурой родного края»
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Верещагина Ольга Дмитриевна , воспитатель
МДОУ «ЦРР – Д/С №4» , Белгородская обл
«Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к культуре и традициям русского народа»
Социальные процессы и образование
Сорокина Татьяна Викторовна , педагог дополнительного образования
МАОУДО «ДДЮТ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Проблемы народного танца в современных условиях»
Педагогика
Бородавкина Виктория Владимировна , воспитатель
Мирзоева Нина Николаевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С КВ №71» , Белгородская обл
«Воспитание нравственных качеств детей младшей возрастной группы детского сада посредством русских народных сказок»
В статье рассматривается вопрос важности воспитания нравственных качеств у детей и то, как это можно реализовать с помощью русских народных сказок. Регулярное чтение, обсуждение и игровая деятельность, основанная на сказочных сюжетах, формируют у детей прочный нравственный стержень, который станет основой их личности и поможет им вырасти достойными членами общества.
Кожевников Артём Вадимович , студент
Боренштейн Анна Львовна , канд. юрид. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» , Курская обл
«Академическая мобильность в юриспруденции: возможности и вызовы для студентов»
В статье рассматриваются возможности и вызовы, связанные с академической мобильностью студентов-юристов. Анализируется противоречие между универсальными принципами права и национальными особенностями правовых систем. Подчеркивается необходимость развития навыков сравнительного правоведения, языковых и коммуникативных навыков, а также обеспечения академического признания результатов обучения за рубежом. Особое внимание уделяется финансовой поддержке и безопасности студентов, участвующих в программах академической мобильности. Рассматривается роль образовательных учреждений в обеспечении эффективности и доступности академической мобильности.
Социальные процессы и образование
Прокопьева Татьяна Владимировна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №136» , Чувашская Республика - Чувашия
«Культурное наследие как фактор формирования личности дошкольника: теоретико-практический аспект»
Воспитание детей с учётом национальных особенностей приобретает особую значимость, поскольку именно через изучение и возрождение культурного наследия формируется патриотизм и духовность подрастающего поколения. В статье отмечена роль педагогов в процессе приобщения детей к народному наследию, традициям и обычаям предков.
Исследования в образовании и образовательные практики
Иваницкая Галина Михайловна , магистр , воспитатель
Шварева Оксана Александровна , воспитатель
Стрельникова Екатерина Александровна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №65» , Белгородская обл
«Детский фольклор как эффективное средство для развития речи детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается значение фольклора в развитии речи и культурной идентичности детей. Устное народное творчество, включая сказки, потешки и пословицы, обогащает детей знаниями о культуре и традициях, развивает творческое мышление и навыки языка. Предлагаются практические подходы к интеграции фольклора в образовательный процесс, что способствует формированию логического мышления, внимания и памяти у детей, а также укрепляет эмоциональную связь с родителями. Акцентируется внимание на роли речевого развития в дошкольном образовании и его соответствии Федеральным стандартам, подчеркивая важность опытов педагогов в этой области. В представленной работе рассматривается уникальное восприятие мира детьми дошкольного возраста, которое отличает их от взрослых. Фольклорные формы, такие как колыбельные и потешки, играют важную роль в развитии детской речи и передаче культурного наследия, что содействует формированию индивидуальности ребенка и его восприятия окружающего мира. Особое внимание уделяется значению взаимосвязи и культурных норм, которые формируются в раннем детстве через взаимодействие с родителями и воспитателями, определяющие будущие социальные навыки ребенка.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «СОШ №37» , Астраханская обл
«Традиционные русские народные сказки как источник изучения народной мудрости»
Статья посвящена вопросу специфики исследования жанра русских народных сказок, особенностям их композиции, структуре образов и значений, которые передают коллективную память и мораль народа. Русские народные сказки выступают уникальным наследием русской культуры, воплощающим традиционные представления народа о мире, обществе и человеческих отношениях. Изучение этих произведений позволяет глубже проникнуть в сознание русского народа, выявить общечеловеческие истины и уникальные черты национальной психологии.
Лапташкина Оксана Александровна , педагог-психолог
МБДОУ «Д/С №179» , Чувашская Республика - Чувашия
«Фольклор как средство развития дошкольников»
В статье представлен вопрос об использовании фольклора как средства развития детей дошкольного возраста. Отмечается, что образовательная деятельность в детском саду насыщена фольклорными мотивами: чтение и рассказывание сказок, былин, прибауток, рассматривание иллюстрированных книг, прослушивание народных песен и мелодий – все это создает яркие и запоминающиеся образы, стимулирует воображение, развивает речь и обогащает духовный мир ребенка.
Сорокина Светлана Леонидовна , учитель
МБОУ «Трехбалтаевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Народные подвижные игры во внеклассных мероприятиях как средство развития познавательного интереса младших школьников к физкультурно-оздоровительной деятельности»
Ермакова Марина Николаевна , воспитатель
МБОУ «Начальная школа – детский сад №55» , Белгородская обл
«Формирование познавательной и речевой активности младших дошкольников через знакомство с народными сказками»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «Тораевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Применение идей этнопедагогики Г.Н. Волкова в своей образовательной деятельности»
В статье рассматривается вопрос применения педагогических идей этнопедагога Г.Н. Волкова в образовательной деятельности с младшими школьниками, способствующие повышению интереса к изучению родного языка, воспитанию любви к традициям своего народа и их сохранению. Автор обращает внимание на различные методики внедрения идей этнопедагога в образовательный процесс.
Николаева Марина Анатольевна , учитель
МБОУ «СОШ №57» , Чувашская Республика - Чувашия
«Этнопедагогика и математика: неизмеримое наследие Геннадия Никандровича Волкова»
Статья посвящена исследованию междисциплинарного подхода в образовании на стыке этнопедагогики и математики, основанного на научном наследии советского и российского педагога Геннадия Никандровича Волкова (1927–2010). Несмотря на то, что Г.Н. Волков известен как основатель этнопедагогики, его математическое образование и преподавательский опыт оказали большое влияние на формирование системного и структурированного метода в его исследованиях. В статье анализируется, как принципы этнопедагогики – народность, опора на культурный контекст, целостность воспитания – могут быть применены для обогащения преподавания математики. Представлены практические аспекты интеграции народной культуры (фольклор, орнаменты, ремёсла, традиционные единицы измерения) в изучение арифметики, геометрии и логики. Рассматриваются конкретные произведения Г.Н. Волкова, которые могут служить основой для разработки учебных материалов. В заключении обозначены условия успешной реализации данного подхода: подготовка педагогов, разработка соответствующих методических материалов и вовлечение местного сообщества. Делается вывод о том, что синтез этнопедагогики и математики способствует гуманизации образования, повышению мотивации учащихся и укреплению связи между абстрактными знаниями и культурной идентичностью.
Педагогика
МБДОУ «Д/С №162» , Чувашская Республика - Чувашия
«Формирование этнической идентичности у детей дошкольного возраста с использованием чувашских народных игр»
В статье рассматривается актуальная проблема формирования этнической идентичности у детей дошкольного возраста. Автор обращает внимание на возможности использования чувашских народных игр как эффективного средства приобщения дошкольников к национальной культуре. В статье отмечается, что этническая идентичность является важным компонентом личности ребенка, определяющим его самосознание, поведение и отношение к окружающему миру. Особую роль в ее становлении играют различные элементы народной культуры, в том числе народные игры. Описываются основные этапы и содержание работы по формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста с использованием чувашских народных игр. Раскрывается методика организации игровой деятельности, включающая знакомство с историей, правилами и атрибутами чувашских игр, проведение игровых сеансов, обсуждение их смысла и значения. Делается вывод о том, что систематическое использование чувашских народных игр в образовательном процессе дошкольной организации способствует эффективному формированию у детей этнической идентичности, осознанию ими своей национальной принадлежности и гордости за свою культуру.
Экономика
Шерстобитова Анна Анатольевна , канд. экон. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» , Самарская обл
«Динамика и прогноз индивидуальных санкций России»
В статье проводится комплексный анализ динамики корпоративных и индивидуальных санкций, введенных против России в период с 1995 по 2025 год, а также представляется прогноз их развития до 2035 года на основе авторегрессионной интегрированной модели скользящего среднего. Исследование выявляет ключевые периоды роста санкционного давления, связанные с геополитическими событиями, такими как кризис в Украине 2014 года и военная спецоперация к демилитаризации и денацификации Украины в 2022 году. Результаты показывают экспоненциальный рост санкций в обеих категориях, с прогнозируемым достижением около 17,9 тысяч корпоративных и 8,4 тысяч индивидуальных санкций к 2035 году. Статья рассматривает влияние международной политики на санкционный режим и анализирует потенциальные последствия продолжающейся тенденции к усилению экономического и политического давления на Россию.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «СОШ №54» , Чувашская Республика - Чувашия
«Фестиваль чувашской культуры «Савнă ен – Чăваш çĕр-шывĕ»»
Статья посвящена вопросу возможности применения методической продукции в учебно-воспитательном процессе с целью развития познавательного интереса подрастающего поколения к традициям национальной культуры чувашского народа. Работа также направлена на популяризацию фольклорного движения, сохранение и развитие национальных традиций.
Медицинские науки
Щербакова Ирина Викторовна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России , Саратовская обл
«История фармации первобытного общества: ключевые аспекты»
Щербакова Ирина Викторовна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России , Саратовская обл
«Врачевание и лекарственная терапия в первобытном обществе»
Статья посвящена анализу истоков медицины и фармации в условиях первобытного общества. В работе рассматриваются ключевые аспекты темы, включая эмпирическое использование природных ресурсов, формирование первых медицинских практик в эпохи матриархата и патриархата, а также становление народной медицины как основы современных фармацевтических знаний.
Щербакова Ирина Викторовна , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России , Саратовская обл

