Список публикаций по ключевому слову: «подростки»


Педагогика

Дата публикации: 30.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Боброва Софья Алексеевна , учитель-дефектолог, учитель-логопед
Богаченко Лариса Петровна , учитель-логопед
Глотова Валентина Викторовна , учитель-логопед
МБОУ «Лицей №10» , Белгородская обл

«Воспитание положительного отношения к родному языку у подростков с интеллектуальными нарушениями в рамках внеурочной деятельности»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу заимствования и использования иноязычных слов в современном русском языке. Предлагаются варианты работы, направленные на привитие обучающимся с нарушениями интеллекта положительного отношения к родному языку.

Психология

Дата публикации: 28.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Малова Анастасия Сергеевна , логопед
МБДОУ «Д/С №2 КВ для детей с нарушением речи» , Чувашская Республика - Чувашия
Варламова Мария Евгеньевна , канд. пед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» , Чувашская Республика - Чувашия

«Особенности профессионального самоопределения у старших подростков с нарушениями зрения»

Скачать статью

В статье рассматривается профессиональное самоопределение старших подростков с нарушением зрения, которое становится критически важной задачей, учитывая их специфические вызовы и ограничения. Автором подчеркивается необходимость комплексной поддержки в развитии профессиональной идентичности, включая педагогическое сопровождение, развитие самосознания и укрепление самооценки. Ключевыми элементами являются доступ к информации, технологиям и образовательным ресурсам, а также создание благоприятных организационно-педагогических условий. Поддержка со стороны семьи, педагогов и социальных институтов существенно влияет на успешность процесса карьерного самоопределения и адаптации в обществе.

Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании

Дата публикации: 14.10.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Омельченко Ирина Витальевна , учитель
МБОУ «СОШ №54» , Чувашская Республика - Чувашия

«Родительское собрание на тему: «Интернет-зависимость подростков»»

Скачать статью

Статья посвящена проблеме интернет-зависимости. Рассматриваются причины и этапы ее развития. В работе даны рекомендации по борьбе с интернет-зависимостью детей и адреса психологической помощи.

Педагогика

Дата публикации: 26.08.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Нигметзянов Ильдар Ильясович , учитель
ОЧУ Международная гимназия инновационного центра «Сколково» , Москва г

«Саморегуляция при программировании с генеративным ИИ: школьное кейс-исследование»

Скачать статью

В статье представлены результаты школьного кейс-исследования того, как семиклассники используют генеративный искусственный интеллект (ГИИ) при решении задач программирования и какие аспекты саморегуляции (планирование, мониторинг, рефлексия) при этом проявляются. Дизайн включал: 1) оценку качества ответов ИИ на учебные промпты (ChatGPT, YandexGPT); 2) включённое наблюдение за четырьмя учениками на 9 занятиях (3 месяца) с доступом к Blackbox AI в Visual Studio Code; 3) анкетирование по компонентам саморегуляции в логике трёхфазной модели Б. Циммермана. Зафиксированы поведенческие индикаторы планирования, мониторинга процесса и понимания, самообъяснения и рефлексии. Показано, что без специальных методик часть подростков выстраивает критически ориентированное взаимодействие с ГИИ, однако у части наблюдалось делегирование этапа планирования ИИ и поверхностная работа с ответами. Обсуждаются педагогические условия, переводящие ИИ из технологии простой выдачи ответов в технологию развития мышления учащегося.

Психология

Дата публикации: 27.05.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Лихолетова Алёна Витальевна , студентка
Олешко Татьяна Ивановна , канд. психол. наук, доцент , преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край

«Особенности формирования самооценки младших подростков»

Скачать статью

В статье рассматривается диагностическое исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. Автором анализируются особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте.

Дата публикации: 29.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Рехтина Серафима Сергеевна , студентка
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Стратегии совладающего поведения и их формирование у подростков»

Скачать статью

В статье представлено описание проявления стратегий совладающего поведения и возможностей их формирования у подростков. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (диагностический инструментарий: методика «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус), а также эксперимент (формирование адаптивных стратегий совладающего поведения у подростков посредством реализации программы с элементами тренинговых упражнений, направленных на стабилизацию эмоциональных состояний, развитие внутреннего локуса контроля и стрессоустойчивости).

Дата публикации: 29.04.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Селищева Лидия Сергеевна , студентка
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Проявление эмоциональной устойчивости и ее повышение у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию»

Скачать статью

В статье на основе данных эмпирического исследования представлено описание проявления эмоциональной устойчивости и возможностей ее повышения у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (диагностический инструментарий: методика «Определение эмоциональной устойчивости» В.В. Суворова, методика «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка, а также эксперимент (повышение эмоциональной устойчивости у подростков посредством реализации программы с элементами тренинговых упражнений, направленных на развитие навыков адекватного восприятия стрессовой ситуации и навыков эмоционального контроля).

Медицинские науки

Дата публикации: 17.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пароваткина Анастасия Геннадьевна , студентка
Завалишина Светлана Юрьевна , д-р биол. наук, профессор , заведующая кафедрой
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г

«Немедикаментозная коррекция формирующейся артериальной гипертонии у подростков»

Скачать статью

Авторами в статье отмечено, что в течение подросткового возраста возможно развитие различной патологии. Нередко в этом возрасте могут возникать сердечно-сосудистые нарушения и в том числе начинаться гипертоническая болезнь. По этой причине важным является продолжение уточнения факторов риска, способствующих развитию гипертонии у подростков. Под наблюдением находились 23 мальчиков-подростков в возрасте 13–14 лет с формирующейся артериальной гипертонией. Подростки были распределены на 2 группы. Группа контроля, не имеющая физических нагрузок, состояла из 11 человек. Группу подростков, занимающихся бегом, составили 12 человек. Занятия бегом проводились в течение 3 месяцев 4 раза в неделю продолжительностью 60 минут. Результаты исследования показали важность физической активности для подростков с артериальной гипертонией и могут быть использованы для разработки рекомендаций по оздоровлению данной группы населения. Регулярные занятия бегом оказались способны понижать сосудистый тонус и частоту сердечных сокращений у подростков, что снижает у них риск прогрессирования сердечно-сосудистых нарушений. На основании полученных результатов есть основания рекомендовать внедрение программ физической активности, включающих бег, в повседневную жизнь подростков с развивающейся артериальной гипертонией.

Дата публикации: 17.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пестовникова Маргарита Андреевна , студентка
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» , Москва г
Медведев Илья Николаевич , д-р биол. наук, профессор , заведующий кафедрой
ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» , Москва г

«Морфофункциональные показатели подростков, занимающихся футболом по типичной программе с аэробной нагрузкой»

Скачать статью

Оценка динамики функциональных параметров жизненно важных систем организма имеет важное значение для грамотного построения тренировочного процесса. Она может помочь тренерам и специалистам в области физической культуры разрабатывать более эффективные программы тренировок. Исследование проведено при участии 25 подростков в возрасте 13–14 лет, поделенных на 2 группы. В первой группе из 12 мальчиков-подростков, занимающихся футболом на протяжении 6 месяцев, проводились тренировки 4 раза в неделю в течение двух часов. Во вторую группу вошли 12 мальчиков той же возрастной категории и имеющие такую же продолжительность и план тренировочного процесса, дополнительно тренировавшиеся пятый раз в виде беговой сессии в медленном темпе на 90 минут. В группе футболистов, проходивших дополнительную аэробную тренировку, было зафиксировано повышение функциональных возможностей сердца и увеличение жизненной емкости легких. В группе, занимающейся по стандартному тренировочному плану, за два месяца не было зафиксировано достоверных изменений динамики показателей.

Психология

Дата публикации: 10.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Уразов Алексей Владимирович , студент
Маликова Елена Владимировна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» , Алтайский край

«Психологическая характеристика саморегуляции подростков, склонных к девиантному поведению»

Скачать статью

В статье дается описание результатов исследования саморегуляции подростков, склонных к девиантному поведению. Для реализации цели были использованы эмпирические методы – тестирование (диагностический инструментарий: опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П», методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» В.И. Моросановой, Е.М. Коноз.) На основе данных эмпирического исследования представлена характеристика проявлений общего уровня саморегуляции девиантных подростков.

Педагогика

Дата публикации: 28.01.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Галиев Нияз Накипович , студент
Оренбурова Лиана Владимировна , канд. пед. наук , преподаватель
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Профилактика девиантного поведения молодежи: шаги к здоровой социальной среде»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу профилактики отклоняющегося поведения молодежи. Авторами рассматриваются и описываются основные направления и методы работы по профилактике девиантного поведения молодежи в современном обществе.

Психология

Дата публикации: 13.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чучалина Татьяна Вячеславовна , студентка
Дворцова Елена Валерьевна , канд. психол. наук , преподаватель
КГПИ «Кемеровский государственный университет» , Кемеровская обл

«Развитие эмоционального интеллекта у подростков с помощью коммуникативного тренинга»

Скачать статью

В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта с помощью коммуникативного тренинга. Сделано предположение о том, что тренинг коммуникативных способностей повышает межличностный эмоциональный интеллект, осознание своих чувств и эмпатию. Проведено эмпирическое исследование эмоционального интеллекта. Авторами проанализированы результаты методик, на основе которых сделаны выводы.

Инклюзивное образование

Дата публикации: 09.10.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Степанова Людмила Николаевна , педагог-психолог
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №2» Минобразования Чувашии , Чувашская Республика - Чувашия

«Применение методов нейрографики для снижения уровня личностной тревожности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на профилактическом учете»

Скачать статью

Статья посвящена преодолению личностной тревожности с обучающимися «группы риска». Использование современной методики для снижения уровня личностной тревожности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «группы риска» путём применения нового графического метода – нейрографики.

Физическая культура и спорт

Дата публикации: 16.08.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Рослякова Елена Вячеславовна , тренер-преподаватель
МБУДО «ДЮСШ по лыжным гонкам» , Тамбовская обл

«Технология физического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования»

Скачать статью

В статье рассматривается определение технологии физического воспитания подростков. Представлены особенности работы с подростками в учреждении дополнительного образования. Проанализированы условия физического воспитания подростков.

Психология

Дата публикации: 31.07.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Роина Ольга Валентиновна , канд. пед. наук , доцент
ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» , Курская обл

«Деструктивное поведение подростков в Интернете»

Скачать статью

В статье обращается внимание на профилактику деструктивного поведения подростков в Интернете.

Дата публикации: 09.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Филипиди Татьяна Ивановна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» , Краснодарский край

«К проблеме специфики совладания с трудными жизненными ситуациями подростков с компенсированной затрудненностью психического развития»

Скачать статью

Обсуждаются результаты исследования копинг-стратегий подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Показано, что затрудненность психического развития и ее последующая компенсация оказывают значимое влияние на ресурсно-мобилизационный компонент социально-коммуникативной компетентности личности в старшем подростковом возрасте. Для диагностики копинг-механизмов использовался тест Э. Хейма, адаптированный в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под руководством Л.И. Вассермана. Полученные данные позволяют уточнить ориентировочную основу программ психологической поддержки подростков рассматриваемой категории.

Педагогическая и коррекционная психология

Дата публикации: 04.10.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Левченко Анастасия Анатольевна , магистр , педагог-психолог
МОАУ «СОШ №18» , Оренбургская обл

«Принципы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми и подростками с умственной отсталостью лёгкой степени»

Скачать статью

В статье затронут вопрос о психологическом сопровождении детей и подростков с умственной отсталостью легкой степени на базе общеобразовательной организации. Автор отмечает необходимость соблюдения структурности во взаимодействии с указанной возрастной категорией.

Психологические аспекты педагогической деятельности

Дата публикации: 18.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Гарипова Галина Валерьевна , студентка
Попова Анна Анатольевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край

«Развитие самоконтроля у подростков»

Скачать статью

В статье трактуется понятие самоконтроля и указывается его влияние на подростков. Изучаются методы регулирования поведения подростка и способы влияния на развитие его личности. Рассматриваются проблемы, возникающие у подростков, не умеющих контролировать себя, свои эмоции и чувства. Рассматривается необходимость ведения контроля за деятельностью подростков как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей. Приводятся высказывания научных деятелей о необходимости развития самоконтроля. В итоге говорится о влиянии самоконтроля на психофизическое развитие человека.

Дата публикации: 18.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Скорик София Андреевна , студентка
Трунова Анастасия Михайловна , студентка
Василенко Виктория Густавовна , канд. ист. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край

«Изучение отношения подростков к физической культуре»

Скачать статью

В статье приведены результаты изучения отношения к физической культуре и спорту учащиеся старших классов общеобразовательной школы г. Армавир. Наряду с низкой спортивной активностью, большинство детей этого возраста вообще не делают утреннюю гимнастику. Вместе с тем, их общая двигательная активность также находится на низком уровне. Сидячий образ жизни становится приоритетным направлением в развитии молодого поколения. В последние годы значительно снизилась роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи, упал общественный престиж занятий физической культурой с целью оздоровления и укрепления здоровья.

Психолого-педагогические аспекты образования

Дата публикации: 03.04.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пчёлкин Вадим Александрович , педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД «ЦВР «Академический» , Санкт-Петербург г

«Педагогическое сопровождение процесса мутации голоса (на примере деятельности хоровой студии мальчиков и юношей)»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу особенностей педагогического сопровождения мальчиков-певцов в мутационном периоде.

Психология

Дата публикации: 19.12.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Сабирова Лилия Эмерьевна , бакалавр , педагог-психолог
ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище» Минобороны России , Татарстан Респ

«Агрессивное поведение подростков – это способ защиты или способ общения?»

Скачать статью

В статье раскрывается проблема агрессивного поведения подростков. Автором для изучения вопроса причины агрессивного поведения подростков была проведена аналитическая работа и сделан вывод.

Педагогика

Дата публикации: 27.06.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Захаров Максим Алексеевич , магистрант
ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» , Костромская обл

«Психолого-педагогические условия развития активности одаренного подростка в школьной и внешкольной деятельности»

Скачать статью

В статье рассматриваются результаты апробации психолого-педагогических условий развития активности одаренного подростка в разных видах деятельности, как школьной, так и внешкольной, дано описание форм и методов активизации у них интереса и мотивации к совместной проектной деятельности в творческом объединении одаренных сверстников по разработке бизнес-идей и бизнес-планов по их реализации.

Тема номера

Дата публикации: 25.05.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Беляев Никита Антонович , магистрант
Руденко Ирина Викторовна , д-р пед. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» , Самарская обл

«Формирование медиакомпетентности у школьников в системе дополнительного образования»

Скачать статью

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у школьников медиаграмотности, медиакомпетентности и медиакультуры, т.е. «мягких навыков» (soft skills) и навыков создания различного медиаконтента. Автор считает, что для развития сферы креативных индустрий (куда входят кинопроизводство, дизайн, СМИ и др.), необходимы специалисты, которых надо готовить в школьном возрасте. Этому может способствовать система дополнительного образования. Цель статьи заключается в обосновании и разработке программы дополнительного образования школьников, направленной на формирование медиакомпетентности. Методы исследования: психолого-педагогический анализ литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование, проектирование программы. Результаты. Автором разработана диагностическая карта и критерии выявления медиаграмотности и медиакомпетентности у школьников. На основе проведенных методик и обработки результатов по четырем критериям (уровень сформированности: когнитивных, мировоззренческо-личностных, мотивационно-потребностных и деятельностно-поведенческих качеств) выявлен уровень медиаграмотности коллектива школьников МБОУ ДО «Икар» г.о. Тольятти. Автором разработана программа, позволяющая восполнить образовательные дефициты в этом направлении. Выводы. Медиакомпетентность является необходимым навыком для современного школьника среднего и старшего возраста и способствует развитию творческой активности и коммуникабельности. Медиакомпетентность можно сформировать в рамках прохождения программы дополнительного образования по созданию продуктов медиаискусства.

Психология

Дата публикации: 23.05.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Кушнерова Анастасия Владимировна , магистрант
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» , Чувашская Республика - Чувашия
Майорова Наталья Владимировна , канд. пед. наук , педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары , Чувашская Республика - Чувашия

«Подростковый возраст как фактор склонности к рискованному поведению»

Скачать статью

Проблема рискованного поведения в подростковом возрасте достаточно актуальна. В статье рассмотрены особенности подросткового возраста как фактора склонности к деструктивному поведению. Авторами также представлены результаты исследования причин и наиболее распространенных форм рискованного поведения в подростковом возрасте.

Педагогика

Дата публикации: 21.03.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Горбанёва Юлия Сергеевна , студентка
Фоменко Елена Евгеньевна , заведующая кафедрой
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» , Ставропольский край

«Возможности декоративной композиции для нравственно-эстетического воспитания подростков»

Скачать статью

В статье рассматриваются возможности декоративной композиции для нравственно-эстетического воспитания подростков.