Список публикаций по ключевому слову: «культура»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Исторический процесс развития речевой культуры»
Педагогика
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Понятие о нормативном компоненте речи в лингвистической литературе»
В статье рассматривается понятие языковой нормы как центрального элемента культуры речи в лингвистике. Автор анализирует вклад ключевых фигур русской филологии – М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина – в формирование и нормализацию русского литературного языка через их теоретические труды и художественную практику. Особое внимание уделяется противоречиям в подходе к нормированию в XIX–начале XX в., когда академическая наука дистанцировалась от практических задач культуры речи, а нормативные пособия часто носили запретительный характер, противоречащий живому языковому чутью.
Норцова Наталья Юрьевна , музыкальный руководитель
Шевцова Елена Вячеславовна , музыкальный руководитель
МДОУ «Д/С №15» , Белгородская обл
«Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на занятиях по физической культуре под музыкальное сопровождение»
В статье рассматривается потенциал интеграции музыкального сопровождения в адаптивную физическую культуру для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обосновывается комплексное влияние ритмически организованной двигательной активности на моторное, когнитивное, эмоционально-волевое и социальное развитие данной категории воспитанников. Приводятся данные теоретического анализа и методические аспекты построения занятий. Делается вывод о высокой эффективности синтеза физических упражнений и музыкально-ритмических компонентов как средства коррекции и гармонизации развития.
Яцуха Ирина Васильевна , воспитатель
Левченко Ольга Сергеевна , учитель-логопед
Чащина Евгения Александровна , педагог-психолог
Костина Ксения Александровна , инструктор по физической культуре
МБДОУ «Д/С №40 «Золотая рыбка» , Белгородская обл
«Роль совместной деятельности семьи и детского сада по воспитанию патриотизма у дошкольников»
Статья посвящена проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Автор обосновывает необходимость приобщения ребёнка к народной культуре, семейным традициям и истории родного края как фундаменту для формирования любви к большой и малой Родине. Особое внимание уделяется роли семьи как первичного источника патриотических чувств и важнейшему партнёру дошкольной образовательной организации. В статье раскрываются ключевые компоненты патриотического воспитания и подчёркивается важность личного примера старшего поколения. Представлен практический опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи через совместные праздники, тематические мероприятия, проекты, экскурсии и акции, направленные на формирование у дошкольников гражданской идентичности и чувства сопричастности к судьбе страны. Делается вывод о том, что только системное и совместное воздействие семьи, ближайшего окружения и образовательного учреждения позволяет успешно решить задачу воспитания настоящего гражданина и патриота.
Новинкина Анна Николаевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №53» , Белгородская обл
«Современная детская субкультура и её влияние на развитие ребёнка»
Статья посвящена проблеме исследования феномена современной детской субкультуры и её влиянию на развитие ребёнка. Рассматриваются ключевые элементы детской культуры, такие как игры, игрушки, мультфильмы, музыка и цифровые технологии. Анализируются положительные эффекты, такие как развитие креативности, коммуникативных навыков и повышение интереса к образованию, а также возможные негативные последствия, включая социальную изоляцию, зависимое поведение и усвоение вредных стереотипов. Особое внимание уделяется роли взрослых в формировании благоприятной культурной среды для полноценного воспитания детей.
Каталиева Асия Алтынбековна , учитель
Джамекова Румина Равильевна , учитель
ГАОУ АО «Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова» , Астраханская обл
«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка в казачьем кадетском корпусе»
В статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс изучения английского языка в условиях казачьих кадетских корпусов. Исследуются эффективные методы, направленные на повышение мотивации учеников, улучшение уровня владения языком и приобретение ими необходимых навыков коммуникации. Подробно описываются методики активного вовлечения учащихся в учебный процесс посредством использования цифровых инструментов, проектного подхода и ролевых игр. Особый акцент сделан на формировании культурологической компетенции, развитии лидерских качеств и воспитании патриотизма среди воспитанников. Выводы и рекомендации могут быть полезны педагогам профильных учебных заведений и специалистам, занимающимся разработкой образовательных программ.
Верещагина Ольга Дмитриевна , воспитатель
МДОУ «ЦРР – Д/С №4» , Белгородская обл
«Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к культуре и традициям русского народа»
Егорова Инна Анатольевна , бакалавр , воспитатель
Корнилова Анастасия Александровна , воспитатель
Матвеева Ирина Васильевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №142» , Чувашская Республика - Чувашия
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В статье рассматривается вопрос о здоровьесберегающих технологиях в детском саду, цель которых заключается в формировании осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накоплении им знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Современные технологии в образовании
МБОУ «СОШ №64» , Чувашская Республика - Чувашия
«Роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной речи современных школьников»
В статье рассматривается роль цифровых ресурсов в процессе формирования культурной речи современных школьников. Применение различных интернет-ресурсов активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует более успешному формированию и культуры речи, и цифровой компетентности. Это обеспечивает повышение их конкурентноспособности на современном рынке труда. Цифровые технологии в образовании могут быть как ресурсами, так и угрозами в процессе формирования речевой культуры.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Теоретические основы формирования у младших школьников нормативного компонента речи при усвоении заимствованной лексики»
Недвижай Владимир Дмитриевич , студент
Недвижай Светлана Викторовна , канд. экон. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» , Ставропольский край
«Бережливое производство в образовании: теоретический аспект и практика внедрения»
Шулятикова Анжела Владимировна , воспитатель
Тринеева Светлана Васильевна , воспитатель
ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт» , Белгородская обл
«Экологическое воспитание дошкольников в центре развития и социализации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «СОШ №57» , Чувашская Республика - Чувашия
«Здоровьесберегающая направленность на уроках физической культуры»
В статье раскрывается сущность здоровьесберегающего подхода в рамках школьного курса физической культуры. Рассматриваются ключевые технологии, методы и организационные формы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также на формирование у них ответственного отношения к собственному физическому и психологическому благополучию.
МБОУДО «ЦРТДиЮ им. А.И. Андрианова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Внеурочное мероприятие «Курс молодого бойца»»
Педагогика
ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия
«Физическая культура: не просто движение, а искусство жить полноценно»
В статье рассматривается понятие физической культуры, выходящее далеко за рамки школьных уроков и спортивных тренировок. Подчёркивается её ключевая роль в укреплении физического и ментального здоровья, управлении стрессом и повышении качества жизни в условиях современного малоподвижного образа жизни. Автор акцентирует внимание на доступности физической культуры для каждого человека, её положительном влиянии на когнитивные функции и социальную активность, что в совокупности делает её фундаментом для долгой, активной и полноценной жизни.
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» , Саратовская обл
«Экономическое образование как средство формирования финансовой грамотности студентов колледжа»
В статье рассматривается государственная политика, а также ключевые программы, направленные на повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации, в частности студентов среднего профессионального образования (СПО). Раскрывается значение финансовой грамотности для молодых людей, обозначаются риски и проблемы, возникающие при отсутствии базовых знаний в финансовой сфере. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям для преподавателей и студентов СПО по формированию устойчивых финансовых навыков. Делается вывод, что финансовая грамотность является важнейшим элементом профессиональной подготовки студентов и фактором их экономической самостоятельности и социальной устойчивости.
Михайлова Валентина Николаевна , музыкальный руководитель
МБДОУ «Д/С №44 «Поляночка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Сценарий музыкально-спортивного праздника «Чувашский край, любимый край»»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «СОШ №17» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие волейбольной культуры: как развивать интерес к волейболу в обществе и привлекать новое поколение»
В статье рассматривается вопрос открытия новых горизонтов для волейбола в обществе. Отмечается, что систематический подход и организация комплексной работы на уровне школ, вузов, сообществ и бизнес-структур позволят не только привлечь новые поколения к волейболу, но и сделать этот вид спорта важной частью общественной жизни.
Ильина Ирина Николаевна , учитель
МБОУ «Ибресинская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»
В статье рассматриваются направления патриотического воспитания подрастающего поколения, способы работы по формированию морально-политических качеств учащихся. Результаты исследования могут быть использованы для планирования работы на уроках русского языка и литературы и для организации внеклассной работы в школе.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Вурнарская СОШ №2» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие внеурочной деятельности по физической культуре через онлайн-конкурсы: методологический и практический аспекты»
В статье исследуется дидактический потенциал онлайн-конкурсов как эффективного инструмента модернизации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях цифровой трансформации образования. На основе анализа педагогического опыта автора и релевантных образовательных ресурсов раскрываются методологические основания, классификация форм работы и конкретные механизмы интеграции дистанционных форматов. Особое внимание уделяется решению задач формирования метапредметных компетенций и созданию индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» , Белгородская обл
«Формирование информационной культуры младших школьников через работу с текстом на уроках окружающего мира»
МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М. Михайлова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Преподавание физической культуры в средней школе»
В статье рассматривается преподавание физической культуры в средней школе. Автором разрабатывается интегрированная программа физической культуры, которая нацелена на объединение элементов различных видов спорта, активного отдыха и принципов здорового образа жизни. В работе также приводится оценка эффективности программы и даются рекомендации для дальнейшего развития преподавания физической культуры.
МБОУ «Тарханская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Сценарий экологической музыкально-театральной постановки «Пчела и оса»»
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
МБОУ «СОШ №38» , Чувашская Республика - Чувашия
«Исследование репрезентации гиперконцепта «артефакт» в музыкальной культуре русского народа»
В статье рассматривается проблема репрезентаций гиперконцепта «артефакт» в рамках русской музыкальной культуры. Автор статьи обращает внимание на ключевые аспекты, определяющие значение музыкальных артефактов, таких как народные инструменты, песенные формы и исполнительские традиции, которые формируют основу самобытности русской музыкальной культуры. Исследование позволяет выявить, каким образом музыкальные артефакты влияют на сохранение этнического сознания, передачу культурного опыта и развитие национальной идентичности.
Педагогика
Димитриева Светлана Николаевна , учитель
МБОУ «СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия
«Методическая разработка внеклассного мероприятия в 6 классе «Театрализованное представление «Муха-Экоцокотуха» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»)»
В статье представлен сценарий внеклассного мероприятия в 6 классе «Театрализованное представление «Муха-Экоцокотуха» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»). Методическая разработка направлена на развитие экологического мышления, формирование экологической культуры, привлечение внимания к проблемам окружающей среды.

