Список публикаций по ключевому слову: «метод»
Педагогика
Мазницына Марина Александровна , воспитатель
Дубровская Екатерина Геннадиевна , музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/С №52 «Ласточка» , Белгородская обл
«Методические рекомендации применения песочной терапии для педагогов детских садов»
Современные технологии в образовании
МАОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева» , Чувашская Республика - Чувашия
«Интегрированное занятие по английскому языку и географии»
В статье представлена методическая разработка открытого интегрированного занятия для студентов первого курса. В ходе занятия решаются дидактические (изучение причин экономического лидерства, развитие монологической речи), развивающие (анализ, обобщение, систематизация) и воспитательные (воспитание уважения к другим культурам) задачи. Особое внимание уделяется межпредметным связям и интерактивным методам: студенты самостоятельно готовят презентации и выступления на русском и английском языках, участвуют в диалоге. В заключительной части проводится сравнительный анализ Австралии и России, что способствует развитию критического мышления и глобального кругозора обучающихся.
МБОУ «Октябрьская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии»
В статье рассматриваются возможности применения технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показана актуальность формирования критического мышления в условиях современного информационного общества и обоснована необходимость использования данной технологии в естественнонаучном образовании. Описаны структурные компоненты и особенности трёхфазной модели урока. Подробно представлены методические приёмы, применимые на этапах «вызова», «осмысления» и «рефлексии», а также примеры по ключевым разделам школьного курса биологии.
Социальные процессы и образование
МБОУ «Пикшикская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
Петрова Светлана Валерьяновна , учитель
МБОУ «Убеевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«От простого к гениальному: методика картотеки для увлекательного написания сочинений по литературе»
В статье рассматривается проблема низкого качества школьных сочинений из-за недостатка навыков анализа и логики изложения. Для её решения предлагается простая и доступная методика работы с картотекой. Метод включает ключевые этапы: инвентаризацию и классификацию информации, проектирование структуры, создание черновика и его последующую доработку. Данный подход позволяет систематизировать знания и улучшить качество письменных работ. Методика рекомендована учителям литературы и родителям для помощи учащимся.
Андреева Наталия Валерьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №2 «Калинка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Эффективные методы формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольников»
Статья посвящена вопросу развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с применением игровой методики контактного взаимодействия. Рассматриваются основные стадии и технологии построения эффективного взаимодействия, способствующие формированию позитивных установок на общение и освоению основ социального взаимодействия.
Исследования в образовании и образовательные практики
ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«Современные подходы и методы к преподаванию математики: от традиций к инновациям»
Статья посвящена вопросу совершенствования образовательного процесса в области обучения математике. Анализируются традиционные подходы и методы преподавания математики, их преимущества и недостатки. Особое внимание уделяется современным технологиям и методикам, позволяющим повысить эффективность усвоения материала учащимися. Рассматриваются возможности внедрения цифровых технологий, интерактивных методов и инновационных форматов уроков. Статья адресована учителям или преподавателям математики, руководителям образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и всем, интересующимся проблемами современного образования.
МБДОУ «Д/С №44 «Поляночка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Формирование финансовой грамотности у дошкольников»
В статье рассматриваются основные принципы и практические методы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Освещаются возрастные особенности восприятия экономических понятий и предлагаются конкретные игровые подходы, повседневные ситуации и семейные традиции для воспитания разумного отношения к деньгам. Подчёркивается важность совместной работы родителей и педагогов для заложения основ ответственного финансового поведения.
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«Использование метода проектов на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся»
МБУ ДО «ДШИ п. Майский» , Белгородская обл
«Роль педагога в развитии критического мышления у обучающихся»
Статья посвящена вопросу о роли современного педагога в развитии критического мышления у обучающихся. Рассматриваются особенности создания образовательной среды, в которой ученик чувствует себя свободным задавать вопросы, анализировать информацию и формулировать собственные выводы. Особое внимание уделяется методам и приёмам, способствующим формированию критического мышления: организации дискуссий, работе с разнообразными источниками, применению кейс-технологий и проектной деятельности. Подчёркивается значимость личного примера педагога, а также необходимости эмоциональной поддержки и уважительного диалога. Делается вывод о том, что педагог становится ключевой фигурой, направляющей ребёнка к осознанному, самостоятельному и глубокому мышлению.
БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«Роль методиста в профессиональной деятельности педагога»
В статье рассматривается вопрос о роли методиста в профессиональной деятельности педагога. Отмечается, что в условиях постоянного обновления содержания образования, внедрения новых технологий и стандартов, методист становится тем самым навигатором, который не только помогает педагогам адаптироваться к изменениям, но и использует их для собственного профессионального роста, а также для повышения качества обучения детей.
МБОУ «СОШ №56» г. Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия
«Классный час «Урок Победы. Юные герои войны»»
В статье представлен сценарий тематического классного часа, посвящённого 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Целью мероприятия является патриотическое воспитание учащихся через осмысление подвига их сверстников. Методическая разработка включает знакомство с историями детей-героев, интерактивную работу по созданию коллективного коллажа, викторину и элементы проекта «Бессмертный полк». Особое внимание уделяется связи глобальной истории с локальным контекстом Янтиковского района Чувашии.
Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж» , Татарстан Респ
Низамеева Эльвира Фанисовна , воспитатель
Диазтдинова Гульнара Шамиловна , воспитатель
Миннигулова Ляйсан Асадуловна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №19 «Аленка» , Татарстан Респ
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
В статье рассматривается актуальная проблема развития эмоционального интеллекта (ЭИ) детей дошкольного возраста в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Обосновывается необходимость целенаправленной педагогической работы в данном направлении, поскольку эмоциональный интеллект является фундаментом для успешной социализации, учебной деятельности и психического благополучия ребенка.
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«От А до Я: как повысить интерес к изучению русского языка в 5 классе»
В статье рассматривается актуальная проблема снижения мотивации к изучению русского языка у учащихся 5-х классов. Анализируются причины данной тенденции, а также предлагаются конкретные методические решения и практические рекомендации для учителей русского языка. Особое внимание уделяется использованию интерактивных методов обучения, дифференцированному подходу, применению наглядных материалов, проектной деятельности, использованию информационно-коммуникационных технологий и созданию нестандартных уроков. Цель статьи – предоставить учителям инструментарий для повышения интереса учащихся к русскому языку и формирования у них устойчивой потребности в грамотной устной и письменной речи.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБУ ДО «ДШИ п. Майский» , Белгородская обл
«Воспитание ответственности и самостоятельности через активные методики обучения на уроках изобразительного искусства в детской школе искусств»
В статье рассматривается роль активных методик обучения в воспитании ответственности и самостоятельности у детей на уроках изобразительного искусства в детской школе искусств. Показано, как такие инструменты, как ведение творческого портфолио и участие в организации художественных выставок, способствуют формированию у обучающихся не только профессиональных навыков, но и важных личностных качеств. Активное вовлечение детей в творческий процесс помогает им осознавать свою ответственность, учиться самостоятельному принятию решений и развивать уверенность в собственных силах, что является ключевым в подготовке к жизни в современном обществе.
Вавилина Татьяна Борисовна , педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» , Белгородская обл
«Интерактивные тетради как эффективное средство повышения мотивации»
МБОУ «Первомайская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Проектная методика на уроках изобразительного искусства в начальной школе и ее роль в формировании УУД»
В статье рассматривается методика проектной деятельности, как основной эффективный инструмент формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Раскрывается сущность проектной методики, её ключевые характеристики и специфика её применения. Отмечается, что правильная интеграция проектной методики в преподавание помогает превращению учебного процесса в увлекательный и удивительный осмысленный творческий процесс, что развивает самостоятельность и критическое мышление, что по итогу приводит к гармоничному развитию личности младшего школьника.
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«Методическая разработка по истории к уроку-обобщению по главе 2 «Мир в 1918–1939 гг.» учебника «История. Всеобщая история. 1914–1945 годы. 10 класс. Базовый уровень»»
В статье представлена методическая разработка представляет практический подход к систематизации исторических знаний в 10 классе через анализ ключевых личностей периода 1918–1939 гг. На уроке учащиеся выполняют задание на установление соответствия между портретами, цитатами и оценкой роли исторических деятелей, что способствует развитию навыков анализа, аргументации и подготовки к заданиям №4–5 ЕГЭ по истории. Использование работы с первоисточниками, визуальными материалами и структурированными таблицами помогает не только закрепить учебный материал, но и сформировать умение выявлять существенные черты исторических процессов и давать им сбалансированную оценку.
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи им. И.Х. Садыкова» , Татарстан Респ
«Использование интерактивных технологий для обучения игре на духовых музыкальных инструментах»
В статье рассматривается использование интерактивных технологий в процессе обучения игре на духовых музыкальных инструментах. В последние годы наблюдается значительное развитие технологий, которые находят применение в образовательной сфере. Интерактивные методы обучения, включая мультимедийные ресурсы, приложения и онлайн-платформы, становятся все более актуальными в музыкальном образовании. Работа направлена на анализ преимуществ и недостатков использования данных технологий, а также на выявление их влияния на процесс обучения и развитие учащихся. Результаты исследования показывают, что интерактивные технологии способствуют улучшению мотивации, повышению качества обучения и развитию творческого потенциала учащихся.
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2» , Татарстан Респ
«Развитие математической грамотности на уроках математики: ключ к успеху в современной жизни»
В статье рассматривается развитие математической грамотности как ключевой компетенции для решения реальных проблем. Автор предлагает практико-ориентированные методы обучения, включая решение ситуационных задач, проектную деятельность и анализ данных. Эти подходы призваны показать роль математики в повседневной жизни и развить критическое мышление учащихся.
МБОУ «СОШ №56» г. Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия
«Описание практики реализации школьного проекта «Сказки народов России»»
В статье представлен опыт реализации межпредметного библиотечного проекта «Сказки народов России», направленного на формирование читательского интереса и этнокультурной грамотности у младших школьников. Проект сочетает интерактивные форматы: громкие чтения, мастер-классы по созданию национальных кукол, изучение традиционных игр и техники «буклук», что способствует погружению учащихся в культурное многообразие страны. В результате реализации проекта достигнуты значимые образовательные эффекты: повышение мотивации к чтению, развитие коммуникативных навыков, создание тематических выставок детских работ, а также укрепление взаимодействия между школой, библиотекой и семьями обучающихся.
МБОУ «Новоахпердинская ООШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»
В статье рассматривается опыт использования игровых методов на уроках русского языка и литературы. Описываются преимущества игрового метода обучения, подчеркиваются его возможности в сохранении устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету. Особое внимание уделяется условиям успешного внедрения игровых технологий в образовательный процесс, включая соответствие целей урока, доступность материалов и умеренное использование игр. Приводятся конкретные примеры дидактических игр, направленных на развитие связной речи и повышение мотивации учеников. Статья адресована педагогам, стремящимся разнообразить учебный процесс и повысить эффективность уроков посредством игровых методик.
МБОУ «СОШ №45» , Чувашская Республика - Чувашия
«Конспект урока по теме: «Обеспечение безопасности в водном туристическом походе»»
В статье представлена методическая разработка представлен конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса. Урок построен в интерактивной форме с использованием технологии ротационных станций, что позволяет учащимся в активной форме изучить необходимый личный и групповой инвентарь, средства защиты и ключевые правила безопасности. Практико-ориентированный подход, включающий работу с кроссвордами и анализ типовых ситуаций, направлен на формирование у школьников навыков безопасного поведения на воде и ответственного отношения к организации походов.
Естественные науки (физические и химические науки)
МБОУ «СОШ №45» , Чувашская Республика - Чувашия
«Использование цифровых симуляторов и виртуальных лабораторий на уроках химии при изучении токсичных или взрывоопасных веществ»
В статье исследуется проблема обеспечения безопасности учебного эксперимента при изучении органической химии в школе. Представлен многолетний опыт применения цифровых симуляторов и виртуальных лабораторий для моделирования химических реакций с токсичными и взрывоопасными веществами. Подробно описаны методические приемы интеграции цифровых ресурсов на примере платформ PhET Interactive Simulations и «Виртуальная лаборатория» МЭШ. Приведены конкретные примеры заданий для учащихся 10 классов по темам «Алкены», «Карбонильные соединения» и «Спирты». Проведенный анализ результатов внедрения показал повышение учебной мотивации на 25% и качества усвоения материала на 27% по сравнению с традиционными методами обучения. Разработаны практические рекомендации по организации учебного процесса с использованием виртуальных лабораторий.
Педагогика
Кузенко Алена Александровна , воспитатель
Казилина Яна Витальевна , тьютор
МДОУ «ЦРР – Д/С №4» , Белгородская обл
«Игровые методы обучения: как игровые приемы способствуют развитию познавательных навыков у детей»
В статье рассматривается влияние игровых методов обучения на развитие познавательных навыков у детей. Подчеркивается важность использования игровых приемов как средства активизации учебного процесса, формирования критического мышления и креативности. Анализируются различные игровые техники, такие как ролевые игры, образовательные игры и интерактивные задания, которые способствуют более глубокому усвоению материала и развитию социальных навыков. Представлены примеры успешной реализации игровых методов в образовательных учреждениях и их положительное влияние на мотивацию учащихся.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» , Мордовия Респ
«Методические рекомендации по обучению описательной статистике студентов среднего профессионального образования (рабочие профессии)»
В статье рассматривается значимость элементов математической статистики в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в частности – для представителей рабочих профессий. На конкретных примерах показано, как специалисты данных направлений регулярно сталкиваются с необходимостью обработки и анализа статистических данных. Приведены методические рекомендации для преподавателей по обучению данной темы студентов СПО.

