Список публикаций по ключевому слову: «региональный компонент»
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МБОУ «Комсомольская СОШ №1» , Чувашская Республика - Чувашия
«Необходимость использования национально-регионального компонента на уроках технологии на примере конструирования чувашского платья»
В статье рассматривается внедрение национально-регионального компонента на уроках технологии на примере конструирования чувашского платья. Отмечается, что это позволяет не только углубить знания учащихся о своей культуре, но и развивает ключевые навыки, такие как критическое мышление, креативность и практическое применение знаний.
Развитие психолого-педагогического сопровождения в современном образовании
Федосеенко Татьяна Тихоновна , воспитатель
Глушкова Юлия Владимировна , учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №46 «Колокольчик» , Белгородская обл
««Мини-музей в чемодане»: инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников»
В статье представлен успешный результат АПО, реализованного на базе МБДОУ «Д/С №46 «Колокольчик» г. Белгорода, по формированию основ духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается технология создания и использования мобильного, многофункционального пособия «Мини-музей в чемодане» как эффективного средства приобщения детей к культурно-историческому наследию своей «малой родины» – Белгородской области.
Географические науки (география, история географии, страноведение, краеведение, геодезия и др.)
МБОУ «Центр образования №6» «Перспектива» , Белгородская обл
«Межпредметные связи в преподавании географии: реализация ФГОС и регионального компонента Белгородской области»
В статье подчеркивается, что современное географическое образование в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса. Одним из ключевых направлений становится развитие межпредметных связей, которые позволяют обучающимся формировать целостное представление о мире и его закономерностях. В условиях новых образовательных стандартов особое значение приобретает интегративный подход, когда знания из различных дисциплин объединяются для решения комплексных задач и проблем. Межпредметные связи в преподавании географии представляют собой не просто формальное объединение различных учебных предметов, а глубокую интеграцию знаний, методов и подходов, направленную на формирование у обучающихся системного мышления и научной картины мира. В рамках ФГОС особое внимание уделяется развитию метапредметных компетенций, что делает межпредметные связи неотъемлемой частью образовательного процесса.
Медицинские науки
Щербакова Ирина Викторовна , старший преподаватель
Тупикин Дмитрий Владимирович , канд. мед. наук, канд. биол. наук, доцент , заведующий кафедрой
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России , Саратовская обл
«Страницы истории фармации: развитие фармацевтического образования в г. Саратове и Саратовской губернии»
Статья посвящена истории становления и развития фармацевтического образования в Саратове и Саратовской губернии в контексте регионального компонента. Рассматриваются ключевые этапы формирования аптечного дела, открытия первых аптек, создания фармацевтических школ и курсов, а также влияние медицинских учреждений на подготовку специалистов. Особое внимание уделено роли Саратовского государственного медицинского университета в развитии фармацевтического образования.
Образовательный процесс в организациях общего и дополнительного образования
МАОУДО «ДДЮТ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Изучение национальных традиций как фактор воспитания и формирования духовной культуры учащихся (на примере МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары)»
В работе проанализирован опыт работы Дворца детского (юношеского) творчества города Чебоксары по изучению, сохранению и развитию национальной культуры. В статье утверждается, что приобщение новых поколений к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Педагогика
Троянович Людмила Николаевна , учитель
МБОУ «СОШ №36» , Белгородская обл
«Реализация регионального компонента на уроках русского языка»
В статье рассматривается вопрос изучения диалектной лексики на уроках русского языка. Авторами отмечено, что региональный компонент обогащает образовательный процесс, помогает учащимся глубже понять язык, культуру своего региона, развивает языковые навыки, формирует уважение к многообразию и богатству русского языка, что способствует сохранению культурного наследия и формированию у учащихся чувства гордости за свое происхождение.
МБДОУ «Д/С №84» , Белгородская обл
«Педагогические условия реализации национально-регионального компонента народной художественной культуры по программе дошкольного образовательного учреждения»
Статья посвящена вопросу реализации национально-регионального компонента через изучение и развитие традиционной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автором предложены программы для развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в ходе слушания музыки, пения песен.
МБОУ «СОШ №13» , Чувашская Республика - Чувашия
«Этнокультурный аспект в преподавании истории и обществознания»
Современные технологии в образовании
Якунина Татьяна Владимировна , учитель
МБОУ «СОШ №12» , Чувашская Республика - Чувашия
«Школьный кружок мультипликации как форма реализации творческого потенциала обучающихся»
Мультипликация, анимация и развивающиеся технологии по созданию мультфильмов вызывают интерес у школьников. Мультипликация тесно связана с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, театром, режиссурой, киносъемкой и информатикой. А если мультфильм познавательный, то в нем можно применить знания физики, химии, биологии, математики, музыки и других предметов. Чаще всего в работе с мультфильмами во время их просмотра ученики выступают как потребители. Авторами представлен школьный кружок «Волшебники мультипликации», благодаря которому у учеников появляется возможность стать творцами – создавать мультфильмы.
Педагогика
МБОУ «С(К)ОШ №38» , Вологодская обл
«Формирование интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к народным промыслам через реализацию предметной области «Технология» (профиль «Гончарное дело»)»
В данной статье рассматривается проблема воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на основе национального воспитательного идеала. Народные промыслы являются важным источником нравственного, патриотического воспитания школьников. В статье обобщен опыт работы автора за последние четыре года.
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Конченко Светлана Викторовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №167» , Иркутская обл
«Краткосрочные проекты при ознакомлении дошкольников с малой родиной»
Педагогика
МБДОУ «Д/С №3 «Солнышко» , Чувашская Республика - Чувашия
«ООД по музыкальной деятельности в подготовительной группе «Музыкальное путешествие в город Чебоксары»»
Сергеева Ольга Николаевна , музыкальный руководитель
Наумова Марина Васильевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С с. Купино» , Белгородская обл
«Музей «Комната русского быта» в ДОУ как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Дошкольная педагогика
МБОУ «НШ – Д/С №44» , Белгородская обл
Осипова Ольга Владимировна , воспитатель
Семыкина Елена Васильевна , учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/С №52» , Белгородская обл
«Дидактические игры с региональным компонентом для ознакомления старших дошкольников с родным краем»
Педагогика
МАДОО «Д/С «Родничок» , Чувашская Республика - Чувашия
«Патриотическое воспитание детей 6–7 лет через знакомство с региональным компонентом»
Синельник Ксения Валерьевна , воспитатель
МАДОУ «Д/С ОВ №78 «Гномик» , Белгородская обл
«Природа родного края как одно из средств нравственно-патриотического воспитания»
Пищевая промышленность
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» , Амурская обл
Зарицкая Виктория Викторовна , канд. биол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ , Амурская обл
«Изучение функциональных свойств и возможности применения тыквы в технологии напитков из вторичного молочного сырья»
В статье показаны состав и свойства молочной сыворотки и растительного сырья с уникальным балансом химических веществ. Рассматривается возможность применения тыквы, выращенной в Амурской области, как функционального компонента в технологии напитков из молочной сыворотки с целью решения проблемы экономии сырьевых молочных ресурсов, снижения себестоимости продукта, расширения ассортимента конкурентоспособных продуктов.
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет» , Амурская обл
Зарицкая Виктория Викторовна , канд. биол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ , Амурская обл
«Изучение растительных компонентов при производстве йогурта как функционального продукта»
В статье рассматриваются перспективы использования груши сорта «Лада амурская» районированного в условиях Амурской области, обладающей сбалансированным витаминным и минеральным составом, при производстве комбинированного молочного продукта – йогурта, позволяющего расширить ассортимент выпускаемой продукции функциональной направленности.
Проблемы повышения качества образования в современных условиях
МБОУ «Лицей №2» , Татарстан Респ
«Использование национально-регионального компонента в обучении иностранному языку»
В данной статье рассмотрено влияние регионального компонента на эффективность изучения иностранного языка. Отмечается его положительное влияние на осмысление родной культуры, что позволяет легче представлять свою культуру на иностранном языке. Автор выделяет положительные стороны, способствующие становлению личности, формированию мировоззрения в культурном развитии детей.
Дошкольная педагогика
МАДОУ МО «Д/С КВ №7 «Семицветик» , Архангельская обл
«Формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности»
В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о традициях своей малой Родины, любви к родному краю, уважения и бережного отношения к его природным богатствам, достопримечательностям.
МАДОУ «Д/С ОВ №78 «Гномик» , Белгородская обл
Ельцова Екатерина Александровна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №78» , Белгородская обл
Сафонова Людмила Ивановна , воспитатель
МБОУ «Начальная школа – детский сад №55» , Белгородская обл
«Краеведение как одно из средств патриотического воспитания»
Педагогические науки
Белицкий Максим Викторович , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Волгоградская обл
«Возможности использования лексики казачьего танца в процессе изучения народно-сценического танца в педагогическом вузе»
Психолого-педагогические аспекты образования
Новороссийский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России» , Краснодарский край
«Использование регионального компонента на уроках иностранного языка»
Статья посвящена вопросам интеграции регионального компонента в обучении иностранному языку. Автором рассмотрены основные аспекты национально-регионального компонента обучения, определены условия, при которых возможна такая интеграция. В работе также изложены основы содержания лингвистического курса с включением регионального и социокультурного компонентов, описаны возможные формы обучения.
Система образования
Колледж технологий Технологического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
Попов Гаврил Валерьевич , заведующий кафедрой
Колледж инфраструктурных технологий ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» , Саха /Якутия/ Респ
«Внедрение регионального компонента в системе СПО в Якутии»
В статье рассматривается проблема внедрения регионального компонента в системе СПО в Якутии. Для того, чтобы студенты соответствовали требованиям времени, развивающейся экономики, необходимо пересмотреть систему профессионального образования по востребованности данной республиканской отрасли развития и по особенностям регионального компонента.
Современный урок в контексте реализации ФГОС
Песин Илья Александрович , аспирант
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» , Челябинская обл
«Возможности культурного самоопределения обучающихся на основе учебника по иностранному языку»
В статье утверждается, что в процессе обучения иностранным языкам в учебники необходимо включать материалы краеведческого характера, посвященные родной культуре обучающихся. Данные материалы должны быть организованы в виде проблемных культуроведческих заданий разных типов. Это способствует лучшему осознанию обучающимися себя в качестве национально-культурных субъектов родной культуры и формированию их культурного самоопределения. Анализ результатов проведенного анкетирования подтверждает актуальность данной проблемы.

