List of publications on a keyword: «педагог»
Педагогика
MBUDO "DMSh 21" Sovetskogo raiona , Татарстан Респ
«Effektivnye metody raboty po preodoleniiu tekhnicheskikh trudnostei v obuchenii na fortepiano»
В статье раскрывается вопрос необходимости создания психологически комфортной атмосферы на уроке и выстраивания доверительных отношений с учеником для эффективного обучения игре на фортепиано. Рассматриваются наиболее распространенные заблуждения педагогов в процессе обучения, а также предложены способы устранения ошибок и решения проблем, связанных с несовершенством технического мастерства учащихся, а также основные направления работы над постановкой игрового аппарата ученика. Даны практические рекомендации по совершенствованию техники игры у обучающихся.
Svetlana V. Borovskaia
MBDOU "D/S 20 "Kalinka" , Белгородская обл
«Poznavatel'nyi interes u doshkol'nikov: ot spontannogo liubopytstva k osoznannomu poznaniiu»
В статье представлен авторский взгляд на феномен познавательного интереса у детей 3–7 лет. В отличие от традиционных трактовок, где интерес рассматривается как статичное состояние, авторы анализируют его как динамический процесс с нелинейной траекторией развития. На основе синтеза классических и современных исследований выявлены критические точки формирования интереса, описаны типологические особенности его проявления у дошкольников, а также предложены инновационные приёмы педагогического сопровождения. Особое внимание уделено роли семьи как первичного агента социализации, влияющего на устойчивость познавательной мотивации.
MBOU "Nachal'naia shkola - D/S 26" , Белгородская обл
«Pedagogicheskoe vzaimodeistvie s roditeliami kak sredstvo formirovaniia lichnosti detei starshego doshkol'nogo vozrasta»
В статье рассматривается значение взаимодействия педагогов и родителей в процессе формирования личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Автор отмечает, что эффективное педагогическое сотрудничество между семьёй и детским садом является важнейшим условием полноценного личностного развития дошкольников. Раскрываются формы и методы работы с родителями, способствующие созданию единого воспитательного пространства. Представлены принципы партнёрства, взаимного уважения и доверия как основы продуктивного взаимодействия семьи и педагогов.
Elena V. Semykina
Ekaterina S. Tselovalnikova
MBDOU "D/S 52" , Белгородская обл
«Sistema psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia pedagogicheskogo kollektiva DOU»
Авторы статьи раскрывают актуальность и важность работы педагога-психолога в деле профессионального сопровождения педагогов детского сада. Создание благоприятного, здорового, психологического климата в дошкольной организации положительно влияет на качество образовательного процесса и взаимодействие с родителями воспитанников.
Oleg A. Smirnov
MAUDO "Tsentr dopolnitel'nogo obrazovaniia "Uspekh" , Белгородская обл
«Interaktivnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse»
В статье рассматриваются особенности применения интерактивных технологий в образовательном процессе как эффективного средства активизации познавательной деятельности при подготовке учащихся профессиям «Водитель автомобиля», «Секретарь руководителя» в МАУ ДО «ЦДО «Успех» для овладения навыками рабочих профессий, должностей служащих. Раскрывается значение интерактивных методов в формировании ключевых компетенций, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Перечисляются наиболее результативные формы и приёмы интерактивного обучения – игры, дискуссии, работа в группах, проектная деятельность, использование цифровых сервисов и платформ. Отмечается, что внедрение интерактивных технологий способствует повышению мотивации, развитию самостоятельности и формированию позитивного отношения к учебной деятельности.
Nikolai A. Riapisov , doctor of economic sciences, associate professor
FSBEI of HE "Novosibirsk State Pedagogical University" , Новосибирская обл
«Individualizatsiia professional'nogo razvitiia uchitelia khimii v usloviiakh nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniia pedagogov»
Задача становления и развития профессионального мастерства учителей решается в современной российской образовательной сфере в аспекте реализации идеи индивидуализации этих процессов. В качестве основного формата подобной индивидуализации органами управления образованием и профессиональным сообществом предложен индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) педагога, встроенный в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, разработанную в 2020 году. Внедрение ИОМ в образовательную практику обостряет проблему индивидуальных профессиональных запросов педагогов на непрерывное профессиональное развитие в условиях крайне формализованных требований системы управления образованием к процессу, структуре и содержанию ИОМ педагога. Исследование основывается на рефлексивном анализе отечественных публикаций, характеризующих необходимость и возможности использования ИОМ в сфере образования, а также опросов учителей и руководителей образовательных организаций, использующих механизм ИОМ в процессах профессионального развития педагогических кадров. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о необходимости оптимизации механизмов индивидуального профессионального развития учителей на основе методологии бесшовного образования, формирования субъектности педагога в процессе становления и развития его аутопсихологической компетентности, использования возможностей профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, методических объединений и т. д.), в том числе в области химического образования.
МБОУ "Лицей №35-образовательный центр "Галактика" г.Казани Республика Татарстан , Татарстан Респ
«Metodicheskie resheniia v prepodavanii khimii kak pomoshch' molodym pedagogam v ramkakh pedagogicheskogo nastavnichestva»
MAUDO "Tsentr dopolnitel'nogo obrazovaniia "Uspekh" , Белгородская обл
Olga A. Shevtsova
MAU DO "TsDO "Uspekh" , Белгородская обл
«Vyiavlenie i podderzhka talantlivykh obuchaiushchikhsia v dopolnitel'nom obrazovanii»
В статье рассматриваются эффективные механизмы поддержки талантливых обучающихся через систему дополнительного образования. Выделяются особенности дополнительного образования, позволяющие развивать таланты и индивидуальные особенности обучающихся. Проводится анализ преимуществ и недостатков действующих систем поддержки талантливой молодежи, предлагаются направления по их совершенствованию. Работа направлена на выявление оптимального сочетания традиционных и инновационных подходов в создании условий для раскрытия уникального потенциала обучающихся.
Психология
Elena I. Selezniova
Olga V. Dutova , воспитатель
Olga A. Aleinikova
MBDOU "D/S KV 11 g. Alekseevka Belgorodskoi oblasti" , Белгородская обл
«Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie organizatsii siuzhetno-rolevoi igry mladshego doshkol'nogo vozrasta»
В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры младшего дошкольного возраста. «Игра» – арифметика социальных отношений, поскольку в игре ребенок приобретает навыки и новые формы общения. В игре ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, развивая эмоционально-волевую сферу, признавать мнения и заслуги других, соглашаться с желаниями, интересами товарищей.
MBDOU "D/S 2 KV dlia detei s narusheniem rechi" , Чувашская Республика - Чувашия
Mariia E. Varlamova , candidate of pedagogic sciences
FSBEI of HPE “Chuvash State Pedagogical University named after I.Yа. Yakovlev” , Чувашская Республика - Чувашия
«Osobennosti professional'nogo samoopredeleniia u starshikh podrostkov s narusheniiami zreniia»
В статье рассматривается профессиональное самоопределение старших подростков с нарушением зрения, которое становится критически важной задачей, учитывая их специфические вызовы и ограничения. Автором подчеркивается необходимость комплексной поддержки в развитии профессиональной идентичности, включая педагогическое сопровождение, развитие самосознания и укрепление самооценки. Ключевыми элементами являются доступ к информации, технологиям и образовательным ресурсам, а также создание благоприятных организационно-педагогических условий. Поддержка со стороны семьи, педагогов и социальных институтов существенно влияет на успешность процесса карьерного самоопределения и адаптации в обществе.
Социальные процессы и образование
MBEI "Gymnasium №3" , Астраханская обл
«Internal motivation as one of the main conditions for professional self-education of a preschool teacher»
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
Olga M. Karepova
MBOU "Tuimskaia SOSh 3" , Хакасия Респ
«Концептуально-технологические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»
Iraida N. Shcherbakova
МБДОУ «Д/С «Аленушка» , Чувашская Республика - Чувашия
«Воспитание и развитие личности в современных социокультурных условиях среды в детском саду»
МБОУ «Сутчевская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Династия педагогов Василевских»
МАОУ «Шыгырданская СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия
«Развитие читательской грамотности через семейное чтение»
В статье рассматриваются роль семейного чтения в формировании устойчивых мотиваций к чтению у детей младшего школьного возраста. Анализируются педагогические условия организации семейного чтения, приводятся результаты наблюдений, подтверждающие положительное влияние данного вида деятельности на развитие познавательной активности, обогащение словарного запаса и формирование культуры чтения. Предлагаются практические рекомендации для педагогов начальной школы и родителей по вовлечению ребенка в процесс семейного чтения.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
MAOU "Tatarsko-Sugutskaia SOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Наследие татарских просветителей в воспитании и просвещении»
MBOU "Khormalinskaia SOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Педагогическое наследие Менделеева: воспитание талантов на примере великого ученого»
В статье рассматривается педагогическое наследие Д.И. Менделеева как выдающегося учёного и педагога, внесшего значительный вклад в развитие отечественной системы образования. Особое внимание уделяется разработанной учёным системе педагогических взглядов, основанной на принципах доступности, непрерывности и практической применимости образования. Раскрываются ключевые аспекты педагогической деятельности Менделеева. Автор статьи исследует подходы учёного к формированию личности учащегося, развитию его индивидуальных способностей и подготовке к практической деятельности. В работе подчёркивается актуальность педагогических идей Менделеева для современной системы образования, его вклад в формирование концепции непрерывного образования и развитие научно-педагогической мысли в России.
Педагогика
Polina A. Sorokina , bachelor
MBDOU "D/S 5 "Nezabudka" , Белгородская обл
«Integrirovannaia deiatel'nost' uchitelia-logopeda i pedagoga-psikhologa v rabote s det'mi v DOU»
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольных образовательных учреждениях, значимости работы специалистов в образовательном процессе, их задачи и функции. В статье обсуждаются преимущества использования ритмических упражнений и нейроигр для развития детей с нарушениями речи. Авторы подчеркивают, что взаимодействие между учителем-логопедом и педагогом-психологом позволяет создавать индивидуальные программы работы с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности. В статье приводятся примеры из опыта работы.
Valeriia V. Demina
FSBEI of HPE "Adygeya State University" , Адыгея Респ
«Motivatsionnaia gotovnost' pedagogov k innovatsionnoi deiatel'nosti»
В статье рассматриваются вопросы инновационной компетентности педагогов и их готовности к реализации педагогической деятельности. Авторы статьи утверждают, что педагог должен понимать основные цели системы образования в стране и из них уже выводить требования к своей работе. Так определяется его чувствительность к разного рода проблемам в образовании. Инновационная компетентность каждого педагога может быть различной, поэтому уровень его готовности к инновационной деятельности также будет различаться.
MBDOU "D/S 5 "Tsvetik-semitsvetik" , Чувашская Республика - Чувашия
«Muzeinaia pedagogika kak innovatsionnaia pedagogicheskaia tekhnologiia»
Valentina P. Ochitkova
MDOU "TsRR - D/S 4 p. Maiskii Belgorodskogo raiona Belgorodskoi oblasti" , Белгородская обл
«Ispol'zovanie tekhnologii interv'iuirovaniia v rannei proforientatsii detei starshego doshkol'nogo vozrasta»
В статье рассматривается профессиональная ориентация, которая входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. ДОУ является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Она не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
FSFEI of HE "A.N. Tupolev Kazan national research technical university - KAI" , Татарстан Респ
«Osobennosti professional'noi deiatel'nosti prepodavatelei vysshego obrazovatel'nogo uchrezhdeniia»
В статье раскрывается сущность профессиональной деятельности преподавателей высшей школы с позиции педагогического менеджмента. Автором выделены принципы профессиональной деятельности и определены результаты их внедрения применительно к высшему учебному заведения. Оценивается необходимость внедрения в учебный процесс ключевых элементов данной категории и определяется ее основная цель. Раскрываются факторы мотивации студентов, приводятся примеры из личной практики и обосновывается необходимость очного обучения.
Психология
FGBOU VO "Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet" , Москва г
«Tekhnologii podderzhki zhion uchastnikov spetsial'noi voennoi operatsii (SVO), vospityvaiushchikh detei s OVZ»
В статье рассматривается актуальная проблема оказания комплексной психолого-педагогической поддержки женам участников специальной военной операции (СВО), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных моделей сопровождения, учитывающих двойную нагрузку таких семей. Целью работы является анализ и теоретическое обоснование технологий поддержки, включая психологические, образовательные и социальные аспекты. Методологическую основу составили системный подход и анализ современной научной литературы и практик. Выявлены ключевые направления работы: психологическая помощь, правовое консультирование, педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и профессиональная переподготовка женщин. Определены риски, связанные с эмоциональным выгоранием матерей и необходимостью межведомственного взаимодействия. Сделан вывод о критической важности интеграции технологий поддержки для успешной адаптации и социализации как детей с ОВЗ, так и их матерей, переживающих стресс, связанный с участием супруга в СВО.
Современные технологии в образовании
MBOU "Gimnaziia 2 " g. Cheboksary , Чувашская Республика - Чувашия
«Aktivizatsiia poznavatel'noi deiatel'nosti mladshikh shkol'nikov kak strategiia povysheniia uspeshnosti uchebnoi deiatel'nosti»
В статье рассматриваются методы и подходы, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников, а также их влияние на общую успешность в учебе. Современная образовательная система ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и формирования у учащихся активной позиции в учебном процессе. Особенно это актуально для младших школьников, чей познавательный интерес и мотивация к обучению находятся на стадии формирования. Активизация познавательной деятельности становится ключевым элементом, способствующим повышению успешности учебной деятельности.
Моргаушская СОШ , Чувашская Республика - Чувашия
«Infografika kak instrument povysheniia effektivnosti obucheniia istorii i obshchestvoznaniiu»
В статье рассматривается дидактический потенциал инфографики как средства визуализации учебной информации в курсах истории и обществознания. Анализируются ключевые принципы создания эффективных информационных графиков, включая четкость, визуальную иерархию и адаптивность. Особое внимание уделяется роли инфографики в развитии критического мышления, аналитических способностей и визуальной грамотности учащихся. На основе анализа педагогической практики сформулированы практические рекомендации для педагогов по интеграции инфографики в учебный процесс на различных его этапах. Доказывается, что системное использование инфографики способствует преодолению когнитивной перегрузки, углубленному усвоению сложных понятий и повышению учебной мотивации школьников.

