List of publications on a keyword: «ТНР»


Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Publication date: 13.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Oksana V. Kanareikina
Cheboksarskaia NOSh dlia detei s OVZ 1 , Чувашская Республика - Чувашия

«Формирование умения выполнять анализ и синтез предложения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Download an article

В статье рассматривается формирование умения выполнять анализ и синтез предложения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Эта проблема одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет не только на успеваемость, но и на письменную речь ребёнка и определяет успешность овладения ребёнком грамоты.

Педагогика

Publication date: 11.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Marina L. Galutskikh
Anastasiia S. Mazikina
MDOU "D/S 15" , Белгородская обл

«Klubnyi chas kak tekhnologiia pozitivnoi sotsializatsii doshkol'nikov s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье рассматривается потенциал педагогической технологии «Клубный час» в создании условий для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). На основе практического опыта дошкольных образовательных организаций анализируются принципы и алгоритм внедрения технологии, выделяются ключевые направления ее адаптации для воспитанников с речевыми нарушениями. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной инициативы, саморегуляции, социальной уверенности и преодолению тревожности. Приводятся данные, демонстрирующие положительную динамику социального развития и речевой активности детей с ТНР в результате систематического проведения «Клубного часа». Делается вывод об эффективности данной технологии как инструмента, отвечающего требованиям ФГОС ДО и способствующего построению инклюзивной образовательной среды.

Publication date: 11.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Natalia N. Malakhova , master
Oksana I. Stepanova , bachelor
МБДОУ ДС №46 "Вишенка" , Белгородская обл

«Ispol'zovanie narodnogo fol'klora v nepreryvnom obrazovatel'nom protsesse doshkol'nikov s tiazhelymi narusheniiami rechi cherez proektnuiu deiatel'nost'»

Download an article

Описываются различные техники применения народного фольклора для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также очередность и системность коррекционно-развивающей работы с детьми.

Publication date: 10.12.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Klavdiia F. Kudinova
Galina V. Nikolskaia
Elena V. Semykina
MBDOU "D/S 52" , Белгородская обл

«Sistema psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia k shkol'nomu obucheniiu detei s TNR v DOU»

Download an article

В статье рассматриваются трудности детей с ТНР при подготовке к школе. Авторами предлагается создание системы сопровождения всех специалистов дошкольного учреждения для таких детей и их родителей.

Publication date: 20.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Elena A. Belenchuk
Tatiana V. Rudneva
Larisa I. Makarenko , учитель-логопед
MBDOU "D/S 52" , Белгородская обл

«Organizatsiia vzaimodeistviia s roditeliami (zakonnymi predstaviteliami) v gruppe detei s tiazhiolymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье рассматривается взаимодействие с родителями воспитанников, которое является важной стороне работы дошкольного образовательного учреждения. Отмечается, что дети находятся в группе компенсирующей направленности и поддержка семьи для них особенно необходима.

Publication date: 19.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Ekaterina I. Murchina
Aleksandra A. Kagaikina
Evgeniia V. Gibadulina
MBDOU "D/S 205" "Novograd" g. Cheboksary Chuvashskoi Respubliki , Чувашская Республика - Чувашия

«Effektivnye formy vzaimodeistviia pedagoga-psikhologa i uchitelia-logopeda s roditeliami v protsesse korrektsionnoi raboty s doshkol'nikami s TNR»

Download an article

В статье описывается опыт взаимодействия педагогов и родителей в условиях оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями. Освещаются возможности организационных форм работы педагога-психолога и учителя-логопеда, взаимодействующих с родителями в рамках информационного и обучающегося просвещения. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект в коррекционно-развивающей деятельности ДОУ.

Publication date: 18.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Tatiana S. Osetrova
Svetlana I. Syrova
MBUDO "Belgorodskii Dvorets detskogo tvorchestva" g. Belgoroda , Белгородская обл

«Obuchenie cherez igru doshkol'nikov s TNR na zaniatiiakh rodnogo i inostrannogo iazykov»

Download an article

В статье представлены рекомендации по обучению дошкольников с ТНР на занятиях родного и иностранного языков. Автором отмечается, что именно игровые ситуации позволяют создавать эмоционально-положительное отношение к изучению родного и иностранного языков, стимулируя речемыслительную деятельность дошкольника в процессе игры.

Психология

Publication date: 13.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Alina V. Nikitina
BU ChR "Respublikanskii klinicheskii onkologicheskii dispanser" , Чувашская Республика - Чувашия

«Formirovanie gendernoi identichnosti u detei starshego doshkol'nogo vozrasta s narusheniem rechi»

Download an article

В статье рассматривается необходимость разработки инновационных подходов к воспитанию подрастающего поколения, учитывающих гендерные, возрастные и индивидуальные аспекты в социальном контексте. Приводятся результаты эксперимента с проверкой эффективности разных методик.

Исследования в образовании и образовательные практики

Publication date: 26.11.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Elena P. Golubeva
Nadezhda E. Afanaseva
Natalia P. Bychkova
MBDOU "D/S 40 "Radost'" , Чувашская Республика - Чувашия

«Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii v korrektsionnoi rabote s det'mi s TNR»

Download an article

В статье рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР и их благотворное влияние на психическое и физическое состояние детей.

Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования

Publication date: 10.11.2025
Evaluate the material Average score: 4 (Всего: 1)
Svetlana A. Vasileva
MBDOU "D/S 27 "Riabinka" ,

«Konspekt zaniatiia po formirovaniiu leksiko-grammaticheskikh predstavlenii v podgotovitel'noi gruppe dlia detei s TNR»

Download an article

В статье представлен конспект занятия, направленного на формирование лексико-грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Для решения коррекционных задач предлагается использовать инновационные технологии: игровые, компьютерные, здоровьесберегающие.

Педагогика

Publication date: 22.07.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Evelina F. Pershina
Marina L. Galutskikh
Irina A. Tomarovskaia
MDOU "D/S 15" , Белгородская обл

«Chitatel'skaia gramotnost' kak osnova funktsional'noi gramotnosti u detei doshkol'nogo vozrasta s TNR»

Download an article

В статье рассматривается роль читательской грамотности в формировании функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Анализируются методы и приемы, способствующие развитию предпосылок чтения и понимания текстов у данной категории детей. Особое внимание уделяется адаптивным стратегиям, коррекционно-развивающим технологиям и взаимодействию педагогов с родителями.

Publication date: 21.07.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Olga B. Dunaeva
Nataliia V. Koneva
Tatiana A. Pliokhova
Veronika A. Ulianova
MBDOU "D/S 52" , Белгородская обл

«Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s TNR, napravlennoe na razvitie vnimaniia»

Download an article

Авторы рассказывают о системе игровых упражнений, разработанных специально для развития внимания, одного из важных когнитивных навыков, без которого школьное обучение будет затруднено. Анализируются психолого-педагогические характеристики детей с ТНР, включая недостаточную устойчивость и объем внимания, трудности саморегуляции и самоконтроля, а также влияние этих особенностей на формирование речевых и когнитивных навыков.

Инклюзивное образование

Publication date: 30.05.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Svetlana A. Vasileva
MBDOU "D/S 27 "Riabinka" ,

«Konspekt zaniatiia po formirovaniiu leksiko-grammaticheskikh predstavlenii v podgotovitel'noi k shkole gruppe dlia detei s TNR»

Download an article

В работе исследуется вопрос формирования лексико-грамматических представлений у детей с ТНР. В статье для решения коррекционных задач предлагается использовать инновационные технологии: игровые, компьютерные, здоровьесберегающие.

Publication date: 01.07.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Nadezhda S. Krotova
Irina B. Ershova
Anna V. Ilina
MBDOU "D/S 208" , Чувашская Республика - Чувашия

«Logoritmika kak sposob sotrudnichestva uchitelia-logopeda, muzykal'nogo rukovoditelia i instruktora po fizicheskoi kul'ture v DOU v rabote s det'mi s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье описано применение логопедической ритмики, комплексной методики, опирающейся на связь слова, музыки и движения, специалистами ДОУ. Авторами рассматривается логоритмика как один из способов взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ТНР.

Педагогика

Publication date: 29.04.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Ekaterina V. Vasileva
Olga N. Belova
MBDOU "D/S 27 "Riabinka" ,

«Stsenarii dramatizatsii russkoi narodnoi skazki "Zaiushkina izbushka" s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta s tiazhelymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье представлен сценарий совместного досуга воспитанников с родителями в детском саду. Авторами отмечено, что использование театрализованной деятельности, как формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников с ТНР, позволяет созданию дружественной и благоприятной атмосферы, способствующей сближению и взаимопониманию между детьми и взрослыми.

Publication date: 09.04.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Svetlana V. Iakovleva
Galina V. Vasileva
MBDOU "D/S 27 "Riabinka" ,

«Konspekt dosuga "V gostiakh u skazki" v podgotovitel'noi k shkole gruppe dlia detei s TNR»

Download an article

В статье представлен опыт проведения занятия для детей с ТНР в подготовительной группе. Особое внимание уделяется развивающим и образовательным задачам.

Publication date: 11.03.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Iuliia V. Glushkova
Lubov S. Shcherbina
Tatiana T. Fedoseenko
MSBEI K/g of a combined type №46 "Kolokolchik" , Белгородская обл

«Neiroigry v rabote s doshkol'nikami s TNR»

Download an article

В статье освещается актуальность использования нейроигр в работе педагогов и логопеда. Дано обоснование и цели коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством нейроигр. Авторами представлены варианты игр и варианты их использования в коррекционной работе по развитию речи детей с ТНР.

Инклюзивное образование

Publication date: 03.02.2025
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Fliora K. Akhmedzhanova
Elena E. Iudina
Regina F. Ilmukhina
Farida R. Nazarova
MADOU "D/S 408" , Татарстан Респ

«Skazkoterapiia v razvitii emotsional'noi sfery detei s tiazhiolymi narusheniiami rechi»

Download an article

В статье представлен один из наиболее значимых методов коррекции нарушений эмоциональной сферы, детских страхов и повышенной тревожности в детском возрасте у детей с тяжёлыми нарушениями речи – сказкотерапия. Авторами раскрывается значение сказкотерапии для развития у детей с ТНР внимания и памяти.

Педагогика

Publication date: 07.11.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Anna S. Volobueva
Svetlana I. Alekseeva
MBDOU "D/S 56 "Solnyshko" , Белгородская обл

«Formirovanie navyka slovoobrazovaniia u detei 6-7 let s tiazhelymi narusheniiami rechi posredstvom tekhnologii "Krioterapiia»

Download an article

В статье рассматривается проблема формирования навыка словообразования у детей 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи и эффективность применения криотерапии как инновационного метода в коррекционной работе. Авторы анализируют особенности речевого развития детей с нарушениями, а также обосновывают выбор криотерапии как способа стимулирования речевой активности и улучшения фонематического восприятия. В ходе исследования были проведены практические занятия, в которых использовались элементы криотерапии, направленные на активизацию речевой деятельности и формирование новых слов. Результаты показали положительное влияние криотерапии на развитие навыков словообразования, что подтверждается улучшением показателей в речевых тестах и положительными отзывами родителей и педагогов. Статья подчеркивает важность индивидуального подхода и использование современных методик в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Publication date: 15.10.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Liudmila I. Meshkova
MPEI Combinatory Kindergarden №105 , Тверская обл

«Igrovye priiomy, napravlennye na razvitie orientirovki v okruzhaiushchem mire u doshkol'nikov s TNR»

Download an article

В статье представлены варианты упражнений на развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы. В том числе, автор выделяет функции коррекции, развитие каждой является отдельной задачей.

Коррекционная педагогика

Publication date: 16.04.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Olga N. Isaeva
Galina N. Sovetnikova
MBDOU "D/S 27 "Riabinka" ,

«Turizm i ekskursii kak osobyi vid deiatel'nosti, napravlennyi na ukreplenie zdorov'ia detei doshkol'nogo vozrasta s TNR»

Download an article

В статье рассматривается поиск подходов для развития физических качеств детей с ТНР и оздоровление через туризм и экскурсии, повышение информационной компетенции воспитанников и родителей. Авторами представлены методические рекомендации по взаимодействию с детьми дошкольного возраста и их родителями с целью проведения оздоровительных мероприятий.

Педагогика

Publication date: 29.02.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Liudmila V. Murashova
MBDOU D/S 16 "Ivushka" , Белгородская обл

«Formirovanie lichnoi bezopasnosti doshkol'nikov v dorozhno-transportnykh situatsiiakh cherez igry»

Download an article

В статье представлено направление по формированию у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ответственного отношения к личной безопасности в дорожно-транспортных ситуациях. Автор описывает основные подходы к данной проблеме, выделяет методы ее решения.

Publication date: 15.02.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Olga S. Mukhina
Oksana V. Kirichenko
Irina N. Sazonova
MBDOU "D/S 52 "Lastochka" , Белгородская обл

«Optimizatsiia protsessa korrektsii rechi posredstvom innovatsionnykh tekhnologii: umnoe zerkalo ArtikMe»

Download an article

В федеральной адаптивной образовательной программе дошкольного образования уделяется большое внимание организации образовательного и коррекционного процесса с дошкольниками с ТНР. Педагогов нацеливают на создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, активизирующей желание и стремление воспитанников выполнять задания и упражнения, доставляющие ему удовольствие от образовательной деятельности. Развитие у дошкольников наглядно-действенного мышления, наличие непроизвольного характера памяти обеспечивает лучшее усвоение наглядного материала в отличие от вербального.

Коррекционная педагогика, дефектология

Publication date: 22.01.2024
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Liudmila V. Gilmanova , candidate of pedagogic sciences , преподаватель
GAPOU "Naberezhnochelninskii pedagogicheskii kolledzh" , Татарстан Респ
Leisan I. Gogina
Gulnara A. Khusnutdinova
Oksana V. Danilova
MBDOU "D/S 129 "Belosnezhka" , Татарстан Респ

«Obuchenie detei gramote v starshei logopedicheskoi gruppe s TNR»

Download an article

В статье раскрываются аспекты обучения детей грамоте в старшей логопедической группе с ТНР. Авторами представлена модель методических приемов для взаимодействия педагога с ребенком, перечислены этапы.

Publication date: 05.12.2023
Evaluate the material Average score: 0 (Всего: 0)
Alina E. Lezhepekova
Elena P. Makovetskaia
MBOU "Nachal'naia shkola - D/S 55" , Белгородская обл

«Igrovye priemy razvitiia rechevogo dykhaniia u detei s TNR mladshego shkol'nogo vozrasta»

Download an article

В настоящее время очень актуален вопрос развития речи и одной из важных составляющей является речевое дыхание. В статье авторы рассматривают игровые приемы, способствующие развитию речевого дыхания у детей с ТНР младшего школьного возраста.