List of publications on a keyword: «образовательная среда»
Педагогика
FSBEI of HE "Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University" , Нижегородская обл
«Opportunities for Developing Students’ Spatial Thinking in the Process of Learning Geometry and Stereometry within a Digital Educational Environment»
Abstract. This article discusses how students’ spatial thinking can be developed when geometry and stereometry are studied within a digital learning environment. The focus is on how learners work with visual images, mentally “rotate” shapes, transform their position, and understand how different elements are connected in space. Drawing on the works of domestic researchers and current educational documents of Kazakhstan, the text shows that the transition to digital learning has significantly expanded opportunities for such development. Interactive models, dynamic mathematics software, and various multimedia materials make explanations more visual and closer to real practice. Special attention is given to GeoGebra, which helps present complex configurations in a way that makes them easier for students to grasp and experiment with. The article also highlights effective teaching techniques and the difficulties students most often face when dealing with three-dimensional objects.
MBDOU "D/S "Berezka" , Астраханская обл
Olesia V. Nurgalieva
MBOU "Ikrianinskaia NOSh" , Астраханская обл
Gulmira A. Drozdova
Liudmila A. Dubrovina
MKDOU "D/S "Solnyshko" , Астраханская обл
«Rol' vospitatelia v formirovanii sotsial'nykh navykov u detei»
Статья посвящена вопросу изучения процесса формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста посредством целенаправленной педагогической деятельности воспитателей. Рассматриваются теоретические основы и практические методики, используемые специалистами для эффективного развития у детей необходимых компетенций, включая коммуникативные способности, эмоциональный интеллект и навыки конструктивного взаимодействия. Особое внимание уделяется созданию комфортной образовательной среды, обеспечивающей эффективное развитие социальных навыков, а также разработке индивидуальных программ коррекции и поддержки детей с особыми потребностями.
FSBEI of HE "Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University" , Нижегородская обл
«Development of Educational Motivation in a Digital Environment: From Consumer Interest to the Formation of Future Professional Competencies»
The article addresses the problem of insufficient student motivation to study information technologies and proposes a model for integrating curricular and extracurricular computer science activities to foster a sustainable interest in the IT sphere. The principles of best pedagogical practices are outlined, including a practice-oriented approach, the study of cross-cutting digital technologies, contextual learning, and career guidance support. The article presents elements of the model's implementation in a lyceum, as well as expected results and prospects for its application.
Olga V. Pilicheva
MBU DO "DDT" , Белгородская обл
«Istoriia i dukhovnye traditsii kak kliuchevye osnovy formirovaniia nravstvennykh kachestv u uchashchikhsia v obrazovatel'noi srede»
MBOU "SOSh 51" , Астраханская обл
Marina A. Pavlova
MBOU "SOSh 27" , Астраханская обл
«Formirovanie nravstvennoi pozitsii obuchaiushchikhsia obrazovatel'nogo protsessa na urokakh matematiki»
MBOU "Staroil'deriakovskaia SOSh" Aksubaevskogo munitsipal'nogo raiona Respubliki Tatarstan , Татарстан Респ
«Osobennosti metodov obucheniia angliiskomu iazyku dlia razvitiia kommunikativnykh UUD pri ispol'zovanii tsifrovoi obrazovatel'noi sredy»
В статье рассматриваются особенности применения различных методов обучения английскому языку в контексте цифровой образовательной среды (ЦОС) с целью развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Анализируются преимущества и недостатки использования цифровых инструментов для активизации речевой деятельности, формирования навыков сотрудничества и развития критического мышления. Особое внимание уделяется методическим аспектам организации учебного процесса, направленным на эффективное использование возможностей ЦОС для достижения образовательных целей.
MBOU "SOSh 37" , Кемеровская обл
«Ispol'zovanie tsifrovykh resursov i sotsial'nykh setei dlia podgotovki k OGE po obshchestvoznaniiu»
В статье рассматриваются актуальные возможности цифровых платформ и социальных сетей для повышения эффективности подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Проанализированы преимущества и риски использования онлайн-ресурсов. Представлен систематизированный обзор наиболее полезных инструментов и даны практические рекомендации по их интеграции в учебный процесс для учителей, репетиторов и самостоятельной работы учащихся.
MAOU "Gimnaziia 5" , Свердловская обл
«Osobennosti metodov obucheniia informatike dlia razvitiia kommunikativnykh UUD pri ispol'zovanii tsifrovoi obrazovatel'noi sredy»
В статье рассматриваются особенности методов обучения информатике, которые способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий при использовании цифровых образовательных сред. Рассматриваются основные методы обучения, такие как исследовательский, эвристический и метод проектов, а также особенности цифровой среды, включая интерактивность, совместную работу и индивидуализацию. Приводятся преимущества и проблемы использования цифровых технологий в образовании.
MBOU "Mnogoprofil'naia shkola 181" Sovetskogo raiona g. Kazani , Татарстан Респ
«Kul'tura kak resurs: razvitie kreativnosti podrostkov v obrazovatel'noi srede»
В статье рассматривается проблема развития креативности как ключевой компетенции современного человека в подростковом возрасте. Представлена модель работы, интегрирующая культурный контекст в образовательную среду через систему практико-ориентированных методов и форм деятельности. Описаны конкретные педагогические практики (арт-медиация, проектная деятельность, культурная идентификация), показавшие свою эффективность в формировании творческих качеств личности, критического мышления и гражданской идентичности школьников.
Современные технологии в образовании
MBOU "SOSh 64" , Чувашская Республика - Чувашия
«Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii»
В статье анализируются процессы интеграции цифровых технологий в систему образования Российской Федерации. Основное внимание уделяется проблемам, возникающим в рамках масштабной государственной цифровизации. В исследовании применяются методы системного анализа для выявления взаимосвязей между стратегическими инициативами, технологической инфраструктурой и педагогическими практиками. В результате анализа выявляются ключевые вызовы, включая цифровое неравенство, разный уровень готовности педагогов и проблемы конфиденциальности данных. Долгосрочная эффективность цифровой трансформации определяются способностью системы объединить технологический прогресс с педагогическими целями, обеспечить равный доступ и сформировать образовательную среду, целью которого является развитие критического мышления наряду с цифровой грамотностью.
Социальные процессы и образование
MBOU "Toisinskaia SOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Proekt "Glazam strashno, a ruki delaiut»
В статье рассматривается проект, который направлен на формирование практических умений и навыков труда, развитие уверенности в собственных силах и преодоление страха перед выполнением сложных задач. Цели проекта: формирование практических умений и навыков труда, развитие уверенности в себе и преодоление страхов перед трудовыми задачами, воспитание уважения к труду и осознание его важности в жизни человека. Задачи проекта: 1) создание безопасной и комфортной образовательной среды (материально-техническое оснащение, организация пространства, стимулирующего активность детей); 2) развитие мотивации к участию в трудовой деятельности (игры, задания и соревнования, формирующие интерес и увлеченность трудом); 3) формирование креативного мышления (свободная творческая деятельность, поощрение экспериментов и ошибок как опыта); 4) осознание значимости труда как жизненной ценности (занятия, раскрывающие роль труда в истории, обществе и окружающей среде); 5) интеграция родителей и заинтересованных лиц (активное привлечение родителей и предприятий к образовательному процессу). Автором также приводятся этапы реализации проекта и оценка результатов. Проект способствует развитию трудового воспитания, повышению уровня подготовки школьников и улучшению качества образования в области практической деятельности.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
MBOU "Privolzhskaia OOSh" , Чувашская Республика - Чувашия
«Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii na urokakh biologii»
В работе анализируются современные тенденции ухудшения физического и психоэмоционального состояния учащихся, вызванные статичной позой, когнитивными нагрузками и цифровыми факторами. Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как совокупность методов и организационных подходов, направленных на создание условий для снижения негативного воздействия на здоровье учащихся и формирование мотивации к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяется организационно-педагогическим, двигательно-активным, психологическим, содержательно-интегративным и цифровым направлениям. Практические рекомендации включают физкультминутки, сенсорные упражнения, проекты по здоровому образу жизни и экологические исследования. Реализация здоровьесберегающих технологий повышает качество усвоения учебного материала и способствует устойчивому развитию образовательной среды.
Педагогика
MBOU g. Astrakhani "SOSh 18 im. 28 Armii" , Астраханская обл
«Osnovy prepodavaniia finansovoi gramotnosti v sootvetstvii s obnovlennym FGOS»
Dmitrii G. Zabroda , candidate of juridical sciences, associate professor , доцент, начальник кафедры
Krymskii filial FGKOU VO "Krasnodarskii universitet MVD Rossii" , Крым Респ
«Ispol'zovanie chat-bota pri osvoenii programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia dlia sotrudnikov politsii, realizuemykh iskliuchitel'no s primeneniem distantsionnykh tekhnologii»
В статье рассмотрены вопросы внедрения чат-бота как инструмента повышения качества подготовки лиц, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования МВД России. На примере дополнительной профессиональной программы «Повышение квалификации старших участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России по теме: «Деятельность по рассмотрению заявлений и обращений граждан, принятие по ним процессуальных решений». Раскрыты цели его использования, структура и содержание чат-бота, а также технические условия для его интеграции в электронную среду образовательной организации. Высказаны предложения для решения основных проблем, которые возникают при разработке и внедрении подобного чат-бота в современных условиях.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
Olga V. Parfionova
FSBEI of HPE “Chuvash State Pedagogical University named after I.Yа. Yakovlev” , Чувашская Республика - Чувашия
«Metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov pri razrabotke tsifrovoi obrazovatel'noi sredy DOU»
MBOU "SOSh 20" , Чувашская Республика - Чувашия
Svetlana V. Stepanova
MBOU "SOSh 41" , Чувашская Республика - Чувашия
«Realizatsiia kontseptsii shkoly-sada»
В статье рассматривается образ школы как живого сада, где каждый ребенок – уникальное растение, который требует особого подхода и заботы. Подробно раскрываются принципы «садовой педагогики», методы создания развивающей образовательной среды и роль учителя как внимательного садовника, способного распознать и поддержать индивидуальность каждого ученика. Автор дает практические рекомендации по трансформации традиционного образовательного процесса в пространство, где гармонично сочетаются академические знания и духовно-нравственное развитие личности.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
Mariia S. Emelianova
Anna V. Rikmasova
MBDOU "Atlashevskii detskii sad "Zolushka" Cheboksarskogo munitsipal'nogo okruga Chuvashskoi Respubliki , Чувашская Республика - Чувашия
«Patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov: teoreticheskie aspekty i prakticheskie rekomendatsii»
Статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается вопрос о различных подходах к формированию основ гражданской позиции и любви к Родине у маленьких граждан страны. Анализируются особенности восприятия детьми понятий патриотизма, рассматриваются возможности образовательной среды и семьи в формировании позитивного отношения ребёнка к своей стране. Представлены конкретные методические приёмы и формы организации воспитательной работы в детском саду, направленные на развитие патриотических чувств у воспитанников. Особое внимание уделено роли игровых методов и проектов, направленных на знакомство детей с культурным наследием родного края и традициями своего народа.
Инклюзивное образование
MBOU "Staroil'deriakovskaia SOSh" , Татарстан Респ
«Inkliuzivnoe obrazovanie: vyzovy i vozmozhnosti»
В статье рассматриваются основные вызовы, с которыми сталкивается внедрение инклюзии: организация инклюзивного образования в школе, формы инклюзии в школе. Несмотря на сложности, инклюзивное образование открывает значительные возможности, способствуя развитию навыков сотрудничества, уважения к различиям среди всех участников образовательного процесса. Таким образом, инклюзивное образование является важным фактором создания безопасной и поддерживающей образовательной среды, направленной на раскрытие потенциала каждого ученика.
SOSh 54 , Чувашская Республика - Чувашия
«Inkliuzivnoe obrazovanie kak resurs formirovaniia tolerantnosti v sovremennoi obrazovatel'noi srede»
В статье рассматривается проблема инклюзивного образования в контексте его потенциала для формирования толерантности у всех участников образовательного процесса. Анализируются основные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), создающие нормативно-правовую основу для инклюзии. Доказывается, что инклюзивная практика является не только условием социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП), но и мощным педагогическим ресурсом воспитания ценностного отношения к многообразию, эмпатии и гражданской солидарности в обществе.
Педагогика
MBOU g. Astrakhani "SOSh 18 im. 28 Armii" , Астраханская обл
«Realizatsiia dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm s primeneniem elektronnogo obucheniia i distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii»
Авторы статьи отмечают, что использование дистанционных образовательных технологий подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся осваивает дополнительную общеобразовательную программу или ее часть полностью удаленно, в том числе с использованием ЭИОС, функциональность которой обеспечивается организацией. В статье раскрываются особенности дистанционного обучения.
Естественные науки (физические и химические науки)
MBOU "Sosnovskaia SOSh" , Кемеровская обл
«Vozmozhnosti ispol'zovaniia oborudovaniia "Tochki Rosta" pri podgotovke k ekzamenu po fizike»
Педагогика
MKOU "Goncharovskaia SOSh" , Курская обл
«Sovremennye informatsionnye tekhnologii na urokakh matematiki»
Физическая культура и спорт
MBOU "Mnogoprofil'naia gimnaziia 189 "Zaman" , Татарстан Респ
«Transparentnaia model' raboty s odarennymi det'mi v uchrezhdeniiakh dopolnitel'nogo obrazovaniia fizkul'turno-sportivnoi deiatel'nosti»
В статье рассматриваются вопросы теоретико-методологических и практических аспектов работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Проанализированы современные подходы к пониманию феномена одаренности, выделены основные формы и стратегии работы в учреждениях дополнительного образования, раскрыта специфика диагностики и сопровождения спортивно одаренных детей. Особое внимание уделено педагогическим условиям, обеспечивающим развитие индивидуальных способностей, а также методам стимулирования и поддержки личностного роста в условиях спортивной деятельности. Сделан акцент на необходимости создания образовательной среды, способствующей выявлению и развитию скрытых талантов, формированию мотивации и самореализации.
Педагогика
FSBEI of HE "Ryazan State University named after S.A. Esenin" , Рязанская обл
«Formation of digital management competences of heads of educational organizations in the conditions of digital transformation: experience of Ryazan region»
Статья посвящена формированию цифровых управленческих компетенций руководителей образовательных организаций в условиях цифровой трансформации. На примере Рязанской области анализируются ключевые вызовы и описываются эффективные региональные практики: обучение, консультационная поддержка, использование цифровых платформ и аналитических инструментов. Особое внимание уделено развитию навыков работы с данными и цифрового взаимодействия. Показано, что системный подход способствует успешной интеграции цифровых технологий в управление образованием.
GBNOU "Akademiia talantov" Sankt-Peterburga , Санкт-Петербург г
«Sovremennye formy raboty s odarennymi det'mi»
Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса для одаренных детей и подростков. Автор рассматривает необходимость адаптации традиционных учебных программ под специфику одаренных учащихся, подчеркивая значимость индивидуальных образовательных траекторий. Особое внимание уделяется эффективному использованию метода проектов и исследовательской деятельности, которые способствуют развитию творческих и аналитических навыков, необходимых для успешной профессиональной карьеры. Подчеркивается важная роль профильного обучения и наставничества в создании условий для полноценного раскрытия интеллектуального потенциала молодых людей. Дополнительно отмечается положительная роль игровых технологий, повышающих мотивацию и вовлечение в учебный процесс. Итоги исследования показывают высокую практическую ценность разработанных предложений, рекомендуемых для включения в общую стратегию государственной образовательной политики. Рекомендуется продолжение исследований, направленных на дальнейшее улучшение качества работы с одаренными детьми посредством систематизации опыта и изучения новых педагогических инструментов.

