Список публикаций по ключевому слову: «журналистика»
Педагогика
Миронова Ольга Олеговна , воспитатель
Шамаева Виктория Александровна , воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №201 «Волшебница» , Самарская обл
«Эффективные направления в работе детского сада по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
В статье представлен опыт работы детского сада №201 «Волшебница» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти Самарской области по применению различных направлений с целью формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей. Авторами отмечено, что одним из ключевых методов формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников является приобщение их к народным играм Поволжья.
Культурология и искусствоведение (теория и история культуры, музееведение и др.)
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» , Санкт-Петербург г
«Освещение социальной проблематики на телеэкране»
Автор статьи затрагивает тему создания телеконтента, посвященного социальной проблематике, поскольку влияние данного телепродукта на зрителя способно привести не только к переосмыслению собственных взглядов на социальные проблемы общества, но и мотивировать к социальной активности. Основываясь на изучении некоторых телепродуктов, освещающих социальную тематику, автор указывает на жанрово-форматные признаки, требующие детальной проработки. Предполагается, что такая преференция способствует повышению качества, создаваемого телеконтента социальной тематики, а также стимулирует интериоризацию входящей информации у зрителя.
Теория и методика дополнительного образования детей
Бабченко Татьяна Сергеевна , педагог дополнительного образования
МБУДО «Юность» , Белгородская обл
Белая Нина Егоровна , учитель
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл
«Развитие творческих способностей обучающихся в проектной деятельности по патриотическому воспитанию в сфере дополнительного образования посредством этнопедагогики и этножурналистики»
В статье раскрывается актуальность использования этнопедагогики посредством современных подходов к проектной деятельности через этножурналистику и медиатворчество. Цель представленной проектной деятельности заключается в цифровизации информационного пространства в сфере культурного наследия. Описанные методы работы оказывают большое влияние на воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной земле, к труду, почитанию старших, бережного отношения к природе. Результатом проектной деятельности является создание серии репортажей и мультимедийного кейса. Привлечение и расширение целевой аудитории проекта. Проект способствует переосмыслению роли этномультимедийных проектов в процессе формирования этнического самосознания детей и подростков. Таким образом, объединение теорий и практик этнопедагогики и этножурналистики в рамках современного образовательного пространства повышает уровень патриотического воспитания, творческих способностей в нетрадиционной форме посредством проектной деятельности и медиатворчества.
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Жанровое своеобразие произведений Джеймса Мэтью Барри»
В статье кратко изложено литературное наследие шотландского писателя Дж. М. Барри, творчество которого широко известно во всем мире, хотя в нашей стране он популярен в основном благодаря своей детской книжке под названием «Питер Пэн». В полу-юмористических рассказах Барри, написанных на шотландском диалекте, точно переданы реалии жизни на севере Великобритании. В них автор проявил себя как проницательный тонкий психолог. Барри также создал серию повестей зарисовок из деревенской жизни. Популярные драмы Барри сыграли важную роль в возрождении английского театра XX века.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Гилязиева Камилла Руслановна , магистрант
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Соотношение журналистского и пиар-текста в системе коммуникационного процесса»
В статье рассматриваются и сопоставляются журналистский и пиар-тексты. Средства массовой информации играют особую роль в процессе создания PR продуктов. Продвижение благоприятного образа объекта невозможно без вмешательства средств массовой информации. Именно через прессу пиар-специалисты реализуют свои коммуникации с общественностью. Пресса, в свою очередь, зачастую благоприятно расположена к информационным материалам, содержащим интересные новости. Актуальность темы обусловлена тем, что взаимодействие не все всегда удачно складывается между этими двумя сферами: журналисты, борясь за чистоту жанра, «выплескивают» негатив на пиар тексты, обвиняя представителей пиара в инициировании различных материалов. Конечно, в отличие от журналистики, связи с общественностью – это материалы на заказ, целью которых является убеждение и формирование положительного имиджа о базисном субъекте пиар в обществе. Результатом исследования является вывод о соотношении таких инструментов коммуникации с общественностью, как журналистский и пиар-текст.
Филология и лингвистика
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Тобайас Смоллетт и его авантюрные романы»
В статье сделан краткий обзор жизни и творчества английского писателя шотландского происхождения Тобайаса Смоллетта. Его романы завоевали успех у читателей всего мира не только из-за приключенческих сюжетов и необычного разговорного языка, но и благодаря ярким, запоминающимся характерам. Его панорамные, сатирические картины жизни XVIII века можно сравнить с оригинальными описаниями Генри Филдинга.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Оливер Голдсмит - ученый и писатель»
Экономика
Высшая школа печати и медиатехнологий ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» , Санкт-Петербург г
«Журналистика как товар: проблемы взаимодействия средств массовой информации и экономики»
В современных условиях развития рыночной экономики и на волне всё большей интеграции бизнес-процессов практически во все сферы деятельности (в том числе, в медиаиндустрию) крайне актуальным является проблема журналистики как полноценного элемента рыночного хозяйства. Статья посвящена рассуждению автора о том, каким образом журналистика взаимодействует с экономикой и можно ли её рассматривать как товар.
Коррекционная педагогика, дефектология
Черенёва Елена Александровна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» , Красноярский край
«Современная журналистика как средство социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»
Статья посвящена анализу теоретико-методологических аспектов проблемы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта с позиции расширения спектра средств достижения цели повышения адаптационных ресурсов. Автором отмечается противоречие между признанием высокого развивающего потенциала журналистики и неразвитостью практики использования современной журналистики в качестве средства повышения адаптивных способностей детей с нарушениями интеллекта. Приводится пример положительного опыта использования журналистики в качестве средства успешной социализации детей с ОВЗ.
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» , Еврейская Аобл
«Основные тенденции развития СМИ в условиях глобализации»
Статья посвящена характеристике основных тенденций развития СМИ в условиях процесса глобализации. Говорится о том, что СМИ, с одной стороны, способствуют процессу глобализации, с другой – сами испытывают на себе влияние этого феномена. Отмечается, что СМИ переживают процесс трансформации в связи с планетарным развитием информационных технологий. Автор подчёркивает, что современность формирует качественно новую личность работника медиа: «универсального» журналиста. Под влиянием процесса глобализации трансформируется аксиологическая модель современных СМИ.
Юриспруденция
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» , Алтайский край
«Доступ журналиста к информации: основные проблемы»
Статья посвящена основным проблемам реализации права журналистов на доступ к информации, которое обеспечивается статьей 39 Закона РФ «О средствах массовой информации». Показано, что данное право чаще всего нарушается со стороны представителей власти; выявлены причины, по которым журналисты не обращаются в суд для отстаивания своих прав. Обосновывается вывод о том, что «замалчивание» подобных случаев негативно влияет как на развитие медиаотрасли в целом, так и на взаимоотношения СМИ и властных структур.
Педагогика
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Москва г
«Практикум как интерактивный формат обучения будущих журналистов»
В статье рассматривается практикум как интерактивный личностно-ориентированный формат обучения будущих журналистов, который позволяет уделять особое внимание индивидуальности человека, четко ориентировать его на отбор нужной информации. Формулируются основные характерные черты практикумов, такие как: работа на конечный результат, овладение методикой сбора и отбора информации, а также методологией исследования ситуации в процессе проведения практикума, овладение методами создания и усиления рабочей мотивации во время проведения учебных занятий, осознание ценности журналистики как вида деятельности. Делаются выводы о результативности данной формы обучения.
Коханова Людмила Александровна , д-р филол. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Москва г
«Новые задачи медиаобразования в цифровую эпоху»
Авторы рассматривают современный этап развития медиаобразования, который следует считать с 2005 года – появления Рунета – российского сегмента Интернета и последующего развития широкополосного Интернета, обеспечившего широкий доступ масс к сетевым ресурсам. Исследователи отмечают, что новые информационные технологии преобразовали информационно-коммуникативную систему страны, и тем самым поставили принципиально новые задачи перед медиаобразованием. Одной из основных является формирование цифровой культуры всех слоев общества, но в первую очередь подрастающего поколения, для которого сеть является реальной средой обитания.
Современные подходы в образовании и подготовка кадров
Коханова Людмила Александровна , д-р филол. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Москва г
«Медиаобразование: этапы становления и развития в эпоху цифрового общества»
Авторы рассматривают этапы становления медиаобразования в России, в основе периодизации которого лежит развитие непосредственно средств массовой информации. Печать, радио и телевидение последовательно лидировали в тот или иной отрезок времени, определив основные этапы медиаобразования. Появление Интернета и соответственно интернет-журналистики как следствие цифровизации медийной отрасли определило последний этап развития медиаобразования, качественно его преобразовавший. Исследователи утверждают, что Интернет оказывает влияние на все формы образования и воспитания: от дошкольного воспитания до образования взрослых. Это актуализирует потребность в медиаобразовании, формирование цифровой культуры.
Юриспруденция
Филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Севастополь г
«Проблемы защиты прав журналистов, осуществляющих работу в профессиональной сфере во время вооруженных конфликтов»
Дополнительное (внешкольное) образование детей
ГБОУ «Дворец детского и юношеского творчества» , Архангельская обл
«Роль дистанционного обучения журналистике в развитии коммуникативных навыков учащихся»
Автор статьи отмечает положительные результаты занятий в студиях журналистики для детей и подростков, особо уточняя, что важной задачей студий является развитие коммуникативных навыков, без которых весьма проблематично собирать информацию для журналистских материалов. исследователь полагает, что коммуникативные способности нужно развивать и при дистанционном обучении данной профессии, а также описывает стереотип о том, что дистанционное обучение лишает учащихся общения, который, с одной стороны, не лишен оснований. Но исследователь приходит к выводу, что проблемы можно избежать при правильном подборе средств коммуникации. Если наряду с асинхронными использовать синхронные средства коммуникации, создается «аудиторная» атмосфера, приближенная к реальности, что нужно учитывать при разработке дистанционного курса «Интернет-журналистика и контент-менеджмент для школьников».
Филология и лингвистика
НОУ ВО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» , Санкт-Петербург г
«Метаморфозы путевого очерка в контексте трэвел-журналистики»
Инновационные принципы и подходы организации учебной деятельности
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ
«Социально-общественные проекты как средство самореализации будущих журналистов»
В статье рассматриваются особенности социальных проектов как методики обучения, внедренной в систему подготовки будущих журналистов. Ориентация на специфику современных представлений о профессии журналиста позволяет выделить основные характеристики профессии и профессионала в условиях медиасреды. Это в свою очередь становится базой для оценки профессионального самоощущения и самопостроения будущего журналиста.
Культурология и искусствоведение
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» , Кировская обл
«Журналистика путешествий на российском телевидении: особенности медиадискурса»
Филология и лингвистика
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» , Дагестан Респ
«Развитие интернет-журналистики Дагестана»
Статья посвящена истории появления и развития сетевой журналистики Республики Дагестан. Раскрыты предпосылки возникновения интернета в республике, трудности становления системы интернет-СМИ. Названы первые электронные варианты традиционных средств массовой информации. Автор делает акцент на особенностях развития всех форм СМИ в исследуемый период.
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» , Белгородская обл
«Жанр музыкальной рецензии в специализированных изданиях о джазе»
В статье рассмотрены способы репрезентации джазовой музыки в рамках жанра музыкальной рецензии на страницах специализированых изданий. Анализ показывает, что использование выразительных средств языка и приемов интерсемиотического перевода позволяют добиться передачи содержания как вербального, так и невербального компонента музыкального произведения.
[10.00.00] Филологические науки
НОУ ВО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» , Санкт-Петербург г
«Научная журналистика: вопросы терминологии и тенденции современного развития»
В данной статье рассмотрены подходы к таким терминам, как «научная журналистика» и «научно-популярные СМИ». Авторы затронуты вопросы формирования эффективного диалога между властями, учеными, журналистами, общественностью, а также указаны тенденции развития научной журналистики в России и на западе.
Филология и лингвистика
МОУ ВПО «Российско-Таджикский (славянский) университет» , Таджикистан
«Таджикская печать в ретроспективе истории»
Педагогика
Осовский Олег Ефимович , д-р филол. наук , профессор
Мариниченко Алла Ивановна , канд. филол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» , Мордовия Респ
«Н.А. Ганц на страницах парижского журнала «Современные записки»»
В статье представлена история взаимоотношений известного деятеля общественно-педагогического движения российского зарубежья Н.А. Ганца с редакцией ведущего журнала русской эмиграции «Современные записки». Представленные материалы дополняют картину развития эмигрантской педагогической журналистики 1920-х–30-х гг.
Филология и лингвистика
Шаптала Александр Вадимович , магистрант
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» , Санкт-Петербург г
«Утопические и антиутопические черты современных средств массовой информации»
В данной статье рассматриваются особенности современных проправительственных и оппозиционных средств массовой информации. Авторы утверждают, что содержанию первых присущи черты утопии (показывается модель идеального общества), а контент вторых строится на анти-утопии (в освещении доминируют негативные тенденции развития государства).